16:03 / 08.09.2018Историки указали на стереотипность мнений про пленение Шамиля

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Падение Гуниба и пленение имама Шамиля, вопреки распространенному мнению, не привело к окончанию Кавказской войны, рассказали опрошенные “Кавказским узлом” историки. Сам образ Шамиля уже больше 150 лет используется властями для конъюнктуры и пиара, посетовали они.

Имам Шамиль, лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость, в 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен. После пленения Шамиля закончилась война на Северо-Восточном Кавказе. При этом с царскими войсками продолжали воевать черкесы на Западном Кавказе, отмечается в размещенном на “Кавказском узле” справочном материале “Кавказская война”.

После пленения Шамиля война продолжалась еще пять лет

После взятия Гуниба и пленения имама Шамиля “точка в Кавказской войне отнюдь не была поставлена”, напомнил старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов.

“На самом деле и официально, и фактически Кавказская война закончилась только через 5 лет. Ведь на северо-восточном Кавказе, в Чечне и Дагестане, была расположена лишь часть театра военных действий. Другим фронтом войны было Черноморское побережье, где царские войска вели боевые действия против многочисленных племен черкесов”, - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Вадим Муханов.

Вадим Муханов также указал, что на события Кавказской войны “сильное влияние оказала Крымская война”. “Её завершение подтолкнуло власти Российской империи к активизации политики на Кавказе и усилению давления в регионе. И первой вехой такой активной политики стало пленение имама Шамиля и прекращение широкомасштабной войны в Дагестане и Чечне”, - заметил Муханов.

Историк назвал бесспорным то, что имам Шамиль на момент взятия Гуниба “был знаковой фигурой для всего Кавказа”.

“Однако действительности не соответствует утверждение о том, что именно пленение имама Шамиля стало завершающим событием Кавказской войны. Это специфический стереотип, который распространён на востоке Кавказа. По моему мнению, там войну с Шамилем воспринимают как главную, а войну, к примеру, на Черноморском побережье - как второстепенную. С таким утверждением не согласятся представители черкесов”, - подчеркнул Муханов.

Именно пленением имама Шамиля в 1859 году “закончилась долгая Кавказская война”, отмечается в сообщении, размещенном на сайте “Музеи.рф”. О распространенности мнения о завершении Кавказской войны после пленения имама Шамиля свидетельствует и новостной сюжет “Первoго канала” от 6 сентября, в котором говорится о том, что “штурмом горного аула Гуниб в Дагестане закончилась Кавказская война”.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”

Вадим Муханов также обратил внимание, что в разные периоды “сама фигура имама Шамиля являлась противоречивой и двойственной”.

“С одной стороны, он был лидером борьбы горцев с Российской империей, главой имамата. Однако после 1859 года его статус меняется. Он становится военнопленным, хотя скорее его можно назвать “почётным пленником”. У него была огромная пенсия - 15 тысяч золотых рублей. Изменились и его взаимоотношения с высшим руководством Российской империи. Вплоть до того, что в 1866 году он и все члены его семьи принимают подданство империи. В Калуге он произнес текст присяги царю”, - напомнил Муханов.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”, также заметил Вадим Муханов.

“Имам Шамиль вел постоянную переписку с князем Барятинским, который пленил его. Трудно представить до 1859 года, что между ними могли быть какие-то близкие отношения, кроме как враждебной риторики. Но затем Шамиль и Барятинский стали друзьями”, - сказал Муханов.

“Одно из последних своих писем, незадолго до своей кончины в святых местах ислама, куда Шамиля выпустили из России для совершения хаджа, тот послал Барятинскому. В этом письме он просил Барятинского быть куратором его семьи и впредь помогать членам её. Фактически Шамиль озвучил мысль, что с Россией не обязательно воевать, с Россией можно договориться”, - добавил историк.

В целом, по мнению историка, неоднозначным является сам термин “Кавказская война”. “Это ведь были не только боевые действия между империей и племенами. Производился и сложный процесс “притирки” людей разных цивилизаций друг с другом. В Кавказской войне есть не только военно-политической измерение, но и человеческое. Люди учились смотреть друг на друга не только через ружейный прицел”, - привел свою точку зрения Муханов.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни. Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата, отмечается в размещенной на “Кавказском узле” в разделе “Персоналии” биографии имама Шамиля.

На имени Шамиля пиарятся чиновники и экстремисты

Историк также заметил, что в историографии “оценки имама Шамиля были различными и это сказалось и на общественном мнении о нём”.

“В царское время были свои клише об имаме. После революции он был объявлен лидером национально-освободительного движения. Но в конце 1940 — начале 1950-х гг на него навесили ярлык “агента султанской Турции” и “британских империалистов”. После смерти Сталина оценки имама Шамиля постепенно стали выравниваться. Определённая разница в оценках существовала, но была она в рамках единого научного пространства”, - заявил Муханов.

При этом в советское время фигура имама Шамиля “находилась в неких академических рукавицах”, считает историк. А в 90-е годы возникла обратная ситуация.

“События 1990-х и 2000-х годов резко стимулировали общественно-политический интерес к деятельности Шамиля. Появились байки, например, о вероломстве русских офицеров, которые обманули имама Шамиля. Стали появляться утверждения, что сдачи в плен не было, и штурма Гуниба не было, и все на самом деле переврали. При этом доказательной базы нет, но этому верят, потому что общественный дискурс таков”, - посетовал Муханов.

По его словам, “фигура имама Шамиля стала использоваться и разными политическими силами”. “С одной стороны, разные отсылки к имаму Шамилю использовал бывший глава Дагестана Абдулатипов. Много мероприятий устраивалось в Дагестане для пиара на имени имама Шамиля. С другой стороны, были и есть люди, которые видят в Шамиле только лидера антироссийской борьбы”, - сказал Муханов.

В июле 2017 года Рамазан Абдулатипов заявил о том, что “более выдающейся личности, чем имам Шамиль, в истории Дагестана не было и нет”. “В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс “Ахульго” – мемориал общей памяти и общей судьбы, первый мемориал, построенный после Кавказской войны, который мы торжественно открыли в 2017 году”, - приводились слова Абдулатипова в релизе, размещенном на сайте главы Дагестана.

Шамиль показал, как можно договориться с горцами

В свою очередь старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Михаил Волхонский также указал, что на Кавказе “вокруг личности Шамиля постоянно ведутся споры”.

По его оценке, основным камнем преткновения в дискуссии о личности имама Шамиля является то, считать ли его “исключительной лидером сопротивления горцев или человеком, который эволюционировал во взглядах и пошел на компромисс”.

“Большинство в среде северокавказской интеллигенции уверены, что компромисса со стороны Шамиля не было. По их мнению, его либо обманули во время осады Гуниба, либо он был вынужден сдаться под давлением обстоятельств”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Волхонский.

“При этом Шамиль показал и русской администрации, и русской армии - каким образом можно договориться с горцами”, - считает Волхонский.

Имам Шамиль является “исторической личностью номер один на Кавказе”, уверен Хаджи Мурад Доного, профессор истории Дагестанского государственного университета, автор книги “Имам Шамиль. Последний путь”.

“Но некоторые люди, далекие от истории, поливают грязью имама Шамиля за то, что он сдался, дал присягу царю”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Доного.

Падение Гуниба, пленение Шамиля и последующая его жизнь в России “являются весьма сложными событиями, которые почти еще не изучены”, отметил историк.

“Например, клятвенное обещание Шамиля было средством, позволившем ему уехать из России в святые земли Ислама, где он и окончил свой жизненный путь. Без паспорта, без документа, являясь фактически пленником, он не мог покинуть Россию. После клятвенного обещания Шамиля ещё 3 года не пускали в Мекку и Медину. А затем царь отпустил его, но фактически оставив в качестве заложников его сыновей с семьями”, - рассказал Хаджи Мурад Доного.

Село Гуниб расположено в центре Нагорного Дагестана. Осадные работы вокруг Гуниба были начаты 23 августа по старому стилю. Атака началась 25 августа. 

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов. К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление.

Сейчас в  селе находится так называемая Царская поляна, на которой в 1871 году император Александр II устроил широкое застолье в честь окончания Кавказской войны.

Чтобы император смог сократить путь, через Верхнегунибскую гряду был пробит тоннель и выстроена дорога по Карадахскому ущелью, следы которой сохранились и поныне, говорится в справках "Дагестан туристический: путешествие в край гор и горцев" и "Туризм в Дагестане: отдых на побережье Каспия" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Имам Шамиль не хотел быть “почетным пленником”

Доного также напомнил о приеме, который устроили в Османской империи Шамилю, в первую очередь мухаджиры - среди которых были и дагестанцы, и чеченцы, и черкесы, на всем пути следования до Мекки.

“Шамиль всю свою жизнь соотносил с шариатом. Никто не может сказать, что он сделал бы в нарушение шариата. И давая клятвенное обещание царю, он был уверен в дозволенности такого шага с точки зрения Ислама. Тем более, по его предложению, текст присяги был изменен специально для него. Этот шаг нужен был ему, чтобы перестать быть «почетным пленником»”, - полагает историк.

Доного подчеркивает, что для Российской империи “было нужно, чтобы Шамиль ушел с политической арены”. “Но принятие подданства отнюдь не всеми в руководстве империи воспринимался как удачный ход для этого. Ведь таким образом Шамиль становился “согражданином”, и его влияние могло быть усилено. Нельзя упускать из виду и то, что до пленения Шамиль возглавлял первое настоящее государство на Кавказе”, - рассказал историк.

По его мнению, у Северо-Кавказского имамата, которым руководил Шамиль, были все атрибуты государства. “В государстве во главе с Шамилем проявляли заботу о вдовах, малоимущих, людях, пострадавших от войны, было желание вершить справедливый суд. Да, это государство было бедным и воюющим. Но в этом не была вина Шамиля. Ведь военная политика Петербурга не предполагала примирения с “дикарями”, - добавил профессор Дагестанского университета.

При этом образ Шамиля часто использовали противоборствующие стороны, обратил внимание Доного.

“Например, в годы Великой Отечественной войны немцы, зная отношение к Шамилю на Кавказе, эксплуатировали его имя. Одна из военных операций германских войск носила название “Имам Шамиль”. В то же время и советская сторона использовала его имя. Так, в честь Шамиля была названа танковая колонна, собранная на деньги дагестанцев. В годы войны СССР в Афганистане афганские моджахеды рассказывали об имаме Шамиле в своих прокламациях для соотечественников, напоминая о его борьбе с Россией. Во время чеченских войн противоборствующие стороны тоже обращались к личности имама Шамиля”, - резюмировал Доного.

Народы Дагестана сохранили в фольклоре память о войне

В фольклоре почти каждого дагестанского народа встречаются произведения, посвященные завершению Кавказской войны, отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы народов Дагестана Дагестанского госуниверситета Хазинат Аминова.

“Это песни, отдающие дань подвигу Шамиля, и при этом выражающие отчаяние народа, проклятие тех, кто их предал. Фактически они выразили свои чувства к произошедшим событиям”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Хазинат Аминова.

В качестве примера она привела произведение “Плач девушки из Дучи” из фольклора лакского народа, посвященное пленению Шамиля. “Автор данного произведения проклинает всех, кто принимал участие в пленении Шамиля”, - сказала Аминова.

По ее словам, народы Дагестана через народный фольклор “пытались передать историческую память о Кавказской войне и образ горца”.

Шамиль выстроил успешную военно-политическую систему

Имам Шамиль “является выдающейся личностью, феномен которой изучен не до конца”, считает сопредседатель общероссийского движения "Российский конгресс народов Кавказа" Деньга Халидов.

По его мнению, деятельность имама Шамиля “подняла горцев Северного Кавказа на более высокую ступень политической самоорганизации”. Признаком успешности военной и политической системы, выстроенной Шамилем, является тот факт, что царские власти после окончания Кавказской войны “лишь частично демонтировали данную систему”, заявил корреспонденту “Кавказского узла” Деньга Халидов.

Территория имамата делилась на несколько административных единиц, которые именовались наибствами. Их возглавлял военный губернатор — наиб. За все время правления (1834–1859) Шамиль учредил более сорока наибств, отмечается в книге "Кавказская война. Семь историй” Амирана Урушадзе — кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ЮФУ. Фрагменты книги находятся в открытом доступе на сайте “Литклуб”.

Амиран Урушадзе отметил, что первоначально права наибов во вверенных им областях были почти безграничны. “Власть, как известно, развращает. Испортила она и многих наибов имама. Некоторые из них стали руководствоваться в управлении не государственными и общественными интересами, а личными прихотями”, - пишет Урушадзе.

В своей книге он подчеркнул, что пытаясь ограничить наибский произвол, Шамиль разработал «Низам» (от арабского слова «дисциплина») — свод законов, который регламентировал различные стороны жизни государства горцев. “Им предоставляется вести дела только военные. Сим низамом запрещается вручать одному лицу две должности для того, чтобы устранить всякое сомнение народа относительно наиба и пресечь всякие дурные и подозрительные помышления о нем”, написал Урушадзе.

Автор:Ильяс Капиев, Рустам Джалилов
10.09.2018 в 00:02Лука Мудищев
Мда....Справедливости ради сказать...Ермолов увёз плачущего на пепелище чеченского мальчика в Санкт-Петербург....Потом это стал известный худолжник Россйиской Империи Пётр Захаров, подписывающий свои картины -"Пётр Захаров из чеченцев"....Да и после Ермолова война ещё годами продолжалась..     .А вот кого из чеченских сирот приютил, любитель пленных армянок и "наибов-армян ))) ,  так называемый имам-Шмель????
08.09.2018 в 16:31Че
лицемер,трус и предатель убил больше дагестанцев чем русские войска. абдулатипов своего времени
08.09.2018 в 16:50Че
самое вахабитское село Гимры шовенестическо-реллигиозное [...] которого отравляет весь дагестан  это родина этого горе-полководца. хотя он сам был суфием.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".] 

08.09.2018 в 19:16Лука Мудищев
Сын алкаголика..Хотя сын не может отвечать за отца...Не то аварец. не то/судя по последним данным от кумыков/ кумык...Фокусник. жонглировал словесами, языком молол как метлой.... из-за чего увлёк под свои бредовые идеи чеченцев. которые имели родню среди аварцев, или имели аваро-андо-цезские корни...Для царских войск было  до звЯзды кто каких корней...Поэтому они воевали с большинством чеченцев...Провоевав под прикрытием чеченцев 25 лет, поизносисившийся сластолюбец решил выторговать себе комфортную старость и отдать оставшиеся шайки из веривших ему ичкерийцев на заклание....Итог известен, ну например: Героя Кавказской войны Байсунгура Беноевского вздёрнули на виселице базара в Хасавюрте, скамейку выбил аварец из под его ног...а шамиль продолжал  сувать свой сморчок и язык во что попало.... удовлетворять своих сожительниц и сворованную для его утех армянку / Шуайнат (1824—1876), урождённая Анна Ивановна Улуханова,  из Моздока /...Дочь богатого армянского купца своровал итакой же армянин. но принявший ислам---некто Ахверды-Магома..суьли, т.е. даги нгазывают Акбердилав -Магома...В девичестве этот армянин был по фамилии -Ахвердян...Его зиярат/могилка, отреставрированная по указанию Главы ЧР находится в Шатойском районе ЧР близ с.п. Гуш-Корт/....После "пленения", т.е. по сути выполнения задания царских "мудрецов" по уничтожению /якобы под знаменем газавата / чеченцев как-бы /по оговоренному заране сценарию/ покидает Кавказ....::Этот старый ловелас, волочась за барышнями,  разносил  вперешку с, пускаемыми им,  шептунами  свой неповторимый нигде более аварский абре  по коридорам знатных домов Калуги....О "облико морале" этого "человека"  свидетельствует косвенно  Вики: """лучшие местные лекари оказались бессильны чем-либо помочь больному. Шамиль вынужден был вступить в контакт с русским командованием, и послал гонцов в Темир-Хан-Шуру (совр. Буйнакск) с просьбой к князю А. И. Барятинскому прислать к нему русского врача, предлагая оставить в качестве заложников трёх своих наибов[7]. """"©  И это во время войны то???? Можете представить как Сталин просит Гитлера вылечить его чадо???Сам сластолюбец и предатель-Шамиль якобы завещал своему выводку не воевать против России...........Но, как водится у представителей указанной этногруппы, -идея НИКОГДА НЕ БЫЛА ГЛАВНЫМ В ИХ ЖИЗНИ!!! Так:          Один сын этого "гения войны" был царский офицер.....Смотрю на фото...)) Как там в "Джентльменах Удачи": "Какая отвратительная рожа!!" ©  Другой сынуля воевал против русских на стороне Турции и дослужился до звания маршала турецкой армии...Откинуть копыта слуге дьявола пришлось в Аравии..Правнучка этого "имама" христианка, до сих пор сожительствует в Эфиопии с каким-то негром и несёт какое-то фуфло про чеченцев, напрочь забывая о том, что и её незадачливый предок и его потомство были одновременно слугами нескольких враждовавших между собою господ...Как-то один из моих друзей, бывавший, по заданию Партии, и в Аравии , и в Намибии и в Египте и т.д.задумашись сказал:                       -----"А я вот так и не знаю где могилка Шмеля, увы и ах...."-----" А что бы сделал???"------"Я б от души помочился б на неё!"Сейчас в эпоху Интернета и доступности, ранее не так часто афишируемой, информации, прихожу к выводу, что и я сделал бы тоже самое!!!! 
08.09.2018 в 16:42Че
Письмо имама Шамиля к Малютину, к тогдашнему министру обороны России.К самому почетному из министров, и уважаемому из доверенных, министру войны Милютину – да не перестанет сверкать его слава, амин А затем Хочу сообщить вашему благородию, что я прикован к своей постели, с тех пор как прибыл в прекрасную светлую Медину, болея многочисленными болезнями – так, что уже думал я во время путешествия, что покину этот мир и попаду в вечное пристанище. И раз все обстоит так, то прошу у вас как у щедрого и мягкого и милостивого человека, присматривать за моей семьей и детьми после моей смерти – как вы сделали со мной, проявив величайшую доброту – которая не забудется даже со временем. И я слышал, что вы разрешили моему сыну Гази-Мухаммаду посетить меня, и очень благодарю вас за это. И я завещал своей семье и детям не забывать вашу доброту, и не допускать упущений в воздаянии и благодарности, пока они живы. И я прошу из ваших широких щедрот чтобы вы попросили величайшего императора, о (благородстве) которого у меня собрались многие вести – что если случится так, что я умру и отправлюсь в вечный мир, собрать в одном месте моих детей и жён, чтобы они не остались как бараны, которые остались в пустыне и разбежались И благодарим императора за его явные милости и прекрасную любезность к нам. И если вы проявите доброту ко мне, донеся великому императору постоянно проявлявшему ко мне доброту - мое довольство и благодарность – то это будет от вас предельным добром 3 Зиль каада 1287 Шамиль, больной старик.
08.09.2018 в 16:26Шмель
Странная формулировка "в войне за независимость" .Почему он не сражался с Османами тогда тоже? Раз уж независимость так по полной. А то какая то однобокая независимость получается.
09.09.2018 в 08:25111:1
Ермолова А.П. обвиняют в убийстве жителей аулов, о причине грабежей, безусловно не всеми жителями аулов, мало говорят. Но молчат о не менее жестоких методах такой же коллективной ответственности со стороны Шамиля, как например Цонторой, где он лично участвовал в казни женщин и детей
09.09.2018 в 21:40296
шамиль был палачом кавказа, но об этом вспоминать не любят, это был настоящий кровопийца.который к тому же был религиозным фанатиком.
09.09.2018 в 21:38296
не надо врать, идет этого мнящего из себя нового пророка не имели успеха в абарде.он посылал своих чалмоголовых, а адыги их избивали и прогоняли и жгли мечети. потои был прислан лис магомет амин , который ловко вел дела в интересах власти этого т.н. героя кавказа.
11.09.2018 в 00:33Аварский мир
Мудищев, тараканы в твоей голове совсем распоясались ) не могу это читать без улыбки ей богу. Без таких клоунов и жизнь была бы скучна, видимо поэтому тебя и не банят на этом сайте. 
10.09.2018 в 11:33Лука Мудищев

Тупость несусветная...Ну, хорошо, многие маарулай сидят в своих саклях. [...],пасут скот,  в  кто-то выезжает на промысел в города России, и там узнаваем из-за своего уникального аварского амбре......Из-за этого "забивают прибор" на образование...    Суьли....дорогой ты мой...Зачем светить собственное убожество???   Зачум в очередной раз выставлять свою [...]????    Про первого имама КАВКАЗА -Шейха МАНСУРА слышал???     Хотя, учитывая твою необразованость,  похоже не слышал ты!!!    Чечня, Кабарда, Черкессия...   Схвачен, будучи окружённым со всех сторон,  в крепости Анапа, в момент попытки   /сырой порох в подвале не загорелся/  самоподрыва  и по распоряжению Екатерины II перевезён в Шлиссельбургскую крепость..Там и умер!!!Умер как ГЕРОЙ!!!    Умер Как МУЖЧИНА!!! Как чеченец!    КАК КАВКАЗЕЦ!!!А не как [...], с тряпкой на тупой рыжей башке  а-ля "имам" ))), не как [...] и,   продавший идею  Газавата,  предатель...Иуда ли был Шамиль???     Не-е-е-ет,  он во сто крат хуже Иуды!!!  Иуда продал лишь ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!  Да, Иуда продал за 30 тетрадрахм  ПРОРОКА, УЧИТЕЛЯ  ..но одного!!!  А [...] продал тысячи жизней...Тьфу...[...]...Ах, да суьли...или как вы себя  называете маарулай....ШЕЙХ МАНСУР ЖИЛ НАМНОГО РАНЬШЕ шмеля...Раньше ваших Гамзат-Бека и даже раньше Вашего  Кази-Муллы!!! Я удовлетворён тем, что сейчас выставил твою безграмотность напоказ всем читателя "КУ"....


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

16.01.2019 в 09:41y_pogosyan
Так вот, мне представляется, что нельзя так люто и дико ненавидеть своих соседей. Ну нельзя, Лука. Вы можете заболеть на этом фоне. Мы же люди образованные. И самое главное, нельзя так упрощённо, грязно и примитивно рассуждать про историю и прошлое. Это незаметно превращается в глумление и издевательства над мёртвыми, которые были в той жизни сильными, но которые сейчас не могут ответить на унижения, потому что они мёртвые. И ещё, кавказская война может для кого-то и не закончилась с пленением Шамиля, и может ещё где-то виднелись всплески и мелкие брызги, но с падением Гуниба сцена Большого Театра войны была закрыта и симфонии органа перестали звучать в этом театре.  
16.01.2019 в 09:12y_pogosyan
Здравствуй, Лука! Какой ты стал злой с тех пор, как я не видела тебя. Можно ли так сильно рассердится, чтобы так грязно выражаться. Хочу тебе сказать, что у нас в Армении в отличие от некоторых, своих героев и достойных земляков знают и чтут, где бы они ни жили, и не похоронены были. Вот этот храбрый Ахбердил-Магома не имеет к нам армянам никакого отношения. Я проверяла эти слухи, общаясь с разными персонами, в том числе и с похожими фамилиями, и архивами, включая и армянские церковные, и нигде подтверждения этой гипотезы я не нашла. Ведь и у чеченцев были свои "Ахберды", как и у других народов Кавказа. И имя Ахберды вовсе не было исключительно армянским именем. Но дело даже не в этом. Если я не ошибаюсь, он же был полководцем чеченцев во время битвы при речке Валерик, которую описал великий Лермонтов в "Валерик". Дело немножко в другом. 
10.09.2018 в 01:55Аварский мир
тебе лечится надо, а ты тут словоблудствуешь.

а затем...

как в чечне мог быть ислам за 500 лет до Шамиля, если самой чечни тада в принципе не было??? были разрозненные племена жившие считай первобытнообщинным строем, которых грузинский царь прогнал со своих земель на другую сторону кавказского хребта (читай чеченского историка У. Лаудаева)... и которым аварский хан любезно разрешил за определенную плату проживать на пустующих землях. 

кароч, мудищев... 

ты должен почитать аварцев и делать "Ку" два раза при встрече, а не обезьянничать и строить из себя умного.

09.09.2018 в 23:54Лука Мудищев
я продолжу:Там же была и база олимпийской сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ....   Так вот, суьли, будешь там /там и сёло айндийцев в  составе Республики Дагестан/ недалеко, сходи на кладбище, которому 600 /шестьсот лет!!! Посмотри на чурты/надмогильные камни с арабской вязью и полумесяцем...)))  Может тогда ДО ТЕБЯ ДОЙДЁТ, что ЗА 500  ЛЕТ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОГО ВАШЕГО "имамчика" В ЧЕЧНЕ БЫЛ ИСЛАМ!!! Такие же плиты встречаются и в Курчалоевском и Веденском районе Чечни!Мне противно общаться с мазохистами, которые сделали КУЛЬТОВУЮ ФИГУРУ из , по сути, фольклоного персонажа, духовного недомерка, о чём и говорят его поступки, когда он после плена )))  шлифовал своим рыжим рылом дымоходы русским!!!Ты говоришь, мы его унижаем?????      Я приведу тебе слова КОРАНА, которые я повторяю каждое утро::    """"Поистине-никогда не будет унижен тот, кого Аллаh взял под свою защиту!!! """   ©        Так что правду о рыжей свинье скрыть невозможно и мы, чеченцы,-большинство грамотных и неподкупных чеченцев, это хорошо знаем!!!!БУДЬ ОН ПРОКЛЯТ и ЕГО ПОГАНОЕ, ПРОДАВШЕЕ ИСЛАМ, СЕМЯ!!! И ДА БУДУТ ПРОКЛЯТЫ ТАКИЕ  ЖЕ , играющие жизнями доверившихся людей, пустобрёхи,  МЕРЗАВЦЫ КАК И ОН!!!
09.09.2018 в 23:41Лука Мудищев
Проблема в плохом знании русского языка. на котором отписываются здесь на "КУ", ставит подписанта, пусть и пытающегося разносить свой специфический амбре с шептунами в Интернете, в идиотское положение....Ты опять сел в лужу, по свойственой тебе привычке...Выше отписался, цитирую самого себя: """""Сын алкаголика..Хо..Не то аварец. не то/кумык..и, языком молол как метлой.... из-за чего увлёк под свои бредовые идеи чеченцев. которые имели родню среди аварцев, или имели аваро-андо-цезские корни....""""  Горные чеченцы плевать хотели на сына алкаша, и политическую авантюритску а-ля  """имам калказа"""  !!! Мне посчастливилось беседовать лет пять назад со стариком из Шаоя, который гордился, что его прадед и сотни других горных чеченцев сражались против этой похотливой рыжей собаки!!! Его звали Хайрулла-Хаджи, все шаройцы и химойцы его знали!!! Легендарный Губаш. из горного Гухоя, // которого трусливая, рыжая собака ="имам" тьфу!! удовлетворяющая еженощно  своим рылом пленную армянку//   предварительно вероломно схваченныый ослинными сожителями "имама" и ослеплёный...даже будучи слепым вырвал кинжал у рыжей собаки и наносил ему удары ниже спины, прямо в зад...Отчего у "имамчика" остались шрамы надолго..))) Пока его не убила свора ослиных сожителей из "охраны" шмеля!!! ЗАПОМНИ, суьли, мои предки ещё до выводка этого алкаша  были смотрящими в горах, ещё царская администрация //а потом и Советская власть в конце 20-х г.г.// от безисходности попросила их на гражданскую службу, одновременно и в горах и в предгорье Чечни...О чём имеется одинаковая слово в слово родословная у тысчч моих однотейповцев!!!А теперь, суьли, шах тебе и мат!!!  Есть такое село Хой..Крепость Хой на берегу озера Кезеной-Ам!!! Наши власти построили там недалеко гостиничный комплекс, там тренируются ендиноборцы и т.д...Там же была и база олимпийской
09.09.2018 в 22:08Аварский мир
[...], я тебе уже писал... но ты как обычно занят словоблудием. Ты и твой народ должны молиться на этого человека... потому что благодаря ему вы стали хоть немного [...]. До Шамиля вы были никто и звали вас никак... Видимо ты держишь своих предков за дебилов раз они обратились за помощью к Шамилю и ходили под ним, беспрекословно подчиняясь 25 лет. К моему великому сожалению твои недалекие предки (по твоему мнению) сделали для себя правильный выбор! А по мне... лучше бы Шамиль сгинул еще на Ахульго тогда бы не было ни чечни в том виде в котором вы сейчас, ни луки мудищева. Вы до того неблагодарный народ что вместо того чтобы ставить памятник человеку, который вас создал, вы пытаетесь всячески принизить/унизить значимость того что он для вас сделал. Тебе должно быть стыдно, [...]. 

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни запрещена Правилами]