ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Противостояние между кабардинцами и балкарцами в Кенделене организовано провокаторами, которые разжигали конфликт в социальных сетях, заявили глава Федерального агентства по делам национальностей и замминистра по делам национальностей из соседней Карачаево-Черкесии. Многие пользователи соцсетей при этом поддержали призывы прекратить конфликт.
Как писал "Кавказский узел", празднование в Кабардино-Балкарии Дня адыга, который отмечается 20 сентября, проходит на фоне конфликта балкарцев и кабардинцев за историческую интерпретацию Канжальской битвы. 18 сентября жители селения Кенделен не пропустили через село участников шествия в память о 310-летии Канжальской битвы, после чего произошли стычки. 19 сентября столкновения между активистами и силовиками произошли также в селении Заюково, расположенном близ Кенделена, и на посту ДПС в Баксане. В Нальчике активисты с адыгскими флагами вышли к зданию правительства республики, но после встречи с министром по делам национальностей собравшиеся разошлись.
Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Язык имеет два литературных диалекта — адыгейский и кабардино-черкесский. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания, говорится в опубликованной "Кавказским узлом" справке о народе "Адыги".
Обстановка в селении Кенделен и других населенных пунктах Кабардино-Балкарии стабилизировалась после того, как к противоборствующим сторонам обратился лично министр внутренних дел Кабардино-Балкарии Игорь Ромашкин, минувшей ночью жители Кенделена разошлись по домам. Между тем в республике по-прежнему находятся подразделения Росгвардии из Ставропольского края, Северной Осетии и Ингушетии, прибывшие в Кабардино-Балкарию для поддержания порядка, сообщил сегодня "Коммерсант".
Волнения в Кабардино-Балкарии прекратились на фоне празднования Дня адыга, сообщил член Совета по правам человека Александр Брод. По его сведениям, межнациональное противостояние организовали "провокаторы с целью дестабилизировать ситуацию в республике". "Я связывался сегодня с республикой. Ситуация сейчас спокойная. Отмечают национальный праздник, все волнения завершились", процитировало его издание "Взгляд".
Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, комментируя ситуацию, выразил уверенность, что провокаторы действовали через социальные сети, находясь при этом за пределами России. "Провокаторы, работающие в информационном поле, находятся не в эпицентре событий в Кабардино-Балкарии, и даже не в других регионах нашей страны, а далеко за ее пределами. И сейчас и ту, и другую сторону пытаются провоцировать, используя социальные сети", - приводит слова Баринова РИА "Новости".
Спор сторон конфликта продолжился на фоне призывов к миру
К участникам конфликта в Кенделене обратился сегодня первый замминистра по делам национальностей Карачаево-Черкесии Ислам Хубиев. Он назвал организаторов столкновений манипуляторами и призвал молодежь Кабардино-Балкарии не поддаваться на провокации.
"Кавказский узел" писал, что общественные организации Карачаево-Черкесии отреагировали на ситуацию в Кенделене. Межнациональный совет общественных организаций Карачаево-Черкесии, общественные организации "Къарачай Алан Халкъ" и "Молодежное Адыге Хасэ" призвали не поддаваться на провокации в связи с событиям в Кабардино-Балкарии и не принимать участие в конфликте.
"Вы — два братских народа, которые живут в цветущей республике. Вам нужно быть вместе. Не идите на поводу у закулисных кукловодов. Вам строить цветущую Кабардино-Балкарию", - сказал Хубиев, обращаясь к балкарцам и кабардинцам через видео на своей странице в Instagram.
Многие пользователи социальных сетей из Кабардино-Балкарии и других регионов Северного Кавказа сегодня призвали стороны конфликта прекратить противостояние. "Я балкарец, и кабардинцы нам братья как и другие народы Кавказа! И какие-то националисты не должны нам портить отношения!", - написал alim.shavaev.
"Ирония была в том, что действия развернулись практически на фоне надписи "Пусть крепнет и процветает дружба народов России", - заметил bill_man_07.
"Что делим? Зачем? Как поделить детей от межнациональных браков? Как поделить друзей? Как разорвать дружбу Кулиева и Кешокова? <...> Давайте уважать друг друга!", - призвал ramworkman.
"Кавказский узел" изучил посты и комментарии в четырех крупных (от 4,8 до 72,3 тысячи подписчиков) сообществах Instagram, объединяющих жителей Кабардино-Балкарии, в том числе национальные сообщества kabarda_tut и balkaria_tut. Все эти паблики опубликовали сегодня призывы к дружбе между двумя народами. Каждая из записей набрала от нескольких десятков до более чем 200 комментариев, многие комментаторы горячо поддержали призывы к миру. Подборка комментариев не является социологическим исследованием и не преследует цель представить срез общественного мнения.
Часть пользователей, вопреки этим призывам, продолжила выяснять, какую из сторон противостояния в Кенделене следует считать правой.
"Если бы мирным шествием пришли пару дней назад к Кенделену, а не с дикими криками и без сопровождения ОМОНа, то уверена до такой каши дело не дошло и всех пропустили бы", - написала mila_tulparova.
"Но мирный конный переход никого не мог задеть, так ведь? Почему нужно было ситуацию довести до конфликта? Вследствие чего молодежь прошла пешком мимо села, не врываясь ни в чьи дома, по общей дороге, под брань и летящие камни? Вследствие того, что накануне не пустили всадников, опять же мирных", - возразила angelik_kt7 .
Спор о том, как должны были повести себя стороны конфликта, произошел 19 сентября на странице черкесской активистки Ольги Бегрет в Facebook.
В ходе дискуссии пользователь Марина Отарова осудила участников похода за "боевые кличи на кабардинском" в балкарском селе. "Эти лозунги звучат на всех памятных черкесских шествиях, они не несут никакой агрессивности", - возразила Бегрет. Отарова признала, что не знает точного значения лозунгов, но назвала их неприемлемыми "в данном конкретном случае".
С новостями о противостоянии у селения Кенделен можно ознакомиться на специальной тематической странице "Кавказского узла" "Кенделен: битва за историю". Возникший в связи с 310-летием Канжальской битвы межнациональный конфликт в Кабардино-Балкарии является следствием жестких политических ограничений и манипуляций, заявили опрошенные "Кавказским узлом" историки.
Однако нашлись провокаторы, которые заявили, что конники хотят вернуться назад через Кёнделен, а балкарцы (жители этого села) снова против этого. Найдя среди молодых людей желающих пойти на разборку к балкарцам, вечером 17 сентября они выдвинулись в село Кёнделен и там выставили свои претензии, к кому, главе ли администрации села, каким-то конкретным жителям села, я не знаю. Факт, что балкарцы узнали, что кабардинцы хотят проехать по дороге через село возвращаясь с горы Кинжал, возмутились и помня 2008 год, дали категорический отказ. Однако все же, глава села и жители села с представителями кабардинских активистов договорились, что 19 сентября их встретят и вместе с ними также и балкарцы на конях вместе проедут по главной дороге села, проедут по кабардинским селам совместно с флагами и 20 сентября совместно отпразднуют праздник - День Адыгов.
Однако, видимо эта договоренность не входила в планы организаторов беспорядков, и они через соцсети ночью с 17 на 18 сентября начали созывать кабардинскую молодежь на марш в Кёнделен.
И утром, почему-то в сопровождении местного ОМОНА и полиции они толпой в 300-350 человек вошли в село и выкрикивая свои воинственные лозунги стали входить в село, у некоторых были пистолеты в руках, у которых они периодический демонстративно передергивали затворы. Это шествие прошло почти всё село. В первый момент жители села были ошарашены, никто этого не ожидал. Потом на одном из мостов внутри села их заблокировали и не дали дальше пройти, и в то же время не давали уйти назад. Это противостояние длилось почти весь день, к вечеру достигли договоренности и кабардинцы покинули село. 19 сентября снова кабардинская молодежь подогревамая провокаторами, решила вновь идти на Кёнделен, но у поворота на село уже стояло большое количество балкарцев готовых к этому. Росгвардия перекрыла дорогу кабардинцам и не пускало их в сторону балкарцев. Поскольку балкарцы не проявляли агрессии, к ним Росгвардия никаких действий не применяла.
Терпение у Росгвардейцев "лопнуло" к 3 часам дня и перешли в наступление и разогнали бунтующую молодежь. После чего большая часть жителей с. Кёнделен разошлись по домам.
К вечеру произошли стычки и задержания на блокпосту "Баксан", развилка дорог ведущих на Нальчик, Баксан, Пятигорск и Приэльбрусье.
Ночью в соцсетях появились кадры с г. Баксан, где происходит непонятная перестрелка.
Для желающих увидеть побольше кадров, больше всего инфы в инстаграме, забейте в поиске "кенделен" раздел "метки" и смотрите.
Кратко хотел бы дать свою версию происходящего.
В 2008 году тогдашнее руководство республики во главе Канокова А.Б., решило с помпой отметить 300-тие, так называемой "Кинжальской битвы". Горное плато "Кинжал" (балкарское название "къан жол" (кровавая дорога), на кабардинском нет названия. Что из себя представляет в фотографиях это плато есть тут: https://moto-idioto.livejournal.com/4466.html
Так вот, балкарцы считают, что вся горная часть Кабардино-Балкарской Республики их историческая родина, о чем говорит и их самоназвание "таулу", в переводе - "горец". Однако, кабардинские историки ссылаясь на различные источники заявляют, что именно на этом плато и разыгралась в 1708 году "грандиозная" битва в которой они победили войско крымского хана численность которого составляла от 40 до 100 тыс. воинов (цифра колеблется у разных кабардинских историков по разному). А войско кабардинцев составляло от 2000 до 7000 воинов и в придачу к ним 300 ослов (я не шучу) или 300 лошадей. Версии у них разные. Суть такова, раз мы в этих местах сражались за свободу, значит эти местности были наши, т.е. кабардинские. А раз они наши земли, то уж точно не ваши (т.е. балкарцев). Такая постановка вопроса естественно была не по нраву большей части балкарцев.
Когда в честь 300-летия этой "битвы" кабардинцы на конях с флагами, решили, почему-то, проехать к месту битвы через балкарское село Кёнделен (в переводе - "поперёк") жители этого села не пропустили всадников и развернули их назад. Это вызвало недовольство среди кабардинской молодежи, подстрекаемой тогдашним руководством (а КБР почти все значимые посты в правительстве занимают кабардинцы, и по численности они раз в 5 многочисленнее балкарцев) . А рядом с этим балкарским сёлом есть кабардинское село Залукокаже. Молодые жители это села и близлежащих кабардинских сёл выдвинулись на разборку с жителями Кёнделена. К жителям этого балкарского села присоеденились балкарцы с других сёл. В последний момент их с той и с другой стороны остановила милиция и ОМОН. 2-х дневное стояние стенка на стенку тогда закончилось соглашением, что всадники едут на гору Кинжал другой дорогой и на этом конфликт был исчерпан.
Я ингуш, и мне Адыгский и Балкарский народ не чужие. Малгобекский район я тебе дарю ))) пиши ФИО и адрес, оформлю завтра дарственную! С осетинами ооооочень плохо (они захватили мой дом и живут в нём, плодятся ...) и одновременно всё абсолютно прозрачно и ясно! А вот у тебя лично, какие проблемы с балкарцами
Видимо кабардинская элита заигралась, та которая все это устроила, чтобы поставить своего человека вместо Кокова. А я надеюсь, что КБР ожидает дагестанский вариант, другого пути не вижу. Нужен на руководство республикой человек со стороны, ни балкарец, ни кабардинец, вообще не из Кавказа человек.
http://obzor.io/2018/09/19/kokov-vs-kanokov-informacionnye-vojny-kendelena-90475/
Человек человеку друг,товарищ,и брат...) (Моральный Кодекс Строителя Коммунизма) Хотя даже в безобидной игре как картишки,нет братишек...)