ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Приговор охранникам депутата Госдумы Адама Делимханова Саиду Ахмаеву и Лечи Болатбаеву не повлечет их увольнения из силовых структур, поскольку суд освободил их от наказания, и по закону они считаются несудимыми, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Потерпевший Константин Жуков назвал приговор "странным" и выразил опасения за свою жизнь.
Как писал "Кавказский узел", 6 ноября Замоскворецкий суд Москвы освободил офицеров чеченского батальона "Север" Саида Ахмаева и Лечи Болатбаева, обвинявшихся в вымогательстве у предпринимателя Константина Жукова. Суд переквалифицировал обвинение с вымогательства на самоуправство и назначил одинаковое наказание - штраф в размере 50 тысяч рублей - всем обвиняемым: Ахмаеву, Болатбаеву, бизнесмену Евгению Каткову и двум уроженцам Ингушетии, братьям Мовлади и Ахмеду Булгучевым. При том, что срок давности по статье о самоуправстве уже истек, суд освободил обвиняемых от уплаты штрафа.
Все пятеро осужденных были арестованы в августе 2016 года в Москве по делу о вымогательстве 100 млн рублей. По версии потерпевшего Жукова, Катков вымогал у него деньги с помощью уроженцев Чечни, которые представились сотрудниками СКР. Катков заявлял, что обратился к своему знакомому Болатбаеву, узнав, что Жуков переводит большую часть прибыли их совместной компании в другую свою фирму. В прениях 26 октября обвинение просило приговорить Ахмаева и Болатбаева к 7 годам и 3 месяцам, братьев Булгучевых - к 7 годам, а Каткова - 7 годам и 5 месяцам колонии строгого режима.
Решение о переквалификации дела было инициативой суда, ни одна сторона дела не заявляла ходатайства об изменении статьи, рассказал адвокат одного из подсудимых Калой Ахильгов корреспонденту "Кавказского узла".
Решение переквалифицировать дело адвокат объяснил тремя обстоятельствами. "Все защитники, равно как и подсудимые, были не согласны с предъявленным обвинением. Еще до суда адвокаты ходатайствовали об оправдании подсудимых, так как защитники не видели состава преступления их в действиях. В ходе процесса было установлено, что оперативная работа в отношении подсудимых началась задолго до заявления Жукова: об этом говорили, в том числе, и допрошенные на суде оперативники", - рассказал Ахильгов.
Адвокат особо обратил внимание на последний факт, считая его решающим. По словам Ахильгова, оперативная разработка, начавшаяся до заявления потерпевшего, указывает на ведомственные интересы московских силовиков, возбудивших дело.
Процесс привлек внимание СМИ поскольку Саид Ахмаев и Лечи Болатбаев входили в окружение депутата Госдумы Адама Делимханова, приходящегося двоюродным братом главе Чечни Рамзану Кадырову. Также сообщалось, что Делимханов и Кадыров направляли в суд гарантийные письма с просьбой изменить Ахмаеву и Болатбаеву меру пресечения на домашний арест или подписку о невыезде.
Обвинительный приговор был ожидаемым для защиты, суд отказался предоставить фигурантам дела право на реабилитацию. "Если бы суд принял такое решение, это означало бы признание беспомощности и бессилия следствия", - сказал адвокат. Ахильгов отметил, что его клиент не возражал против прекращения дела по истечению срока давности, поэтому защита осталась удовлетворена решением суда.
На вопрос о том, будут ли уволены офицеры Ахмаев и Болатбаев из органов, Ахильгов заявил, что уволить их нельзя. "Согласно статье 86 УК России, лицо, освобожденное от наказания, не является судимым. Так что оснований [для их увольнения] нет", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
Полковник МВД Саид Ахмаев занимал должность старшего инспектора отделения обеспечения участия в деятельности антитеррористической комиссии при МВД Чечни, а старший лейтенант Лечи Болатбаев был командиром взвода бывшего полка ППС по охране объектов нефтекомплекса при МВД Чечни. После возбуждения уголовного дела и ареста оба сохранили свои должности, хотя Ахмаеву начальство "затормозило" выплату зарплаты, поскольку с лета 2016 года офицер находился под арестом и не мог исполнять свои обязанности, указывает "Коммерсант".
Закон "О полиции", так же, как и УК России, не предусматривает возможности увольнения силовиков лишь по факту возбуждения уголовного дела, отметил адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов.
"Увольнение происходит только после вступления приговора в законную силу. В случае увольнения и признания полицейского невиновным он на законных основаниях может требовать восстановления на работе", - рассказал Черноусов корреспонденту "Кавказского узла".
Он добавил, что на время ареста полицейские должны быть освобождены от исполнения обязанностей. Черноусов также подтвердил слова Ахильгова о том, что Ахмаев и Болатбаев, будучи освобожденным от наказания, не считаются судимыми и оснований для их увольнения нет.
Евгений Черноусов отметил также, что переквалификация обвинения с вымогательства на самоуправство является достаточно распространенной практикой. "Это давняя уловка, которой пользуются, когда надо освободить людей от ответственности", - сказал Черноусов.
Адвокат Игорь Трунов подтвердил, что законных оснований увольнять Саида Ахмаева и Лечи Болатбаева нет. "Статья 49 Конституции России гласит, что пока приговор не вступил в силу, человек не считается виновным. Таким образом, наказывать, в том числе увольнением, не за что. Увольнения подсудимых – это порочная российская практика, которая по сути [указывает на] отсутствие независимой судебной власти", - сказал Трунов корреспонденту "Кавказского узла".
Потерпевший Жуков выразил опасения за свою жизнь
Потерпевший по делу бизнесмен Константин Жуков, который не присутствовал лично на оглашении приговора, назвал решение суда "странным". Жуков пока не решил, будет ли обжаловать его.
"Имелась совокупность доказательств, подтвержденная материалами дела, я не знаю, почему суд не учел всего. Была оглашена лишь резолютивная часть, а мотивировочную мы с адвокатами получим на днях, и надо изучить доводы суда", - процитировал Жукова 7 ноября "Коммерсант".
По словам Жукова, он по-прежнему находится под госзащитой, но теперь считает, что угроза его жизни "усилилась", а вопрос о сохранении за ним охраны пока не обсуждался.
Биографическая справка об Адаме Делимханове опубликована в разделе "Кавказского узла" "Персоналии". В разделе "Справочник" размещена справочная информация о батальоне "Север".
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]