23:49 / 16.11.2018Прокурор попросил два года тюрьмы за нападение на корреспондента "Кавказского узла"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Два года колонии общего режима для Карима Касумова, обвиняемого в нападении на корреспондента "Кавказского узла" во время митинга сторонников Навального в Махачкале, попросил обвинитель. Представитель потерпевшей потребовал назначить Касумову максимальное наказание.

Как сообщал "Кавказский узел", рассмотрение дела о нападении на корреспондента "Кавказского узла" началось в мае. По версии защиты подсудимого, он не знал, что потерпевшая Патимат Махмудова является журналистом, когда напал на нее и сломал ее видеокамеру. Этот довод опровергли свидетель Андрей Меламедов и потерпевшая. На предыдущем заседании Карим Касумов обвинил во лжи потерпевшую и ее коллег, настаивая, что не знал об их профессиональном статусе.

По версии следствия, 12 июня 2017 года мужчина заставлял корреспондента "Кавказского узла" прекратить съемку митинга сторонников Навального в Махачкале и напал на нее. Применив силу к журналистке, он сломал ее видеокамеру. Дело о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста и повреждении имущества было возбуждено лишь спустя три месяца после инцидента, в сентябре 2017 года. Защита назвала это дело уникальным случаем для Дагестана. Журналистам "Черновика", также пострадавшим от нападения, ранее было отказано в возбуждении уголовного дела, полиция не нашла состава преступления в действиях нападавших.

На сегодняшнем заседании суда по делу о нападении на журналиста "Кавказского узла" Патимат Махмудову суд объявил судебное следствие завершенным и перешел к прениям сторон, сообщил присутствовавший на процессе корреспондент "Кавказского узла".

Несмотря на то, что подсудимый Касумов не признал свою вину, версия обвинения о нападении на девушку подтверждается материалами дела и показаниями допрошенных в суде свидетелей, заявил гособвинитель в своем выступлении. "Прошу признать подсудимого виновным и назначить ему наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии общего режима", - сказал прокурор.

Вина подсудимого "полностью доказана" материалами дела и показаниями свидетелей, допрошенных в суде и на стадии предварительного расследования, заявил привлеченный к делу "Кавказским узлом" адвокат Ахмед Эльмурзаев.

"Допрошенные в суде свидетели Мурад Мурадов, Андрей Меламедов, Саида Вагабова, Марат Исмаилов, Шамиль Хадулаев и потерпевшая Патимат Махмудова пояснили суду, что журналисты не стояли в основной массе, а вместе с организатором митинга стояли в стороне. При этом на митинге были лица, в их числе и подсудимый, которые препятствовали проведению [акции] и начали разгонять участников. Они были предупреждены, что [журналисты] находятся там на законных основаниях, среди этих журналистов была и Патимат Махмудова. Несмотря на эти предупреждения, подсудимый Касумов в целях воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста схватил видеокамеру Махмудовой и вырвал монитор", - указал адвокат.

Эльмурзаев отметил, что показания свидетелей являются достаточными, последовательными, согласуются между собой и подтверждаются иными доказательствами по делу, поэтому основания не доверять свидетелям у суда нет.

Органы следствия квалифицировали действия Касумова правильно, добавил адвокат. Он также обратил внимание, что вмененное Касумову преступление относится к категории тяжких, попросив назначить максимальное наказание из возможных.

"С учетом того, что [...] он свою вину не признал, считаем, что подсудимый не осознал свою вину и не раскаялся. Считаем, что наказание для него должно быть связано с реальным лишением свободы, как единственно отвечающее требованиям справедливости и исправления подсудимого, с максимально возможным сроком в пределах санкции части 3 статьи 144 УК РФ", - заявил представитель потерпевшей.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия (часть 3 статьи 144 УК России) наказывается лишением свободы на срок до шести лет или принудительными работами на срок до пяти лет.

Защита подсудимого, в свою очередь, высказала предположения о "преждевременности и необоснованности" предъявленного Касумову обвинения.

"В материалах уголовного дела отсутствуют неопровержимые доказательства того, что Карим Касумов был осведомлен о том, что Махмудова находилась на митинге в качестве журналиста. Из обвинения никак не усматривается, каким образом моему подзащитному стало известно о роде деятельности потерпевшей. Указанное обстоятельство также не удалось установить и в ходе судебного следствия", - заявил адвокат Касумова Роман Амирханов.

Амирханов подверг сомнению показания потерпевшей о том, что она представлялась Касумову журналистом. "Из показаний самих журналистов усматривается, что они видели своих коллег только потому, что знакомы друг с другом, а не по характерным атрибутам, присущим именно журналистам. Ни у кого на том митинге таких отличительных признаков не было", - сказал защитник обвиняемого.

По словам адвоката, "именно отсутствие подобных атрибутов" обусловило действия Касумова: нападение в публичном месте на девушку с применением насилия, которое закончилось целенаправленным повреждением ее видеокамеры. "Он был вынужден пресечь незаконные, по его мнению, действия, выбив камеру из ее (потерпевшей) рук", - сказал Амирханов.

Согласно версии защиты, следствие не установило мотив совершения преступления. "Следствием не установлено, для чего Касумову было необходимо пресекать проведение антикоррупционного митинга, и как этот митинг мог отразиться на роде его деятельности или же на нем самом. Мой подзащитный не имеет никакого отношения к должностям, подверженным коррупционным проявлениям", - заявил адвокат.

По информации "Черновика", все три человека, замеченные в провокациях на митинге - Сурхай Магомедов, Карим Касумов и Гаирбек Ахмедов – входили в неофициальную группу сторонников тогдашнего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова и оказывали давление на дагестанских оппозиционеров. Участники этой группы появлялись на малочисленных акциях протеста и угрожали активистам на глазах силовиков, не встречая с их стороны какого-либо противодействия. Все трое, как и Абдулатипов, являются уроженцами Тляратинского района Дагестана, при этом Карим Касумов бывал замечен в кортеже главы Тляратинского района Раджаба Раджабова, указывало издание.

Амирханов потребовал оправдать Карима Касумова "за отсутствием в его действиях признаков состава преступления". Сам подсудимый, когда ему предоставили право выступить в прениях, заявил, что полностью согласен с позицией своего адвоката. В течение всего заседания Касумов вел себя спокойно.

Судья завершила прения и объявила перерыв до 19 ноября. На следующем заседании суд предоставит подсудимому право выступить с последним словом.

Дагестанские журналисты раскритиковали действия силовиков во время митингов

На сегодняшнем заседании, помимо корреспондента "Кавказского узла", присутствовал журналист газеты "Черновик". Дагестанские журналисты достаточно часто сталкиваются с агрессивными выпадами во время освещения протестных акций, а силовики во многих случаях оставляют это без внимания, рассказали сотрудники региональных СМИ корреспонденту "Кавказского узла".

"На митинге 12 июня [2017 года], где журналисту "Кавказского узла" сломали камеру, всем было понятно, что это нападение и воспрепятствование профессиональной деятельности было согласовано с местными властями. До этого митинга полицейские активно разгоняли, задерживали и доставляли как протестующих, так и журналистов, хотя они и предъявляли служебные удостоверения", - рассказала журналист газеты "Черновик" Саида Вагабова корреспонденту "Кавказского узла".

При разгоне акций протеста силовики задерживают как их участников, так и журналистов, подтвердил корреспондент РИА "Дербент" Малик Бутаев. Сам Бутаев дважды бывал задержан при освещении акций протеста.

"Я думаю, сами сотрудники полиции не стремятся задерживать журналистов, многие из них понимают как минимум необоснованность подобных задержаний. В моем случае, когда меня два раза доставляли в отдел полиции, рядовые полицейские ссылались на приказ вышестоящего начальства", - рассказал журналист корреспонденту "Кавказского узла". 

Сообщение о конфликте интересов. Автор материала является свидетелем по делу Карима Касумова.

Автор:Мурад Мурадов