ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вопрос выдачи тела Карины Спиридоновой, совершившей самоподрыв в Грозном, регулируется федеральным законом "О погребении и похоронном деле", предусматривающим захоронение террористов без уведомления родных, рассказали адвокаты, посоветовав родственникам обращаться в суд.
Как писал "Кавказский узел", согласно версии силовиков, 17 ноября женщина совершила самоподрыв у КПП в Старопромысловском районе Грозного. Среди силовиков и мирного населения никто не пострадал. Смертницей была объявлена 25-летняя уроженка Адыгеи Карина Спиридонова. По данным источников, тело девушки до сих пор не выдано ее родным для захоронения. Мать Спиридоновой считает, что ее вынудили совершить самоподрыв, угрожая навредить детям.
Тела совершивших террористический акт граждан не выдаются родственникам на основании статьи 14.1 федерального закона "О погребении и похоронном деле", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов.
"На основании этого закона силовики не выдают родственникам тела граждан, которые совершили террористический акт или были убиты в результате спецоперации. Тело не только не выдается, но и создается комиссия, которая определяет место и время захоронения. Место захоронения остается тайной даже для родственников. То есть они не могут присутствовать на захоронении", - пояснил Евгений Черноусов.
Статья 14.1. "Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции" гласит: тела для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
По его словам, в подобных случаях тела не выдаются также и в связи с разными экспертизами, которые обычно проводятся на протяжении длительного времени.
Мацев: отказ родственникам в выдаче тела - вмешательство в частную жизнь
Отказ в выдаче тела родственникам является вмешательством в их частную жизнь, отметил адвокат "Проекта правовой инициативы" Рустам Мацев.
"Всех обстоятельств дела мы не знаем, поэтому однозначно сложно говорить конкретно относительно этого дела. Безотносительно от конкретного дела отказ в выдаче тела родственникам для захоронения согласно их традициям является вмешательством в частную и семейную жизнь по смыслу статьи 8 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. При этом Европейский суд допускает, что не всякое вмешательство обязательно является нарушением права, предусмотренного восьмой статьей", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рустам Мацев.
Статья 8. "Право на уважение частной и семейной жизни" Европейской конвенции о защите прав и свобод человека гласит: каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
По его словам, вмешательство может быть обоснованным, если оно вызвано интересами национальной безопасности. "Вмешательство в частную и семейную жизнь могло бы быть обоснованным, только если подобное вмешательство вызвано интересами национальной безопасности и охраной общественного порядка в демократическом обществе, что должно устанавливаться в каждом конкретном случае. Однако в нашей судебно-следственной практике наличие нормы статьи 14.1 ФЗ "О похоронном деле и погребении" дает возможность принятия дискретных решений должностными лицами в пользу отказа в выдаче тела для захоронения и, как правило, является неоправданным вмешательством в частную и семейную жизнь, лишая родственников права прощания с покойным и погребения согласно их традициям", - разъяснил адвокат.
По его словам, как правило, на практике следствие применяет нормы этого закона в отношении лиц, убитых в ходе КТО, и отказывает в выдаче тела под различными предлогами, ссылаясь на проведение экспертизы. "Как только следствие возбуждает уголовное дело в отношении покойного по обвинениям террористического характера, статье 205 (Террористический акт) УК РФ, то в обосновании отказа ссылка идет на закон "О погребении и похоронном деле"", - пояснил адвокат.
По его словам, родственники могут добиваться выдачи тела через суд. "Родственники могут написать заявление о выдаче тела для захоронения на имя следователя, в чьем производстве уголовное дело. В случае вынесения следователем постановления об отказе в удовлетворении ходатайства необходимо обжаловать его в суде в порядке ст.125 (Судебный порядок рассмотрения жалоб) УПК России. Если суд первой инстанции принимает отрицательное решение, то надо обжаловать его в апелляционном порядке. После отрицательного решения апелляционной инстанции у заявителя появляется право на обращение в Европейский суд по правам человека", - посоветовал Рустам Мацев.
19 ноября чеченские власти заявили, что женщина, совершившая самоподрыв, была завербована членами запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". Это заявление не имеет существенных оснований и сделано для придания эффектности ее обезвреживанию, обстоятельства которого вызывают множество вопросов. Маловероятно, что ИГ* подтвердит версию своей причастности к подрыву в Грозном, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
На обвиняемую в теракте распространяется презумпция невиновности
На подозреваемого или обвиняемого, несмотря на его смерть, распространяется принцип презумпции невиновности до решения суда, отметил Рустам Мацев.
"Смертница - это не юридическая квалификация обвинения. Все зависит от того, по какому составу возбуждено уголовное дело. Если это ст.205 УК РФ (Террористический акт), то это будет означать, что покойная подозревается или обвиняется в совершении этого преступления. Наличие человеческих жертв в результате теракта не является обязательным условием для квалификации этого состава обвинения. Позиция следствия, предъявленное обвинение и даже обвинительное заключение по окончании расследования не подменяет собой приговор суда, который устанавливает виновность или невиновность", - уверен юрист.
По его словам, до вынесения окончательного решение суда, до окончательного рассмотрения уголовного дела по существу "на покойного подозреваемого/обвиняемого распространяется принцип презумпции невиновности".
"Между тем следователь вправе прекратить уголовное дело в отношении покойной по не реабилитирующим основаниям и не передавать дело в суд. Но только в том случае, если близкие родственники не возражают. В таком случае судебного разбирательства относительно виновности или невиновности покойного не будет, фактически он будет считаться виновным. На основании заявлений любых силовиков, либо кого-то другог, вина в совершении любого преступления не устанавливается", - уверен адвокат.
Если в результате террористического акта его исполнитель умер, то дело обычно заканчивается предварительным следствием, заявил в свою очередь Евгений Черноусов.
"Чтобы кого-то назвать виновным, надо ждать вердикта суда. Но мы имеем дело с особым случаем. Обычно процесс идет таким образом: возбуждается уголовное дело в отношении исполнителя террористического акта... Но, если исполнитель умер, то суд над кем может идти? Здесь дело заканчивается постановлением следователя о том, что было проведено предварительное следствие, была установлена вина совершившего террористический акт, но в связи со смертью обвиняемого уголовное дело прекращается. Это, по сути, означает, что вина доказана", - рассказал он.
Напомним, что ранее тела убитых 17-18 декабря 2016 года в чеченской столице боевиков не были выданы их семьям. Родственникам стало известно о захоронениях убитых в безымянных могилах под Грозным. Тела убитых 11 января 2017 года в Курчалоевском районе Чечни и в ночь на 30 января того же года в городе Шали боевиков также, по данным местных жителей, были захоронены в безымянных могилах на кладбище под Грозным.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и публикует хронику происходящих в республике спецопераций, терактов и похищений.
* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.