ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жители сел Туапсинского района Краснодарского края, чьи дома пострадали от наводнения в конце октября, пожаловались, что от них потребовали до 15 декабря выселиться из санатория, где им предоставлялось временное жилье. Власти отказались признать дома непригодными для проживания, а денег на их восстановление после потопа у местных жителей нет.
Как информировал "Кавказский узел", в Туапсинском, Апшеронском районах Кубани, а также в Сочи, где после ливней 24 октября был введен режим чрезвычайной ситуации, оказались подтопленными жилые дома 5300 жителей в 29 населенных пунктах. Власти отчитались об оказании помощи всем пострадавшим от наводнения в Туапсинском районе, но местные жители заявили, что после потопа продолжают жить в аварийном жилье.
Жителей Туапсинского района, чьи дома были разрушены во время наводнения в октябре, начали выселять из пансионата "Южный" в аварийные дома, сообщили пострадавшие. Комиссия районной администрации намеренно занижала ущерб, чтобы не выплачивать компенсацию в полном объеме, а аварийное жилье признать пригодным для капитального ремонта, утверждают они.
Мать троих детей из поселка Шаумян Евгения Феденко рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в ноябре представители районной администрации сообщили ей, что ее дом пригоден для капитального ремонта.
"У меня в детской комнате рухнула стенка, в остальных комнатах полы поломались, забора нет. Мы дом купили восемь месяцев назад за материнский капитал, я еще за него выплачиваю, пришлось 45 тысяч рублей взять в кредит", - рассказала женщина.
Она отметила, что была не согласна с тем, что ее дом можно отремонтировать, и стала требовать переселения. 6 декабря ее дом снова осмотрела комиссия и признала аварийным, при этом никаких актов об аварийности на руки пострадавшим не дают, добавила Феденко.
"Все только на словах. Мне сказали, ждите жилищный сертификат, а пока съезжайте из пансионата. Глава Шаумянского поселения попросил районную администрацию, чтобы нас оставили до 15 декабря, чтобы мы нашли какое-то жилье", - рассказала она, добавив, что родственников в Туапсинском районе у ее семьи нет, то есть идти им некуда.
Женщина сообщила, что в администрации не установили сроков, когда ее семье будет выдан жилищный сертификат. "Нас выбрасывают в зиму с новорожденным ребенком на руках. Сколько мы будем ждать жилья, не понятно. Старшему сыну семь лет, среднему три года. Один муж работает, придется снимать квартиру, но у нас доходы очень маленькие, нет на это средств", - рассказала Феденко.
Жительница села Кривенковское Юлия Кондрашина рассказала "Кавказскому узлу", что через суд пытается добиться компенсации за полную утерю имущества, поскольку комиссия районной администрации признала частичную утерю.
"Мы обращались в суд Туапсе, чтобы нам выплатили как за полную утерю, но нам отказали, сказали - у администрации денег нет. У нас ил по колено в доме, сняли пол, там везде ил, с детьми там жить невозможно", - рассказала она.
По ее словам, сейчас она пытается обжаловать решение Туапсинского районного суда в краевом суде. "Нас заставили всех судиться. Кто-то через суд добивается компенсации по 10 тысяч рублей, которые были обязаны выдать всем, кто оказался в зоне ЧС. Мне говорят, получили по 50 тысяч рублей, идите делайте ремонт", - рассказала Кондрашина, отметив, что ее дом также отказались признавать аварийным.
Жительница села Кривенковское Наталья Найбич рассказала, что ее семью попросили съехать из пансионата "Южный" в самое ближайшее время. По ее словам, комиссия, которая оценивала ущерб после наводнения, намерено занижала показатели.
"У нас вода в доме была метр, пришли через три дня, остался осадок, вот они зашли в сапогах, его замерили, написали 47 сантиметров. У нас тоже все имущество пришло в негодность, а признали частичную потерю, дали по 50 тысяч [рублей], когда все имущество испорчено, ничего у нас нет, ни диванов, ни кроватей, ни холодильников", - сказала Найбич "Кавказскому узлу".
Она отметила, что деревянный барак, в котором находится ее квартира, был построен в 1964 году, и до наводнения износ здания составлял 70%. "Решили, что мы должны делать капремонт, но на него денег нет, вот за счет матпомощи, которую выдали, предлагают делать, да еще и зимой. У нас в квартире улитки плавают, со стен вода течет, конденсат, вонища там, мы ничего не можем убирать, грибок везде", - сообщила женщина.
Люди, которые потеряли жилье во время наводнения, хотят добиться переселения из зоны затопления, добавила она. "Они нас выселяют в аварийные дома, тем самым обрекая на смерть. В следующее наводнение мы погибнем в собственных домах", - считает Найбич.
По словам сельчанки, сейчас ее семья подыскивает съемное жилье, поскольку в квартиру возвращаться невозможно.
Житель Кривенковского Николай Линевский рассказал, что ему 7 декабря предложили выехать из пансионата и приступить к капитальному ремонту своей квартиры. "У меня уровень воды был 81 сантиметр, камни, деревья выбили стекла в квартире, потоком выбило входную дверь, вырвало ванну, все это так и лежит. Маму пожилую кое-как спасли. Она сейчас в больнице, мне некуда ее забирать. Было заседание комиссии в районной администрации, все единогласно проголосовали за капремонт. Но на него в бюджете денег нет", - сообщил он "Кавказскому узлу".
По его словам, чиновники предложили ему начать ремонт за счет средств, которые выделили за полную утерю имущества. "Как мне начать ремонт и где жить, не понятно, куда везти маму, положить ее на доску, новую мебель купить невозможно, потому что квартира уничтожена", - рассказал сельчанин.
Жительница поселка Навагинское Светлана Тимофеева рассказала "Кавказскому узлу", что в ее доме 1950 года постройки во время наводнения рухнула стена. "Ребенок по ночам просыпается и плачет, когда дождь идет. На ребенка упала стена, я его собой заслонила, лечусь до сих пор", - сказала она.
Районная администрация отказала в признании дома аварийным, добавила она. "Комиссия приходила в дом без меня, решили, что мой дом можно капитально ремонтировать. Но туда зайти страшно, все в руинах. Я хотела провести независимую экспертизу в Краснодаре, но акт о непризнании аварийным на руки не дают, как ни требую", - пояснила Тимофеева.
Женщину вместе с сыном также попросили выехать из пансионата "Южный" в ближайшие дни. "Денег на капремонт нет, наши деньги, которые получили за полную утерю имущества, тают, что нам всем делать дальше, куда съезжать, не понятно", - заявила она.
Опрошенные "Кавказским узлом" пострадавшие, проживающие в пансионате, сообщили, что изначально их было 90 человек, 15 из них съехали, и остались 75 человек, которым некуда ехать, однако до 15 декабря им предписано освободить пансионат.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил районной администрации определить зоны, которые подвергаются чрезвычайным ситуациям природного характера, и живущих там людей переселять, сообщили "Кавказскому узлу" в пресс-службе администрации Краснодарского края.
"Глава края дал поручения муниципальным властям, которые должны определить площадки для строительства многоэтажек, в которые будут переселять людей. В крае тысяча населенных пунктов, где есть опасность разрушительного наводнения",- сообщил сотрудник пресс-службы, уточнив, что во время наводнения в октябре аварийными и непригодными для жилья признали 248 домов, в пунктах временного размещения остаются 75 человек.
Юрист порекомендовала пострадавшим от потопа бороться за права через суд
Заявление губернатора о том, что муниципалитеты должны изыскать участки для строительства домов для переселения всех жителей из зон ЧС, вызывает сомнения, заявила юрист компании "Консалтинг партнер" Наталья Баянова.
"Как мы видим, все пострадавшие дома уже были аварийными, а последнее наводнение их просто добило. Спрашивается, почему власти не воспользовались программой по переселению из ветхого и аварийного жилья, а намерено подвергли этих людей опасности? Губернатор поручил, а откуда он возьмет деньги на переселение всех людей из зон ЧС, не сообщается. Пусть вот этим пострадавшим выдадут жилищные сертификаты для начала и переселят их", - сказала Баянова "Кавказскому узлу".
Она отметила, что практика занижения ущерба распространена на Кубани. "Я в 2010 году представляла интересы подтопленцев из Туапсе, им не хотели давать компенсации, специально занижая ущерб. Мы обращались в суд, через суд доказывали реальный ущерб и заставляли выплатить все, что полагается", - отметила юрист.
По ее словам, денежные средства из федерального и регионального бюджетов выделяются на компенсацию всем пострадавшим в полном объеме. "Рождается риторический вопрос: где деньги? Почему администрация района так экономит на всем, что даже 10 тысяч рублей, которые по постановлению губернатора полагаются каждому человеку, который проживает в зоне ЧС независимо от того, зашла вода в дом или нет, приходится выбивать через суд", - указала Баянова.
Возмещение ущерба за утерянное жилье закреплено в статье 18 ФЗ "О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера" и постановлением правительства России №561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате ЧС", уточнила она.
"В 2019 году в силу вступает закон о добровольном страховании жилья от утраты в стихийных бедствиях, по которому будет возмещаться ущерб только за застрахованное жилье, пока же всем пострадавшим, жилье которых признано аварийным, обязаны выдать жилищные сертификаты", - сообщила юрист.
Всем пострадавшим необходимо требовать письменные отказы в предоставлении компенсаций и нового жилья взамен утерянного и обращаться в суд, порекомендовала она. "Владельцам аварийных домов, которые таковыми не признаны, нужно провести независимую экспертизу своих зданий и обращаться в суд, который обяжет власти выдать новое жилье взамен утерянного", - отметила Баянова, пояснив, что право на жилищные сертификаты имеют собственники утерянного дома и члены их семей.