Вопрос: Инициатором проведения конференции выступила организация "Международный аланский конгресс". На конференции выдвигалась задача по воссозданию, как отмечалось, некогда нарушенного монолитного аланского общества с рекомендацией "считать г. Владикавказ (Дзауджикау) политическим центром будущей единой общественной организации" - имеется в виду карачаево-балкарско-осетинской. Не являются ли эта конференция и ее задачи, как сказано в постановлении, - "создания единой организации осетинского, карачаевского и балкарского народов", симптомом новой волны политизации этнической проблематики?
Ответ: Да, даже термин "аланомания" уже становится на слуху. Хотя я не склонен использовать такой термин. Это симптом определенной стратегии из репертуара уже прошедших времен, когда создавались политические организации по национальному признаку с явной претензией на власть. Эти времена характеризовались глубоким кризисом государства - его институтов, доверия людей к нему. Но сегодня, возьмусь утверждать, несколько другие времена. И потому национально-культурным объединениям нужно или заниматься своим делом, культурологическими и просветительскими задачами, или становиться политическими партиями. И тогда - другой спрос, другие критерии формирования организации и ее работы. Но я, например, не вижу ничего позитивного в политических партиях, сформированных по национальному или "историко-национальному" (например, аланскому) основанию. В равной мере - как и в каком-то "этнополитическом блокировании" с потенциальным оппонированием своим же гражданам, но иных национальных корней.
Вопрос: Почему, на ваш взгляд, в качестве родственных по аланской линии народов нам предлагают рассматривать только карачаевцев и балкарцев, ведь в некоторых исследованиях утверждалось об аланском происхождении многих северокавказских народов, даже, например, наших восточных соседей - ингушей?
Ответ: Борьба за "аланское наследство" стала целым периодом в северокавказской научной полемике 80-90-х годов прошлого века. Иногда, к сожалению, перерастая в полемику политическую. Активное участив в конференции приняли общественные и политические деятели из КЧР и КБР, в начале 90-х годов игравшие далеко не последнюю роль в политических процессах, вызванных бурным ростом национального самосознания карачаевского и балкарского народов и грозивших привести к перестройке административных и национальных границ на Северном Кавказе. Ныне же участники конференции ставят перед собой "задачу по воссозданию некогда нарушенного монолитного аланского общества" в составе осетин, карачаевцев и балкарцев, которые, по утверждению организаторов этого форума, "оказались в начале XXI столетия разделенными государственными и административными границами". Естественно, возникает вопрос - кому же выгодно активно продвигать идеи о "паналанском" единстве? Так ли уж безобидна и гуманитарна сама эта идея? На наш взгляд, именно на эти вопросы должны найти четкие ответы организаторы прошедшего мероприятия. Было бы продуктивно и даже необходимо, если бы "объединенная аланская команда" занялась социальными, гуманитарными, историко-культурными проблемами. Но как только все это подменяется чистой политикой, борьбой за власть, игрой в национальные блоки и контр-блоки (адыгейский блок, славянский, тюркский, вайнахский, общекавказский блок и т. д.), - тогда в итоге забывают о гражданах и их проблемах. Не нужно втягивать общество в такие псевдо-геополитические комбинации. У нас масса других, кстати, вполне реальных проблем и забот. И власть - и на федеральном уровне, и на республиканском - открыта для сотрудничества с национально-культурными организациями, открыта как для критики, так и для помощи и совета с их стороны.
По материалам статьи Сослана Тебиева "Кто и для чего вновь собрался под аланский "зонтик", или послесловие к одной конференции", газета "Северная Осетия".
14 января 2003 года.