ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Астраханские активисты провели пикеты в память о Борисе Немцове. Охрана расположенного рядом с местом проведения пикетов торгового центра пыталась помешать активистам, но в итоге акция состоялась. По словам участников, прохожие положительно реагировали на акцию.
Как писал "Кавказский узел", акции в память о Борисе Немцове состоялись 24 февраля в российских городах. В Москве шествие памяти проходило при усиленных мерах безопасности. Активисты потребовали найти заказчика убийства, за которое осуждены уроженцы Чечни. В Волгограде семеро активистов провели одиночные пикеты, раскритиковав поверхностное расследование убийства Немцова. Одиночные пикеты в память о Немцове прошли также в Краснодаре и Астрахани, а в Ростове-на-Дону состоялся митинг. Астраханские активисты пытались согласовать акцию памяти Бориса Немцова в сквере имени Трусова в центре города сначала как митинг, потом как массовый пикет, но в обоих случаях получили отказ. Администрация заявила, что в 14.00 (13.00 мск) 24 февраля в сквере имени Трусова будет проходить ранее согласованное мероприятие, посвященное пропаганде здорового образа жизни.
Российский политик Борис Немцов был убит в центре Москвы 27 февраля 2015 года. По делу о его убийстве осуждены пятеро уроженцев Чечни и Ингушетии, сказано в опубликованной на "Кавказском узле" биографии Бориса Немцова.
24 февраля с 14.00 до 14.15 по местному времени (13.00 - 13.15 мск) сквер имени Трусова, где активисты планировали провести мероприятие памяти Бориса Немцова, но получили отказ, был пуст, передает корреспондент "Кавказского узла".
Серия одиночных пикетов около торгового центра на Вокзальной площади, в одной из самых оживленных точек города, началась в 14.00 по местному времени (13.00 мск). Почти сразу пикетчику Михаилу Анисенко попыталась помешать охрана ТЦ.
Анисенко рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что встал с плакатом: "Запрещено убивать, особенно людей" и фотографией Немцова у входа в торговый центр, и вскоре к нему подошли охранники с требованием уйти.
"Я стоял недалеко от входной двери. Минут через пять выбежали охранники, начали говорить, что здесь стоять нельзя, чтобы я отошел от ТЦ. Я попросил их показать правила внутреннего распорядка, где указано, что я не имею права здесь стоять, потому что они нигде не вывешены, я с ними не знаком. Они сказали, что позовут старшего. Прибежал еще какой-то охранник. Стал хвататься за плакат, отнимать его, меня отталкивать. Орал и матерился. "Пошел отсюда, убирайся", - в таком духе. Я сказал им, что они не имеют права рукоприкладствовать. Если я нарушаю правила - то пусть вызывают полицию, но руки распускать зачем? Или пусть покажут мне эти правила, что я не могу стоять с плакатом у входа. Он продолжал меня отталкивать от ТЦ... Мой товарищ вел съемку происходящего, и другие охранники начали за ним бегать, пытались выхватить у него телефон, порвали одежду. Я решил не нагнетать обстановку и отошел за линию, где кончалась плитка (вокруг территории торгового центра, - прим. "Кавказского узла") и уже начинался асфальт. Потом ко мне подошел еще один охранник и стал расспрашивать про пикет, почему я стою тут с плакатом. Я объяснил, что у нас день памяти", - рассказал Анисенко корреспонденту "Кавказского узла".
По словам активиста Валерия Ромахина, который пришел на место проведения акции, чтобы поддержать пикетчиков, охранники торгового центра, увидев, что он ведет съемку инцидента, стали гоняться за ним.
"Они орали матом, кричали, чтобы я удалил видео. Я убрал телефон в карман, и тогда они порвали мне штаны", - рассказал Ромахин корреспонденту "Кавказского узла". При этом в суматохе запись все-таки стерлась.
Начальника охраны торгового центра в воскресенье не оказалось на работе. Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" один из участников инцидента, охранник Валерий, у торгового центра часто стоят люди с какими-то плакатами.
"У нас бывает тут такое, стоят с плакатами, с табличками. И надписи там могут быть самые разные. "Подайте на опохмел" или что-то такое", - сказал он.
По его словам, стоять здесь с плакатами нельзя.
"Это нарушение частной собственности. Это частная территория. Когда он стоял на асфальте (за пределами покрытой плиткой территории вокруг торгового центра, - прим. "Кавказского узла"), мы же ему претензий не предъявляли. Я никого не трогал, я просто хотел забрать у него плакат. Он стоял на входе, мешая проходу людей", - добавил Валерий.
Подошедший старший по смене по имени Ринат был более категоричен и в резкой форме заявил корреспонденту "Кавказского узла", что в пределах мощеной части у ТЦ не разрешается проведение никаких акций, в том числе раздавать листовки и стоять с плакатами. Комментировать потасовку у входа он отказался.
"Я каждый раз, когда бываю в Москве, прихожу на Немцов мост. Там все время дежурят сочувствующие, те, кто поддерживает этот мемориал... Обычные граждане - они дежурят там круглосуточно, по очереди сменяя друг друга. Если человек достойный, то и память после него остается. У нас нигде нет таких мемориалов, где круглосуточно дежурят граждане или общественные организации. Это единственный мемориал в России, когда на место убийства человека вот уже четыре года постоянно несут живые цветы, где дежурят люди, где любой активист и вообще гражданин, небезразличный к политической жизни, считает нужным побывать, если приезжает из другого города. Если бы была возможность, я бы поехал в Москву и поучаствовал бы в мероприятии там. Но так как я в Астрахани, то сделал то, что можно сделать тут - встал в пикет, чтобы почтить память Бориса Немцова. Это то, что мы тут в Астрахани можем сделать", - сказал Михаил Анисенко.
В пикете с фотографией Немцова также постояла астраханка Елена Байбекова.
"Я ужасная трусиха, но с этой властью я становлюсь с каждым годом смелее и смелее. Сегодня (24 февраля) я первый раз в жизни стояла в одиночном пикете. Ко мне подходили многие люди, спрашивали, кто это, за что убили, кто убил. Один молодой человек пожал мне руку. Мне кажется, такие акции обязательно нужно проводить для того, чтобы просто напоминать о том, что произошло, и чтобы это не повторилось впредь", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Член регионального совета партии "Парнас" Ярослав Савин, который держал плакат: "Борис Немцов убит 4 года назад. Заказчики на свободе", признался корреспонденту "Кавказского узла", что его возмущает, что заказчики и организаторы убийства политика до сих пор не задержаны.
"По организатору у следствия еще были предположения, заводили уголовное дело, но он не задержан даже. И дело вывели в отдельное производство, чтобы как бы разрубить связь между теми, кого уже осудили - исполнителями, организаторами и заказчиками. А по заказчикам - там даже имена не названы. Преступление осталось нерасследованным, несмотря на то, что это не просто убийство, но убийство видного политического деятеля... Очевидно, что это политическое убийство, как бы его ни пытались выставить, что там якобы были какие-то другие мотивы. Удобно так говорить, когда не задержаны ни организаторы, ни заказчики. И очевидно, что не расследуется это дело по политическим мотивам", - сказал Савин.
По его словам, он не первый год участвует в акциях памяти Немцова.
"Для меня было важно принять участие в этой всероссийской акции. Я не первый год участвую в акциях памяти Бориса Немцова. Людей вообще убивать нельзя, но в данном случае был убит борец за права человека, в том числе за политические, борец за права тех самых чеченцев, которые, по версии следствия, были исполнителями. Для меня его убийство стало потрясением. Я после этого вступил в "Парнас", - сказал он.
По словам участников пикета, прохожие у торгового центра либо вообще никак не реагировали на мероприятие, либо реагировали положительно, с интересом.
"Важно, чтобы подобные убийства больше не повторялись"
Помимо тех, кто непосредственно принимал участие в пикете, на акции была "группа поддержки" - они стояли в стороне.
"Я пришел на день памяти Бориса Немцова посмотреть на одиночный пикет, потому что считаю, что это очень важно - помнить, что такое произошло, и чтоб такие случаи больше не повторялись", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" астраханец Владимир Раев.
"Нам запретили провести митинг в сквере Трусова. Я считаю, что это несправедливо. Наша акция не направлена против власти, это просто день памяти. Это очень печальное событие, об этом надо помнить, чтобы ни в коем случае такое больше в истории России не повторялось, когда какие-то политические проблемы, политическая конкуренция решается таким вот способом", - добавил он.
По мнению главы астраханского отделения партии "Парнас" Михаила Долиева, действия охранников ТЦ по отношению к Анисенко и Ромахину были неправомерны.
"Во-первых, в законе не сказано, что на частной территории нельзя проводить пикеты. А во-вторых, эта территория, которая (выложена) плиткой, не является их частной территорией. Их территория граничит по фасаду здания. У нас уже был прецедент - пикетчики стояли тут пару лет назад. И они тогда по обычному гражданскому запросу выяснили, что границы территории ТЦ идут по линии фасада, а то, что вымощено, их территорий не является", - сказал он.
Он также отметил, что пришел морально поддержать пикетчиков и в случае возникновения какой-то ситуации помочь.
"Нам не согласовали мероприятие, а почтить память мы хотим. И мы пошли туда, куда считаем нужным. С учетом того, что на самом деле в сквере Трусова нет сегодня (24 февраля) никаких мероприятий, этот отказ невозможно воспринимать иначе, чем как еще одно подлое действие против памяти Немцова, против самого Немцова", - сказал Долиев.
"Кроме Немцова и еще некоторых, никто так четко не противопоставлял себя путинскому режиму. И я понял, что Немцов может быть лидером - умным, ярким и убедительным. А когда его убили, я понял, что надо что-то делать. И мы стали проводить пикеты памяти. Если этого не делать, давление будет только усиливаться. Политическое давление, пусть и не в форме убийств, растет", - отметил собеседник.
Одиночные пикеты продолжались до 15.00 по местному времени (14.00 мск) и, за исключением инцидента с охраной, прошли без происшествий.
Юристы посоветовали участникам инцидента обратиться в прокуратуру
"Вне зависимости от того, частная это территория или нет, применять силу или отбирать плакаты охранники не могут, так как это чужое имущество. Они должны были вызвать полицию, и полиция приняла бы меры в соответствии с законом", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист "Комитета против пыток" Абубакар Янгулбаев.
"Пикетчик вел себя правильно, попросил разъяснить ему законодательство, а охранники, не имея на то санкций, применили к нему силу и испортили его имущество - это самоуправство. Если пикетчик получил от этого вред, то это повод возбудить уголовное дело в отношении этих охранников - в зависимости от того, какой вред здоровью был нанесен", - отметил он.
По мнению собеседника, при наличии вреда можно вести речь либо о статье 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), либо о статье 116 УК РФ (побои).
"Охранник ЧОП - обычный гражданин, который не обладает специальными правами или полномочиями, как сотрудник полиции. То есть применение силы охранником не может быть оправдано, кроме как в целях самообороны - и то не всегда", - сказал юрист.
"А насчет самого пикета - нужно узнать, является ли этот торговый центр частной собственностью. Правильно было бы, если бы охранники вызвали полицейских. Они бы проверили возможность проводить пикет на этом месте, предупредили бы пикетчика о невозможности проведения акции. Также сообщили бы, что грозит, если он не прекратит свои действия, и в законном порядке применили бы силу, если бы пикетчик сопротивлялся", - отметил Янгулбаев.
По мнению дагестанского юриста Марата Исмаилова, частная это территория или нет - не имеет значения.
"Верховный суд России в прошлогодних разъяснениях указал, что согласие собственника частной территории на проведение акции необходимо, если акция требует подачи уведомления и дальнейшего согласования. Но одиночный пикет не требует подачи уведомления и согласования. Поэтому охранники незаконно препятствовали проведению пикета", - сказал Исмаилов корреспонденту "Кавказского узла".
26 марта 2017 года в Махачкале прошел антикоррупционный митинг. Его организатор Марат Исмаилов был по решению суда оштрафован на десять тысяч рублей. Затем Верховный суд Дагестана отменил штраф, а Советский районный суд Махачкалы частично удовлетворил иск Исмаилова, взыскав с МВД 25 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
"В астраханском законе о митингах нет запретов на проведение каких-либо публичных мероприятий у ТЦ. В федеральном законе тоже нет таких запретов", - отметил он.
Он также добавил, что оскорблять, толкаться и рвать одежду охранники тоже права не имели. Исмаилов посоветовал пикетчикам написать заявление и обратиться в прокуратуру.
На "Кавказском узле" опубликована справка "Чеченский след в убийстве Немцова". Материалы о расследовании убийства Бориса Немцова "Кавказский узел" публикует на странице "Немцов", а материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне - на странице "Инакомыслие в Чечне".