21:09 / 26.02.2019Историки поспорили об оценках советизации Грузии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Взятие Тбилиси частями Красной армии 25 сентября 1921 года - важный элемент исторической памяти для грузинского народа, однако представления о масштабах сопротивления советскому наступлению в массовом сознании искажены, указали грузинские историки. Советский период слишком значителен для современной Грузии, попытки полностью его отринуть обречены на неудачу, считают историки в России.

Как сообщал "Кавказский узел", с 2010 года 25 февраля отмечается в Грузии как День советской оккупации. В этот день приспускаются государственные флаги, а жители отдают дань памяти юнкерам, погибшим в 1921 году в боях с Красной армией на подступах к Тбилиси. В 2017 году в канун Дня советской оккупации во дворе Академии национальной обороны в Тбилиси был открыт мемориал.

Вторжение частей 11-й Красной армии в Грузию произошло в феврале 1921 года. Cопротивление грузинской армии, добровольческих отрядов и юнкеров было подавлено. 21 апреля 1921 года в Грузии была сформирована советская власть, подписан Декрет о создании Народных комиссариатов Грузинской Советской Социалистической Республики. В течение почти трех лет до этого на территории страны действовала Грузинская Демократическая Республика, провозглашенная 26 мая 1918 года. Опрошенные "Кавказским узлом" политологи отмечали, что в контексте российско-грузинских отношений можно говорить о том, что независимость Грузии остается под угрозой.

25 февраля президент Грузии Саломе Зурабишвили и премьер-министр Мамука Бахтадзе возложили в селе Табахмела на подъезде к Тбилиси траурные венки к мемориалу юнкерам, погибшим в боях с Красной армией в 1921 году. 

“Этот день очень памятен для нас, потому что в этот день закончилась война, но не окончилась война за Грузию, она продолжается. Благодаря их (юнкеров. - Прим. "Кавказского узла") настойчивости Грузия выжила, и мы донесли ее независимость до сегодняшнего дня”, - сказала Зурабишвили в эфире телекомпании "Рустави 2".

Траурные дни в память об оккупации Грузии войсками 11-й красной армии отмечаются в Грузии ежегодно. 23 февраля 2019 года католикос-патриарх Грузии отслужил панихиду за упокой душ погибших юнкеров, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Для дестабилизации Грузии были использованы абхазские повстанцы, которые получили подкрепление в виде нескольких тысяч красноармейцев. В нейтральную зону между Грузией и Арменией, которая с октября 1920 года контролировалась грузинскими войсками, были переброшены армяне-красноармейцы, развернувшие боевые действия против грузинских войск. Советская сторона утверждала, что это — восстание местного армянского населения", - указывает участник Вольного исторического общества Борис Соколов в своей статье "Общее прошлое: как большевики завоевали Грузию" на РБК.

Инициаторами военной операции с целью насильственного установления в Грузии советской власти были Серго Орджоникидзе и Сергей Киров, они убеждали Владимира Ленина и Иосифа Сталина в необходимости такой операции. Ради вторжения в Грузию Орджоникидзе организовал коммунистические восстания в Борчалинском, Ахалкалакском и Душетском уездах: когда местным большевикам удалось занять несколько городов, 11-я Красная армия получила приказ перейти границу Грузии и двигаться на помощь местным коммунистам.

Для противостояния советским войскам грузинское правительство мобилизовало свои вооруженные силы общей численностью более 20 тысяч человек. Бой юнкеров Тбилисского военного училища с 11-й армией в селе Табахмела начался 19 февраля и продлился пять дней. Советским войскам не удалось взять село и пришлось обойти его, чтобы прорваться в Тбилиси. Юнкера, оборонявшие село, только 24 февраля получили приказ об эвакуации и с боями пробились в Батуми, куда эвакуировалось и правительство Грузии. Советские же части 25 февраля вошли в Тбилиси.

Историки в Грузии: масштаб сопротивления Советам недооценен

Память о событиях 1921 года сыграла значительную роль в период распада Советского Союза, когда заявило о себе национальное движение и Грузия начала процесс выхода из СССР,  отметил профессор истории эвакуированного в Тбилиси Сухумского государственного университета Зураб Папаскири,

“Поколениями 1970-х и 1980-х годов эти события, конечно, воспринимались очень остро, они побуждали к активным действиям”, - сказал профессор корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Папаскири, на сегодняшний день тема советизации Грузии не находит в обществе такого отклика, как в последние годы существования СССР.  “Конечно, в школе, в вузах это преподается, люди об этом знают, но мне трудно сказать, насколько среди студентов велика заинтересованность теми событиями”, - сказал Зураб Папаскири.

Оценки действий правительства Грузии в момент советского вторжения противоречивы и объективно судить о правильности этих действий сегодня непросто, считает историк. “Сегодня много публикаций о том, что у правительства Ноя Жордании было много возможностей выиграть эту войну. Но анализируя, как двигалась 11-я армия - через Борчало, через Ахалкалаки, как неожиданно они преодолели считавшееся непреодолимым Душетское направление, и плюс к этому подходившие со стороны Абхазии отряды девятой армии,  - я не думаю, что у Грузии были возможности выиграть ту войну”, - сказал он.

Тема советской оккупации Грузии недостаточно хорошо изучается в школах и практически не освещается в медиа, считает директор Музея грузинской литературы Лаша Бакрадзе. “К сожалению, ни это событие, ни столетие учреждения независимости грузинского государства, которое отмечалось в прошлом году, не были широко освещены в масс-медиа и в литературе”, - посетовал он.

По словам Бакрадзе, школьникам информация о событиях 1921 года подается в слишком сжатом виде. Литературы, посвященной событиям 1921 года, в последние десять лет стали издавать больше, однако единственным институтом, который проводит кампании по информированию населения об этих исторических событиях, остается Музей советской оккупации, занимающий часть Национального музея Грузии на проспекте Руставели, сообщил Бакрадзе корреспонденту "Кавказского узла".

“Конечно, этот музей нужен, его нужно расширять и развивать, но его одного недостаточно. Нужно больше просветительской работы, но, увы, даже первые лица государства - что прошлые президенты, что нынешний - в своих выступлениях на мемориале в Табахмела ничего нового не говорили”, - отметил директор Музея грузинской литературы.

Бакрадзе уверен, что власти должны исправить эту ситуацию. В Грузии и за ее пределами распространено заблуждение, что Красной армии противостояли лишь юнкера, отметил он. “На самом деле вся грузинская армия и народное ополчение выступили против Красной армии. В Душети и в Кахети люди оказывали сопротивление продвижению красных отрядов, это сопротивление имело массовый характер. Так что совершенно неправильно было бы оценивать сопротивление оккупации как выступление узкой части общества”, - подчеркнул Лаша Бакрадзе.

Роль правительства Ноя Жордании в массовом сознании также недооценена: существует убеждение, что оно сбежало, хотя руководители Грузинской демократической республики оказывали сопротивление Советам, указал он. "Большинство членов правительства и Народного собрания остались в Грузии. Они были расстреляны или репрессированы, начиная с 1924 года, но они не бросили свой народ”, - отметил Бакрадзе.

Историки в России отметили значение советского периода для Грузии

Грузинская демократическая республика имела те же болевые точки, что и современная Грузия, но при этом сегодня страна обязана многими достижениями советскому периоду, обратили внимание опрошенные "Кавказским узлом" российские историки.

Взятие Тбилиси частями Красной армии - важное событие для формирования современной культурной памяти народа, отметил доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории Южно-Уральского государственного университета, исследователь гражданской войны Евгений Волков.

«В условиях новой грузинской государственности эта дата отмечена как очень важное событие. Такие даты несут функцию сплочения общества, моделирования нового представления о собственной истории. Это событие (взятие Тбилиси Красной армией) вписывается в политику государства в сфере истории, и если общество это поддерживает, (событие становится частью) политики памяти. И для общества, и для государства это представляется полезным», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла.

Для России дата захвата Тбилиси частями Красной Армии была и остается малозначимой - ее не вспоминают сейчас и при советском режиме она никак не отмечалась. "Такой была централизованная историческая политика советского государства", - сказал Волков.

По словам Волкова, большую значимость подобные события представляют для государств, которые вновь обрели независимость после распада СССР и столкнулись с необходимостью выстраивания собственной концепции истории. Такой процесс часто служит появлению новой исторической мифологии: реальные исторические факты, которые долгое время были забыты или трактовались каким-то определенным образом, получают новые интерпретации, отметил он.

Для советской историографии взятие Тбилиси 25 февраля 1921 года было рядовым событием гражданской войны на территории бывшей Российской империи, а меньшевистское правительство Грузии не выделялось в глазах советских историков среди остальных «белогвардейцев», считает старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Михаил Волхонский.

Волхонский не согласен с термином «советская оккупация». «Термин "советская оккупация" не историчен. Надо отметить, что в советском руководстве Грузии были в основном сами грузины. Фактически речь шла о конфликте между не очень представительной частью грузинского истеблишмента, каким было меньшевистское правительство, и большевистской частью грузинской общественности», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В грузинской историографии превалирует взгляд, что Грузинская демократическая республика является предтечей современной Грузии, при этом советский период игнорируется, отметил историк.

«Но ведь если откинуть эпоху советской Грузии из памяти, то придется откинуть огромный пласт культуры грузин — литературы, кинематографии, театра. И то общество, та интеллигенция, что была сформирована в Грузии к 1990-м годам, идет из советского прошлого. От этого никуда не денешься. Можно только сожалеть, что история как академическая наука подменяется исторической политикой, когда на поверхность вытаскиваются или конструируются те смыслы, которые выгодны политической элите», - уверен Волхонский.

Расхождения в исторических оценках тех или иных событий историками зачастую касаются не фактов, а их интерпретаций. «Хотя бывает, что некоторые факты замалчиваются, а другие наоборот, всячески выпячиваются, акцентируются», - заключил Волхонский.

Меньшевистское правительство Грузинской демократической республики имело значительную поддержку на большинстве грузинских территорий, но не пользовалось популярностью в Абхазии, в первую очередь из-за своей национальной политики, обратил внимание исследователь социал-демократического движения, бывший замминистра труда России Павел Кудюкин.

«Грузинская демократическая республика строилась по сути как унитарное государство, это вызывало трения с национальными меньшинствами, прежде всего с абхазами и осетинами. То есть были те же болевые точки, что и после 1991 года», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В Абхазии, по словам Кудюкина, позиции большевиков были заметно сильнее. «Какие-то сторонники большевиков были и на основной части Грузии, но на самом деле немного. Социал-демократическое правительство в Тбилиси пользовалось абсолютной поддержкой крестьянства и рабочего класса Грузии - оно провело достаточно радикальную реформу, ввело прогрессивное трудовое законодательство, дав широкие права профсоюзам», - рассказал он.

Грузинская демократическая республика была редким на тот момент примером государства, в котором социалисты получили абсолютное большинство в представительных органах власти, отметил он. «В 1920 году Грузию посетила делегация Независимой социал-демократической партии Германии во главе с Карлом Каутским. По результатам этого визита Каутский написал брошюру: «Грузия — крестьянская демократия». В этом была специфика грузинских меньшевиков, которая отличала их от большинства [социал-демократов] - они сумели еще в годы первой российской революции, в 1905-1907 годах, привлечь на свою сторону значительную часть грузинского крестьянства», - обратил внимание Кудюкин.

Павел Кудюкин находит в целом справедливой оценку событий 1921 года как оккупации. «Без прямого вторжения Красной армии в Грузию путч, который подняли грузинские большевики, не имел шанса на успех, и, собственно, он был поводом для внешнего вмешательства. Говорить о том, что меньшевики потеряли поддержку, можно только после антисоветского восстания 1924 года, которое было жестоко подавлено. После этого (меньшевики) могли действовать только в глубоком подполье, и те, кто оставался в стране, были быстро разгромлены», - пояснил он.

Вместе с тем Кудюкин признал, что к советскому периоду Грузии однозначного отношения нет: определяя его как период оккупации, трудно отрицать достижения Грузии, которые имели место в советские годы, пояснил он.

Урушадзе раскритиковал стереотипные мнения о падении Грузинской республики

Тема советизации Грузии недостаточно изучена, особенно в России, считает кандидат исторических наук, доцент Южного федерального университета Амиран Урушадзе.

«Лишь в прошлом году вышла первая большая специальная работа историка Вадима Муханова «Грузинская Демократическая Республика: от первых дней независимости до советизации». Ранее некоторые аспекты истории советско-грузинских взаимоотношений были рассмотрены в книге историка Алексея Безугольного «Народы Кавказа и Красная армия», - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

В Грузии к событиям 1921 года приковано внимание общественности, поскольку политики активно апеллируют к опыту первой грузинской демократии в борьбе за благосклонность избирателей.

«25 февраля в Грузии отмечается День советской оккупации, а экспозиция, посвященная истории советской оккупации, занимает значительную часть исторического музея в Тбилиси. Однако это не стало антидотом против множества мифов и стереотипных представлений, которые только в последние годы были подвергнуты критике. В этом отношении надо отметить работы историка Димитрия Силакадзе, рассмотревшего обстоятельства сражений у селения Табахмела и на реке Храми, а также роль в тех событиях главы грузинского правительства Ноя Жордании», - рассказал Урушадзе.

Наиболее распространенным заблуждением он назвал мнение, что Тбилиси защищали только юнкера. «Это не так, юнкера военного училища держали оборону на одном из направлений, в районе Табахмела. Еще часто можно слышать, что Ной Жордания малодушно бежал, но это не соответствует действительности. Жордания действовал сообразно обстановке и не поддавался панике. Как человек гражданский, он не вмешивался в командование армией, но пытался через дипломатические каналы воспрепятствовать утрате грузинской независимости», - пояснил Урушадзе.

Россияне в Грузии сочли справедливым термин "оккупация"

Выходцы из России, живущие в Грузии, не отмечали каких-либо политических спекуляций в связи с событиями 1921 года. Предприниматель Виктор Ерофеев, получивший гражданство Грузии, солидарен с оценкой вторжения советских войск в страну как оккупации. Вместе с тем он обратил внимание, что о сопротивлении грузин насильственной советизации известно очень мало, а в течение последующих 70 лет многие грузины вполне органично чувствовали себя в Советском Союзе.

"Вся Россия заболела тогда этим нигилизмом и коммунизмом, и в самой Грузии коммунисты тоже были - они помогли Орджоникидзе, устроили бунт”, - отметил Ерофеев корреспонденту "Кавказского узла".

В выступлениях и дебатах грузинские политики практически не ссылаются на события февраля 1921 года, подтвердил блогер Алексей Романов. Он также согласен с термином "оккупация" применительно к советскому вторжению в Грузию.

“По поводу Абхазии и Осетии спекуляций сколько угодно - вся предвыборная риторика была ими пропитана, и у "Грузинской мечты", и у оппозиции. А тема 1921 года не [столь актуальна]. Когда чужая армия навязывает чужие порядки - это оккупация, даже если во главе новой власти оказываются затем выходцы из захваченной страны", - сказал Романов корреспонденту "Кавказского узла". 

Автор:Рустам Джалилов, Беслан Кмузов
28.02.2019 в 14:21kaa

27.02 / 08:42 ольга карп (Гость) #

Не боюсь показаться националисткой. Давайте признаем узурпацию власти в России грузинами?

========================================

Мадам,Сталин был осетином,а не грузином.

https://www.youtube.com/watch?v=dVZ26zOBIN4

Цхинвали, Шида Картли 1991г. Грузинский док. Фильм про войну в Самачабло.

09.03.2019 в 09:43Хубаев
Хубаев Роберт "... однако, представления о масштабах сопротивления советскому наступлению в массовом сознании искажены", - НИКАКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ СОВЕТСКОМУ НАСТУПЛЕНИЮ В ГРУЗИИ ФИЗИЧЕСКИ НЕ БЫЛО, потому, что даже сами грузинский, мегрельский и сванские народа страдали от социального фашизма антиконституционной меньшевистской власти Грузии. Учёные подсчитали, что у правительства Жордания военного вооружения и техники было во много раз больше, чем у наступающей Красной Армией, которой руководили сами грузины. Но оно побоялось объявить мобилизацию и вооружить им народ, так как знало, что народ это оружие повернёт против меньшевистской власти. Эти придури отправили против Красной армии только курсантов кадетов, над которыми имели командно-административные права, и всё. Никакого иного народного сопротивления не было большевикам в Грузии, никакого. Ложь, о якобы каком-то сопротивлении грузинского народа советам придумана весьма малочисленным потомством меньшевиков, которых вернул во власть Грузии Хрущёв и которые не составляют даже 0,00000000001% от всей грузинской нации.14 Управление Нравится • Ответить • 6 дн. Саломе Багратиони Уважаемые дамы и господа, всё что изложил Роберт Хубаев конечно же верно, никакого сопротивления грузинские большевики не имели со стороны грузинского народа и грузинской нации в 1921 году, наоборот, народ массово записывался в коммунистическую партию. А потерявшим легитимность антиконституционным правительственным преступным войскам меньшевиков Красная Армия почти без боя, очень легко и играючи переломала хребет. Нынешние Хрущёвские ставленники меньшевики в политическом спектре Грузии создали лживый музей оккупации, так как фактически никакой оккупации не было в 1921 году, поскольку государственная власть Грузии была укомплектована местными грузинскими кадрами и грузинская нация добровольно и массово служила в Красной Армии. В музее оккупации же выставлены экспонаты только преступных фашистов, которые занимались безбожным ограблением грузинской нации и у которых руки были по локоть в крови всех народов составляющих грузинскую нацию. Я уверена, что не так далёк тот день, когда этот музей «оккупации» будет переименован в музей криминальных преступников Грузии прикрывающихся политикой. Лично я не в восторге от той реальности, которую изложила. Очень жаль, что в начале XX века в Грузии не было более лучшей партии чем коммунистическая партия, которая могла бы более полно выражать интересы грузинской нации, но историческую реальность не изменить. Поэтому нужно точно определить, с чем мы имели дело в прошлом и имеем дело уже в настоящем?1 Управление Супер • Ответить • 5 дн.Саломе Багратиони Дамы и господа, дело в том, что историческое развитие нации и человечества проходит по объективным историческим законам, которые повсеместно характеризовались социальной борьбой наций за свои гражданские и человеческие права. Результаты достигались одинаково прогрессивные, хотя и в разных формах. Так, социальная справедливость достигалась путём буржуазных демократических преобразований общества с защитой гражданских и человеческих прав людей и народов. То же самое происходило и в мусульманском мире на фоне социально справедливой и равноправной религиозной идеологии. Кульминацией этого процесса было международное коммунистическое движение, которое в XIX-XX веках охватило как Европу, так и Азию. Были проведены большие социальные изменения в смысле удовлетворения социальных и гражданских интересов наций, политические власти были поставлены в рамках закона и на службу нации. Но, в начале 50-ых годов XX века в политическом руководстве СССР произошла контрреволюция возглавляемая Хрущевым, которая политический спектр страны поставил над Конституцией, правоохранительными органами, интересами нации и граждан. Параллельно этому созданная Хрущевым политическая мафия боялась справедливого протеста нации, поэтому открыто не говорила о совершённом контрреволюционном перевороте, а свою контрреволюционную антиконституционную деятельность проводила посредством административных секретных партийных постановлений и указаний, которые оставались тайной для нации. Но, после того, как в Советском Союзе произошла перестройка на демократическую капиталистическую систему управления, которая в этом пространстве имеет бюрократическое административное содержание, то 90-99% нации оказалось за бортом жизни, то есть нации оказались вновь в том социально плачевном состоянии, из-за которых им приходилось совершать названные исторические революционные преобразования в прошлом. Поэтому не нужно быть ясновидцем, чтобы понять, что скоро народы постсоветского пространства вновь начнут свою исторически неизбежную революционную борьбу за свои социальные, гражданские и человеческие права. В Южной Осетии и Абхазии такая борьба приняла форму борьбы против этнического фашизма, а в дальнейшем какую форму примет эта борьба повсеместно пока неизвестно, но то, что она будет и будет расширятся - это к гадалке не ходи. Раньше революции совершали евреи (масоны), которые находились в порабощённом и эксплуатируемом положении. Но после того, как они в XX-XXI веках почти в каждой стране мира смогли укомплектовать политическую элиту, которая начала совершать те же преступления против наций, против которых масоны сами когда-то боролись, картина изменилась и борьба начинается уже против них. Тем более, что из-за монополизации им политического спектра смена власти посредством выборов ничего позитивного не несёт для нации. Кстати, уже даже доказано, нынешние евреи по матери (масоны) никакого генетического отношения не имеют к еврейскому народу (за исключением потомства Арона (Коэнов), царя Давида и 10% от еврейского народа имеющих гаплогруппу J2), к еврейской религии, нравственности, верховенству закона и Богу, а лживо прикрываются именем еврейского народа и Бога. Это существующая объективная реальность.1 Управление Супер • Ответить • 5 дн. Роберт Хубаев Уважаемые евреи, в связи с поднятыми госпожой Саломе Багратиони вопросами, которая имеет евре6йское происхождение, у меня к вам вопрос насчёт еврейства человека. Благодаря научным работам известного всем учёного, уже известно, что еврейство – это генетическая данность потомства Евера, а иудейство – это религиозная данность. В древности, до возникновения христианства на основе фарисейской и ессейской секст в иудейской религии, то есть до написания «Книги Зоар» и создания Талмуда, которые охристианили иудейскую религию, еврейство в еврейском народе передавалось естественным путём посредством отца, почему и говорится в Библии о коленах Яакова, а не о коленах, к примеру, Сары. Еврейство в еврейском народе стало передаваться по матери только для того, чтобы как-то связать Иисуса с предсказаниями Пророков о происхождении Христа (Мессии), так как по своему биологическому отцу он не был из семени царя Давида, как должно было быть в случае реального Мессии по предсказаниям. Но давайте посмотрим, что произошло в еврейском народе с момента создания Талмуда, то есть с момента охристианивания иудейской религии? Почему охристианивания? Да потому, что иудейство стало признавать Иисуса Мессией, что автоматически означает признанием истинности и всего того, что он говорил. А он говорил, что он и Бог – это одно и то же. Стало быть, талмудическое иудейство противоречит первым заповедям Моисея и признаёт Иисуса Богом вместо самого Бога, что делает его уже христиансткой религией, а не иудейской. При этом известно, что еврейство человека может быть либо генетический, либо по вере. А поскольку в еврейском народе еврейской генетики не более 10% (гаплогруппа J2 – эта гаплогруппа в роду Коэнов насчитывает более 3500 лет), то всё остальное еврейство ни по генетике, ни по вере никак не может считаться еврейством. При этом мы имеем очень интересную данность. В роду Коэнов и в роду царя Давида еврейство передавалось по отцу до настоящего времени, но в ложном еврействе еврейство признаётся только по матери, а не по отцу. Так, что значить получается, не евреи не признают еврейство евреев?! Помимо этого, благодаря этому же известному учёному, уже найдено генетическое потомство колен Яакова на Кавказе с гаплогруппой J2, которые находятся в христианской или мусульманской религиях. Стало быть они имеют больше генетических прав называться еврейским народом, чем народ, который не имеет генетического еврейского происхождения и не находится в иудейской религии, хотя и называет свою христианскую сектантскую религию иудейской. Скажите, пожалуйста, я правильно всё понимаю или как?
26.02.2019 в 22:41Кард Вал
Комментарии удалены модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".
27.02.2019 в 08:42ольга карп
Не боюсь показаться националисткой. Давайте признаем узурпацию власти в России грузинами? Давайте поставим памятники жертвам сталинизма в каждом городе, в каждой деревне? Давайте признаем советскую оккупацию русского народа?

Грузия жила по своим законам, управлялась своими национальными лидерами, получала в 40 (?) раз больше финансирования, чем Россия (пусть данные не точные, но я видела статистику советского времени, где ежегодно Россия недофинансировалась, от этого жили бедно), все специалисты (инженеры, квалифицированные рабочие) были из России и др. республик, а руководство - грузины. У меня тоже есть претензии!