ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
С 2001 года Европейский суд по правам человека вынес более 250 решений по жалобам о насильственных исчезновениях жителей Чечни и Ингушетии, рассказали юристы проекта "Правовая инициатива" и ингушского отделения ПЦ "Мемориал", отметив, что уже вступило в силу решение суда о пропаже 17 жителей республик.
Как писал "Кавказский узел", 4 декабря 2018 года Европейский суд по правам человека принял решение по десяти делам, касающимся исчезновения 17 жителей Чечни и Ингушетии, задержанных силовиками в 2002-2004 годах. По решению суда, которое по данным адвокатов должно было вступить в силу 4 марта, власти России должны выплатить родственникам пропавших компенсации морального вреда на общую сумму свыше миллиона евро.
После вторжения в начале августа 1999 года в Дагестан боевиков Басаева и Хаттаба было принято решение о военной операции. 30 сентября 1999 года российские войска вошли на территорию Чечни – началась вторая чеченская кампания.
Решение ЕСПЧ о выплате компенсации родным 16 исчезнувших жителей Чечни и одного жителя Ингушетии, задержанных силовиками в 2002-2004 годах, вступило в силу, заявила 5 марта корреспонденту "Кавказского узла" юрист проекта "Правовая инициатива" Ольга Гнездилова, чья организация представляет интересы потерпевших в Евросуде.
По ее словам, общая сумма компенсаций морального вреда составила более миллиона евро. Писем об обжаловании решения ЕСПЧ от российского правительства не поступало. Решение было окончательным на момент вынесения, уточнила Ольга Гнездилова.
По словам Гнездиловой, за период с 2001 года "Правовая инициатива" отправила 331 жалобу по насильственным исчезновениям. "Однако пропавших больше. По жалобам уже вынесено 186 решений (суд их объединяет), и 37 жалоб сейчас остаются коммуницированными", - рассказала юрист.
Помимо "Правовой инициативы" помощью родственникам пропавших без вести в Чечне и Ингушетии в ходе военных чеченских кампаний занимается ингушское отделение ПЦ "Мемориал". Именно две организации работают по данному направлению на Северном Кавказе, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист центра Иса Гандаров.
По его словам, за все время работы с 2003 года он подал в ЕСПЧ около 100 дел по жителям Ингушетии, из которых 70 уже выиграны, а 30 находятся в производстве. "По делам, по которым уже есть решения, в среднем назначается компенсация в 60 тысяч евро. Но были дела, когда присуждали и по 80, и по 130 тысяч евро", - заявил Гандаров.
Он также уточнил, что около 30% от общего числа признанных пострадавшими уехали с Северного Кавказа в Европу. Остальные продолжают находиться в Ингушетии, проблем с силовиками или с кем бы то ни было семьи не испытывают, подчеркнул Гандаров.
По словам Ольги Гнездиловой, большинство заявителей сейчас находятся в России. "В основном это родители, которые продолжают надеяться на расследование", - пояснила адвокат проекта "Правовая инициатива".
Она также отметила, что "некоторые заявители уже умерли", не дождавшись решения ЕСПЧ. "Сколько умерло, в системе не учитывается. Если заявители умерли, то жалобу продолжает поддерживать второй родитель пропавшего или брат/сестра, так как многих забрали молодыми, жен и детей не было", - пояснила адвокат.
Точное число жертв первой чеченской войны неизвестно. По разным источникам, приведенным в размещенном на "Кавказском узле" материале "Как закончилась Первая чеченская: память и хроника", погибли от 4 до 14 тысяч российских военнослужащих, от 3 до 10 тысяч чеченских бойцов, от 50 до 100 тысяч человек из числа гражданского населения.
Напомним, что Европейский суд по правам человека 22 января вынес решения по 20 делам об исчезновениях жителей Чечни и Ингушетии в 2002-2005 годах и обязал власти России выплатить родственникам пропавших 1,6 миллиона евро. 13 февраля стало известно, что ЕСПЧ рассмотрел жалобы, которые были поданы спустя несколько лет после гибели жителей Чечни Алви Бугаева и Алхазура Атабаева, и присудил выплатить их родственникам компенсацию на общую сумму более чем 200 тысяч евро.