16:44 / 20.03.2019Черкесский новый год вызвал интерес к культуре адыгов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Десятое официальное празднование черкесского нового года запланировано на 21 марта в столице Адыгеи. Праздник, который первоначально считался семейным, за эти годы объединил адыгов и заинтересовал представителей других народов, рассказали ученые.

Как писал "Кавказский узел", праздничные мероприятия по поводу черкесского нового года включены в госпрограмму развития культуры Адыгеи. Они проходят ежегодно на площади Единения и согласия в Майкопе 21 марта, в день весеннего равноденствия.

В этом году празднование черкесского нового года пройдет у монумента Единения и согласия в Майкопе в десятый раз. Обычно на праздник собираются минимум полторы тысячи людей, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" замдиректора Центра народной культуры Адыгеи Фатима Анчек.

"21 марта проходит ежегодное театрализованное представление с элементами обряда встречи нового года - обрядовое дерево, угощение гостей фестиваля адыгскими национальными блюдами – а также праздничный концерт. Там будут представители других общественных организаций, например, татарского общества, казачьего и армянского обществ. В конце каждого праздника у адыгов была танцевальная часть, где выбирали самых лучших исполнителей. У нас эта часть тоже присутствует. Обычно на праздник приходят минимум 1,5 тысячи жителей республики, не только Майкопа", - рассказала Фатима Анчек.

По ее словам, празднование черкесского нового года пройдет традиционно и особых изменений в программе не запланировано. "Единственное, что можно отметить, это то, что у нас уже будут подарки от спонсоров. А театрализация обряда, обрядовое дерево и все остальное были с первых дней. Праздник в целом не проводится в аутентичной форме в связи с тем, что он претерпел изменения, долгое время не отмечался. Но многие элементы празднования сохранились. В целом ничего нового в восприятии праздника жителями города и республики не появилось", - отметила Анчек.

Черкесский новый год - традиционно народный праздник, пояснила замминистра культуры Адыгеи Аминат Сообцокова. "Проведение больших гуляний позволяет жителям республики, в особенности подрастающему поколению, изучать свою историю", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Сейчас в праздновании принимают участие не только адыги, но и представители других народов республики и их национальные культурные центры, уточнила чиновница. "То есть другие народности тоже знакомятся с нашей историей. Еще у нас появились угощения, это национальные адыгейские пышки "щэлям" в виде круга, изображающего солнце, и чай", - рассказала Аминат Сообцокова.

По ее словам, этот праздник отмечают не только в Адыгее. "Его отмечают черкесы Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, в Турции и других странах. Этот праздник отмечается везде, где проживают черкесы", - сказала замминистра.

Адыги (черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов и адыгейцев. В России адыги проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Раньше черкесский новый год был семейным праздником, рассказал старший научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Тимур Алоев. "Это был семейный праздник. Его отмечали в семейном кругу, и он имел большое значение для каждой черкесской семьи. Как общественный праздник он был выведен из списка значимых дат, поэтому сейчас идет активизация и усиление общественной значимости праздника. Семейное измерение этого праздника как было, так и остается. А общественная значимость возрастает с каждым годом", - сказал историк.

Черкесский новый год отмечается и в семейном кругу, подтвердил ведущий научный сотрудник Адыгейского института гуманитарных исследований, заслуженный журналист Адыгеи, член Союза черкесских организации России Асфар Куек. "Вечером все члены семьи собираются дома. Мы отмечаем, веселимся, после этого можем ходить в гости друг к другу. Можно сказать, что это повод для танцев. Люди веселятся", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

За 10 лет празднований черкесский новый год сплотил черкесов, считает ученый. "Десять лет назад мои дети ходили в кружок в центр изучения языков, и они там праздновали Хэллоуин, разрезали тыкву. Супруга мне говорит: а разве у нас нет своих традиций? Я ответил, что есть, конечно. С утра мы с коллегами собрались, нашли материалы, как адыги праздновали свой новый год, и через месяц организовали празднование черкесского нового года. Это было важно не только для нас, но и для всего народа. Каждый год он отмечается как республиканский праздник и сплачивает людей. Это главный итог [10-летнего празднования]", - сказал Асфар Куек.

По его мнению, за эти годы праздник стал всенародным: "Не только черкесы приходят на празднование черкесского нового года, но и представители других народов. Некоторые [верующие] говорят: почему вы проводите этот языческий праздник? Мы возражаем, что, например, Масленица тоже языческий праздник, но все равно отмечается. Если праздник светлый, добрый, то ничего плохого в его праздновании нет".

Черкесский новый год не нуждается в официальных мероприятиях, считает журналист, общественный деятель из Нальчика Астемир Шебзухов. "Этот день празднуется черкесами испокон веков и не нуждается в том, чтобы его включали в официальный календарь. Если он нужен народу, то его будут отмечать в любом случае, есть он в календаре или нет. Но, к сожалению, я в последнее время не замечаю, что праздник широко отмечается в черкесской среде", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" журналист.

По его словам, празднование черкесского нового года – дань традиции. "Просто повелось праздновать, и люди празднуют. Он стал бытовым праздником. Но даже в таком варианте этот праздник будет отмечаться многие годы. Вообще праздники, которые восхваляют культуру, историю, должны быть популяризованы", - подчеркнул Астемир Шебзухов.

Имам Соборной мечети Майкопа Азамат Хуштов сказал корреспонденту "Кавказского узла", что "адекватно относится ко всем праздникам", но отказался уточнить, как мусульмане республики относятся к празднованию черкесского нового года. Заммуфтия Адыгеи Ибрагим Шхалахов отказался от комментария.

Автор:Гор Алексанян
20.03.2019 в 17:58..Бэн Джойс.
Я двумя руками за подобные праздники!Традиции-это святое и вечное...Религии приходящие.
20.03.2019 в 18:00..Бэн Джойс.
...и уходящие...)
20.03.2019 в 17:20Mustafa07
Че теперь у каждого народа будет свой новый год?
21.03.2019 в 09:44arznevmuskia
Это аналог Науруз байрама (Наурыз, Навруз)? Кажется сейчас у азербайджанцев, казахов и т.д. отмечают?
21.03.2019 в 23:11Valer Kard
Все наши адыгские нац праздники и традиц вытеснены и уничтожены арабскими.Ципинова барабасы убили потому , что он пытался возродить их.Для мус существ только законы бедуинов, о своих забыли.
22.03.2019 в 17:26ГМХ
На счет вечных традиций очень порадовало))) Вы на нас посмотрите со стороны! Традиции остались только застольные и то все через одно место!!!

Почему нашим соплеменникам кажется что хабзэ и обычаи это что-то незыблемое??? Оно было разработано людьми и постоянно менялось. Не может народ жить обычаями тысячилетней давности. Я, конечно считаю, что базавые вещи должны быть по максимуму нетронутыми, но эти базовые вещи не адыгское ноу-хау, а общечеловеческие понятия добра/зла и т.д.

21.03.2019 в 23:12Valer Kard
Джойс, скорее бы уходящая ушла, покп мы еще помним, что адыги  лет 50 будем по арабски разговаривать
24.03.2019 в 12:18Аким
Вообще то это праздник землепашцев  Сабан Той. А Науруз у нас никгда не отмечали как что то религиозное.

22.03.2019 в 00:44Tha871
Не надо адыгам приписывать никаких языческих традиций. Это праздник Новруз, идущий от огнепоклоников Ирана, где проповедовал Ахура Мазда. Поэтому нет никакого черкеского нового года. Ни вешайте на адыгов глупости. Этот день весеннего равноденствия праздновали адыги, балкарцы и другие народы подверженные в древние времена влиянию Ирана. И не надо балкарцам отрицать, что они тоже праздновали этот день. Я в детстве прекрасно помню, как наши балкарцы соседи праздновали. Это надо принять, как просто праздник, день для веселья и радости, без ярлыков.