ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Меры, предложенные президентом Ильхамом Алиевым для улучшения судебной системы, носят технический характер и не решают фундаментальных проблем коррумпированности судов и их зависимости от исполнительной власти, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы и экономист.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 3 апреля подписал указ "Об углублении реформ в судебно-правовой системе", в котором в целях "гуманизации политики наказания и декриминализации преступлений" рекомендовал Верховному суду и Генеральной прокуратуре принять участие в подготовке Минюстом ряда законопроектов.
Кроме того, Верховный суд, Судебно-правовой совет и Минюст должны в двухмесячный срок подготовить законопроект о создании специализированного суда по спорам в связи с налоговыми и таможенными платежами, уплатой взносов обязательного государственного социального страхования и по другим вопросам, связанным с предпринимательством. Предполагается, что благодаря этому суду бизнесменам будет проще оспаривать решения государственных органов, а сами дела будут рассматриваться более профессионально.
Президентский указ также предусматривает усовершенствование механизмов защиты судов от вмешательства в их работу и ужесточение наказания за такое вмешательство. Чтобы отслеживать факты покушения на независимость судов, рекомендовано создать специальную "горячую линию".
За нарушения со стороны самих судей они неизбежно должны привлекаться к дисциплинарной ответственности, считает президент. Предлагается ввести практику непрерывной аудиозаписи всех судебных заседаний и сделать обязательной публикацию всех судебных решений в электронном виде. Дела должны распределяться между судами автоматически и случайным образом, говорится в указе.
Минюсту поручено обеспечить исполнение судебных решений в положенные сроки, без волокиты и злоупотреблений. Кроме того, Минюсту предписано изучить международный опыт привлечения для экспертиз частных специалистов. Предусмотрено выделение средств Коллегии адвокатов. Число судей предложено увеличить на 200 человек, передал корреспондент "Кавказского узла".
По состоянию на 4 апреля, в Азербайджане 569 судей, говорится на Едином судебном портале Азербайджана.
Асабали Мустафаев: азербайджанские суды зависимы от исполнительной власти
Глава Сумгаитского ресурсного центра прав человека, адвокат Асабали Мустафаев скептически отнесся к эффективности мер, предусмотренных указом Алиева. "Было бы наивным полагать, что люди, создающие проблемы, решат их. Ведь проблемы как раз и создаются Минюстом, органами исполнения наказаний. Тот же Верховный суд, призванный исправлять ошибки нижестоящих инстанций, не делает этого, а порой, напротив, сам нарушает права граждан", - сказал Мустафаев корреспонденту "Кавказского узла".
При этом он отметил, что идея учредить специализированный суд для предпринимателей отвечает опыту передовых стран. "В Германии есть суд, который отдельно рассматривает земельные дела. Правда, у нас уже есть административно-экономические суды, но они загружены и административными делами. При этом существуют серьезные проблемы в таможенных, налоговых вопросах, выплатах в Пенсионный фонд. И лучше, чтобы ими занимались специализированные судьи. С другой стороны, создание такого суда может восстановить доверие предпринимателей к справедливости судебной системы. А это может способствовать и борьбе с коррупцией, потому что предприниматели перестанут искать варианты решения своих проблем через чиновников", - считает Мустафаев.
Важным нововведением он считает и обязательную аудиозапись заседаний. "На практике очень часто фальсифицируются протоколы заседаний. Если данный пункт указа будет реализован на практике, протоколы будет сложно сфальсифицировать", - сказал Асабали Мустафаев.
Он положительно оценил и предложение напрямую финансировать из бюджета бесплатные юридические услуги Коллегии адвокатов. Раньше решение о выделении средств принимали следователи и судьи, что ставило адвоката в зависимое положение, отметил он.
"Однако в целом положения указа об усилении независимости судов и судей, устранении условий для коррупции носят декларативный характер и не подкреплены действенными механизмами. Такие указы принимались и ранее", - подчеркнул Мустафаев. По его словам, суды сильно зависимы от исполнительной власти. Так, все судьи первой инстанции назначаются президентом страны, а судьи апелляционной инстанции и Верховного суда утверждаются парламентом по представлению президента. Еще не было ни одного случая, когда парламент отклонил бы кандидатуру, предложенную президентом, сказал Мустафаев.
Рашид Гаджилы: эффективность судебной системы составляет 30%
Сомневается в реализации декларированных в указе целей и глава Института права медиа, адвокат Рашид Гаджилы. "В указе нет механизмов по обеспечению реальной независимости судебной системы и ее подотчетности обществу. Для этого должна быть изменена система управления, исполнительная и законодательная власть должна формироваться на основе демократических выборов. Необходимо реальное разделение властей в Азербайджане. Сейчас же исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной", - сказал Гаджилы корреспонденту "Кавказского узла".
Он указал на неудовлетворительную работу и самих судов. "Эффективность системы правосудия вряд ли выше 30%. Таков объем дел, которые могут быть рассмотрены объективно. Остальные 60-70% потенциала используются для осуществления судейских полномочий в целях личного обогащения", - утверждает адвокат.
Хотя есть опыт создания относительно честных судов и в полуавторитарных странах, отметил он. "По крайней мере, в вопросах, не касающихся политических дел, можно создать более-менее справедливую систему. При желании власть может убрать коррупцию в судах и следственных органах. Но, к сожалению, этот указ направлен на решение технических, а не фундаментальных вопросов. К примеру, ведение аудиозаписи судебных заседаний. Если даже это будет реализовано, судьи могут это саботировать и искажать по-прежнему протоколы, будучи убежденными, что вышестоящая инстанция в угоду корпоративным интересам не накажет их. Другое дело, если бы аудиозаписи подлежали бы официальной публикации в интернете. Но в указе этого нет", - указал Гаджилы.
Вместе с тем он позитивно оценил увеличение числа судей на 200 человек, поскольку суды очень загружены.
Аннаги Гаджибейли: в работу судов вмешивается сама администрация президента
В указе есть немало положительных предложений, но пункты о предотвращении вмешательств в дела судов носят декларативный характер, считает глава Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли. "Об этом уже в который раз пишут в указах. Есть один путь предотвращения вмешательств в работу судов – президент просто должен дать указание своей администрации не делать этого. Мне кажется, что президент должен начать реформу со своей администрации", - сказал Гаджибейли корреспонденту "Кавказского узла".
Губад Ибадоглу: власти создают видимость судебных реформ
Предложения президента не решат заявленных в указе проблем, считает координатор Совета коалиции НПО по прозрачности в добывающей отрасли, глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу. "Если говорится о прозрачности судейской власти и о борьбе с коррупцией, то указ должен был предусмотреть механизм декларации судьями доходов и имущества. Многие нововведения носят технический характер. Указ не решает кардинальных проблем судебной власти – устранение коррупции, принятие заказных решений. Основная цель - это создание видимости проведения в Азербайджане всесторонних реформ, в том числе судебной власти", - сказал Ибадоглу корреспонденту "Кавказского узла".