ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Абхазии завершился Второй Сухумский международный кинофестиваль SIFF 2019. Гран-при разделили фильмы "Она" косовского режиссера Мора Рака и "Месье Эндерсен" Тома Скои из Франции. Особое впечатление на зрителей произвел документальный фильм "Женщины ГУЛАГа" о судьбах женщин, репрессированных в 30-х годах XX века.
Как писал "Кавказский узел", 4 апреля в Сухуме открылся международный кинофестиваль SIFF 2019. Его открытие посетили более 600 человек.
На участие в конкурсе поступило около 3 000 заявок от режиссеров из разных стран мира. Было отобрано 30 короткометражных фильмов. В число номинантов вошли участники из Испании, Франции, Германии, Южной Кореи, Польши, Косово, Ирана, Эстонии, Туниса, Италии, Румынии, Греции, Китая, Казахстана, Андорры, Турции, России, Белоруссии и Абхазии.
Закрытие Второго международного кинофестиваля SIFF 2019 в Сухуме посетили более 400 человек, передает корреспондент "Кавказского узла".
По словам зрителей и критиков, программа фестиваля была разнообразной и интересной.
"Даже если человеку не нравится тот или иной фильм, это не говорит о том, что он плохой. Здесь дело вкуса. Но все картины сделаны профессионально, на высоком уровне", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Артур.
Мне понравились работы режиссёров из Франции, Испании, России и Ирана. Не думал, что авторское кино может быть таким интересным и захватывающим", - отметил Роберт.
"Очень понравились фильмы режиссёров из Северной Кореи и Казахстана, потому что они были основаны на реальных событиях. И темы там показаны социальные", - рассказала Анжела.
Третье место и денежный приз в 50 тысяч рублей получил автор фильма "Белым по черному" Антон Мамыкин. Второе место жюри решили упразднить и разделить гран-при между фильмами "Она" режиссера Мора Рака из Косово и "Месье Эндерсен" Тома Скои из Франции. Победителям вручили статуэтки и денежные призы - по 150 тысяч рублей.
Лучшим оператором стал Игорь Марович (фильм "Лоза"), лучшим режиссером - Мария Полякова за фильм "Путешествие в Париж", лучшим сценаристом признан Андрей Каштанов за фильм "Экстрим".
Приз зрительских симпатий достался фильму "Франка" белорусского режиссера Митрия Семенова-Алейникова. Приз за лучшую женскую роль достался актрисе Мишель Диас (фильм "Кукла"), за лучшую мужскую роль - Фабио (фильм "Ветряные мельницы").
Во время показа фильма "Женщины ГУЛАГа" зал был полон лишь на четверть
Особое впечатление на зрителей произвёл документальный фильм "Женщины ГУЛАГа", вошедший в шорт-лист "Оскара" номинаций в категории "Лучший документальный фильм". Работа Марианны Яровской была представлена в рамках спецпоказа.
Фильм "Женщины ГУЛАГа" - это интервью с женщинами из разных республик Советского Союза, которые пережили репрессии 30-х годов XX века. Картина снималась пять лет на Урале, на Дальнем Востоке, в Сухуме и в Подмосковье. Для Абхазии этот фильм символичен тем, что одна из героинь картины, Адиле Аббас-оглы (невестка Сарии Лакоба), живет в Абхазии, и ей скоро исполнится 99 лет. Во время показа картины зал был заполнен лишь на четверть.
Сария Лакоба - жена государственного деятеля советской Абхазии Нестора Лакобы. Была арестована в августе 1937 года. В тюрьмах НКВД ее пытали, чтобы добиться признания в том, что ее супруг был организатором заговора против Сталина, однако Сария выдержала все пытки и умерла в тюремной больнице, пишет era-abkhazia.ru.
"Для меня очень странно, что на такой фильм пришло очень мало людей. По сути, это наша история. Молодёжь не знает, что такое ГУЛАГ, а здесь истории реальных людей, да ещё каких. Фильм показывают во многих странах мира, везде полные залы, и только у нас так мало людей. Мне лично стыдно", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из зрительниц Наира.
Жительница Сухума Тамара Ладария рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что её дедушка в своё время работал первым секретарём обкома Компартии вместе с Нестором Лакобой. В 1937 году он был расстрелян как враг народа, а его жену отправили в Воркуту на десять лет. Для неё этот фильм очень близок.
"Моя бабушка не могла говорить на эту тему, пока не вышла книга Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". В этом фильме показана та боль и унижение, которые перенесли женщины, попав в эти застенки. Причём они не были виноваты. Бабушка рассказывала, что им приклеивали ярлыки шпионов. По факту, она считалась политическим заключённым, и их должны были сажать отдельно от уголовников. Но их специально сажали к уголовникам, чтобы те над ними издевались", - вспоминает Тамара.
Зрители назвали излишне резким фильм эстонского режиссера
В последний день показа был представлен фильм "Три августовских дня" эстонского режиссёра Мадли Ляэне. В картине рассказывается о разгаре политических потрясений в начале 90-х годов прошлого столетия, когда советские танки покидали Эстонию. В фильме эстонская девочка и русский мальчик ищут возможность купить бутылку "Кока-колы", а потом вместе её выпивают.
В фильме звучит много оскорблений в сторону русскоязычных граждан. На середине показа в почти полном зрительном зале встал молодой человек и со словами "Приятного всем просмотра" вышел.
"В фильме эстонцы говорят, мол, хватит говорить "на этом русском". При этом, по факту, режиссер передаёт реальные настроения, которые были тогда в Эстонии и есть сейчас. Но если бы это была документалистика, я бы понял. А это художественный замысел. Вроде бы всё объективно, однако звучит оскорбительно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" один из зрителей, который не захотел назвать свое имя.
Другой зритель Александр считает, что фильм получился хорошим, но посыл в сторону русскоязычных граждан был излишне резким.
"Мне показалось, что зрители во время этих оскорбительных фраз немного замирали и не знали, как реагировать. Ясное дело, что, так как фильм снят эстонским режиссёром, мягкости в отношении русских ожидать не приходится, но всё же очень резко. Мне было неприятно" - сказал он.
Фильм абхазского режиссера не получил призов жюри
Единственный фильм на кавказскую тематику, представленный от Абхазии режиссёром Джано Цурцумия, остался без внимания жюри. Абхазский режиссёр Вячеслав Аблотия считает, что фильм "Гость" по новелле Михаила Лакрбы сделан качественно и профессионально, но слаб драматургически.
"Там было всё сделано правильно, кинематографично, но вот не было выстроенности сюжета. Он был очень дроблёным. В фильме Джано отошёл от сюжета и сделал упор на моральную сторону героя", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В картине рассказывается об отце, который не может простить себе то, что не отомстил за смерть сына, когда у него был шанс, и теперь это боль его изо дня в день.