ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Правоохранительные органы Нальчика за полгода ничего не предприняли для расследования похищения двоих малолетних детей из Кабардино-Балкарии, заявила жительница республики Камила Зукаева. Бывший муж Зукаевой сообщил полиции, что дети у него, решение суда о возврате детей матери не исполнено.
Жительница поселка Хасанья Камила Зукаева 28 мая обратилась к полпреду президента в СКФО Александру Матовникову, генпрокурору Юрию Чайке и руководителю СКР Александру Бастрыкину с жалобой на бездействие правоохранительных органов в деле о похищении ее детей. Копию жалобы Зукаева передала корреспонденту "Кавказского узла".
Согласно жалобе Зукаевой, двое ее малолетних сыновей были похищены неизвестными людьми и вывезены за пределы Кабардино-Балкарии 20 ноября 2018 года. Детей похитили вечером, когда брат Камилы Хасан Зукаев вел своих племянников в спортивный зал. Двое мужчин на серебристом Hyundai Accent избили мужчину, забрали детей и уехали с ними.
Хасан Зукаев сразу после похищения племянников обратился в полицию Нальчика. Вечером того же дня в дежурную часть полиции позвонил бывший муж Камилы Зукаевой, житель Карачаево-Черкесии Рашид Хасанов. Он сообщил, что дети находятся с ним в Кисловодске.
По заявлению Хасана Зукаева возбудили уголовное дело о самоуправстве (часть 2 статьи 330 УК РФ). По версии правоохранителей, "самоуправные действия неустановленных лиц выразились в том, что они, […] действуя самовольно, вопреки установленному законом порядку по обращению в судебные органы с целью определения места жительства детей с отцом либо с матерью, применив физическое насилие в отношении Зукаева Х.Т., забрали его малолетних племянников".
Правоохранительные органы отказались расследовать похищение детей
Следствие пришло к выводу, что детей забрал отец, хотя среди тех, кто увез мальчиков, их отца не было. Следователи так и не установили, действовали ли эти люди по поручению Рашида Хасанова, указывает Зукаева в жалобе.
"Несмотря на показания моего брата и свидетеля Киштыковой М.М., подтверждающие похищение моих малолетних детей незнакомыми мужчинами, следствием не были приняты меры по установлению личностей похитителей. Не запрошены записи с видеокамер федерального поста ГИБДД "Малка", видеокамер по пути следования в поселке Хасанья городского округа Нальчик", - пишет жительница республики в жалобе.
Впоследствии правоохранители пришли к выводу, что действия неизвестных на Hyundai Accent нужно квалифицировать по статье об умышленном причинении вреда здоровью (статья 115 У РФ), хотя Хасан Зукаев заявлял о похищении племянников, а не об избиении. Дело о самоуправстве при этом было закрыто за отсутствием состава преступления.
Камила Зукаева отмечает в жалобе, что "категорически не согласна" с действиями правоохранителей. Женщина неоднократно подавала жалобы, добиваясь возбуждения дела по статье о похищении человека (126 УК РФ), однако представитель следствия в устной форме назвал возбуждение дела по этой статье невозможным, сославшись на отсутствие согласия надзорного органа.
Местонахождение сыновей Камилы Зукаевой спустя полгода не установлено. Участников похищения следователи также не установили и не привлекли к ответственности, отмечает жительница Кабардино-Балкарии в своей жалобе.
"Нарушены мои конституционные права, в частности право на разумные сроки досудебного судопроизводства. Никаких следственных действий по моему заявлению не проводится, виновные лица ушли от ответственности", - говорится в жалобе.
Нальчикский городской суд 1 марта 2019 года признал незаконным постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту похищения детей, но прокуратура Нальчика обжаловала это решение. Рассмотрение апелляционного представления прокуратуры назначено на 4 июня. "Я лишена какой-либо помощи со стороны правоохранительных органов по защите моих конституционных прав как женщины, матери малолетних детей, как гражданина РФ. Расследование уголовного дела по факту похищения моих малолетних детей развалено", - отмечает Зукаева в жалобе.
Жительница Кабардино-Балкарии просит проверить действия правоохранительных органов по заявлениям о похищении детей и привлечь к ответственности сотрудников, которые не провели расследование должным образом.
Суд в Кисловодске постановил передать детей матери
Кисловодский городской суд 22 марта 2019 года определил место проживания детей с матерью, однако это решение до сих пор не исполнено, рассказала Камила Зукаева корреспонденту "Кавказского узла".
По словам женщины, она не знает, где находятся сыновья и что с ними. "Я неоднократно обращалась с жалобами к уполномоченному по правам ребенка в России Анне Кузнецовой, к прокурору Кисловодска, к начальнику отдела полиции, в органы опеки и попечительства, однако никакого результата эти обращения не дали", - заявила она.
Зукаева предположила, что ее бывший супруг задействовал свои связи в органах власти Кисловодска, чтобы ее жалобы не рассматривались.
Следствие неправильно квалифицировало совершенное преступление, уверена адвокат Лиза Шак. "Дети были похищены, преступление должно было квалифицироваться по части 2 статьи 126 УК России - похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, опасного для жизни или здоровья. Тем более что преступление совершено отношении двух малолетних детей", - отметила она.