Балкарский этнограф, краевед, просветитель.
Науруз Исмаилович Урусбиев учился во Владикавказском реальном училище и закончил его в 1885 году. Одновременно с Наурузом во Владикавказском реальном училище занимались его двоюродные братья - Ибрагим Хамзатович, Сергей и Исмаил Александровичи (Асланбековичи) Урусбиевы. В год окончания реального училища, летом 1885 года Науруз вместе с братом Сафар-Али и его товарищем из Осетии Соломоном Туккаевым сопровождает экспедицию М.М. Ковалевского и В.В. Миллера из Балкарии в Сванетию до аула своего родственника Дадешкелиани. Науруз Урусбиев неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе. Он часто встречался с С.И.Танеевым, познакомился с Петром Ильичем Чайковским, посещал театры и музеи Москвы, участвовал в работе научных обществ. Из переписки С.Н. Танеева и П.И. Чайковского известно, что последний хорошо знал Науруза. В 1888 году Н. Урусбиев вместе с Танеевым в Большом театре слушает "Евгения Онегина". В 1891 году Танеев в Пятигорске вновь встречается с Наурузом и едет с ним в Урусбиево. Перед этой поездкой Танеев пишет П.И. Чайковскому: "Науруз будет в восторге, если ты его посетишь. Когда он приехал 3 года назад, я его повел на "Онегина". Это была первая опера, которую он увидел в своей жизни. И музыка, и декорация, и оркестр, и песни все это произвело на него необыкновенно сильное впечатление, и он до сих пор вспоминает об этом представлении. Я уверен, что впечатление, которое произведут на тебя его аул и путешествие, будут нисколько не слабее, чем то, которое испытал дикий горец, увидев "Онегина"... Я собираюсь выезжать первого августа, обдумай и решись".
Обосновавшись до конца жизни в родовом ауле Урусбиево, Н.Урусбиев принялся собирать и готовить к публикации образцы карачаево-балкарского устного творчества. В кунацкой Науруза, где могли уместиться до 30 человек, был устроен своеобразный музей балкарских музыкальных инструментов, описание которых дает С.И. Танеев в статье "О музыке горских татар". Записи карачаево-балкарских фольклорных текстов, сделанные С.И.Танеевым и этнографом И.П. Тульчинским, пестрят ссылками - "заимствовано из тетради Науруза Урусбиева", "продиктовано Н.Урусбиевым". О тетрадях Науруза Урусбиева с записями текстов карачаево-балкарского фольклора пишет и Евгений Баранов.
Вся практическая деятельность Н. Урусбиева была направлена на улучшение социально-экономического положения балкарского крестьянства. У себя в ауле он занимался внедрением прогрессивных методов сельского хозяйства. В 1895 году Н. Урусбиев разводит в Урусбиево крупный рогатый скот швицкой породы, который был намного продуктивнее местных пород. Он пытается культивировать виды овощей, ранее неизвестных в Баксанском ущелье, добивается больших успехов в разведении лошадей карачаевской породы, что было отмечено серебряной медалью на выставке 1910 года в станице Прохладной.
Продолжая начинания своего отца, Науруз улучшил проложенную по инициативе деда и отца, и частично на средства отца, колесную дорогу от Урусбиева "до крайних северных границ горско-татарских урусбиевских земель". Он часто принимал у себя многочисленных альпинистов, ученых, художников, приезжавших в Приэльбрусье.
Н. Урусбиев также принимал самое активное участие в деятельности Абрамовской комиссии по землеустройству и по обсуждению ее проектов. Он был в числе представителей от Балкарии на особом совещании по рассмотрению выработанных проектов о поземельном устройстве жителей Нагорной полосы при генерал-губернаторе в г.Тифлисе в 1912 году.
Большую работу по распространению просвещения среди горцев вели члены-учредители Нальчикского отделения "Общества по распространению образования и технических сведений среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа" Науруз Урусбиев, Магомед и Исхак Муллаевы, Хаджимурза Акаев.
Точная дата смерти Н.Урусбиева неизвестна. По косвенным источникам (жители поселка Верхний Баксан, журналист П. Максимов), он покончил собой в 1927 или 1928 году. Уход из жизни был связан, возможно, с неприятием новой власти, в период установления которой погибли его лучшие друзья и близкие.
Как и все карачаево-балкарские деятели культуры, получившие образование в С.-Петербурге, Москве, Казани, Ставрополе, Киеве и других городах России, Науруз Урусбиев тоже стремился вернуться на родину и принести пользу своему народу, но его знания, как и знания остальных образованных балкарцев оказались в то время невостребованными, поскольку ни в Балкарии, ни в Карачае в то время не было учреждений где могли бы работать талантливые и знающие уроженцы этого региона. И поэтому образованные балкарцы и карачаевцы вынуждены были находиться далеко от родных ущелий, работая в различных ведомостях. Сам Науруз Урусбиев был вынужден "замкнуться" в своей родовой усадьбе.
Науруз Урусбиев и его брат Сафар-Али , как и их предки, знакомили ученых-путешественников, посещавших Приэльбрусье, с Балкарией, ее культурой, историей, современным состоянием. Братья Урусбиевы не ограничились этим. Они начали собирать образцы устного поэтического творчества, переводить их на русский язык и готовить к публикации. Они осознавали, что фольклор - это высшее проявление духа народа, ее живая душа. Они были первыми из среды карачаево-балкарской интеллигенции XIX века, кто познакомил читателей России с карачаево-балкарским устным поэтическим творчеством.