ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ставропольское сельхозпредприятие при содействии силовиков собрало озимую пшеницу с полей Замбы Аксенова в Калмыкии, тогда как фермер заявлял о своем праве на этот урожай.
Конфликт между калмыцким фермером и сельхозпредприятием, зарегистрированным на Ставрополье, произошел в конце июня, когда Аксенов с родственниками заблокировал сельхозтехнику этого предприятия и не дал комбайнам выйти в поле, чтобы собрать урожай, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Замба Аксенов.
Фермер считает, что урожай на земельном участке, который он арендует, выращен незаконно, а сельхозпредприятие пользовалось землей на основании поддельного договора о субаренде, заключенного с его отцом Ильей Аксеновым за неделю до смерти.
Сельхозпредприятие через суд потребовало обязать Замбу Аксенова не чинить препятствий в пользовании участком до истечения или расторжения договора субаренды от 15 ноября 2015 года, заключенного между истцом и Ильей Аксеновым. Ответчик подал встречный иск с требованием о взыскании неосновательного обогащения, а также заявил в суде о фальсификации сельхозпредприятием договора субаренды. Суд истребовал оригинал этого документа и назначил заседание на 3 октября.
По словам Замбы Аксенова, о посевах на земельном участке площадью 712 гектаров ему стало известно в марте-апреле этого года. "Свидетельство о наследстве, согласно которому мне перешло право аренды земельного участка до 2030 года, я оформил в марте 2017 года. В декабре 2017-го письменно уведомил Минзем (Министерство по земельным и имущественным отношениям Калмыкии) о перезаключении договора аренды. После этого на участке почти не бывал. А в марте-апреле этого года я начал переоформлять на себя дом животновода, который находится на этом участке, и увидел всходы пшеницы", - рассказал фермер.
Аксенов сообщил, что в мае он отправил в адрес ставропольского сельхозпредприятия письмо, чтобы узнать владельца этих посевов и выяснить, на каком основании был засеян участок, но ответа не получил. Однако 24 июня предприятие пригнало комбайны для сбора урожая, которые были блокированы, на место были вызваны сотрудники правоохранительных органов. По словам Аксенова, было написано заявление о незаконном использовании земельного участка.
Арбитражный суд Калмыкии 28 июня отказал в удовлетворении требования сельхозпредприятия о запрете ИП Аксенову производить уборку урожая сельскохозяйственной продукции. 5 июля этот же суд также отказал и Аксенову, который требовал запретить сельхозпредприятию и по его поручению третьим лицам препятствовать ему в уборке урожая.
Со слов Аксенова, 3 июля по заявлению сельхозпредприятия о воспрепятствовании законной деятельности по уборке урожая правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по статье о самоуправстве в отношении неустановленного круга лиц.
"В тот же день на основании постановления Элистинского горсуда на урожай был наложен арест. В присутствии сотрудников... [правоохранительных органов] работники... [сельхозпредприятия] собрали 1230 тонн зерна и вывезли его в неизвестном нам направлении... на ответственное хранение... Как нам стало известно позже, зерно хранится на элеваторе в Ставропольском крае", - рассказал фермер.
"24 июля Арбитражный суд Калмыкии удовлетворил ходатайство... [ставропольского сельхозпредприятия] об отказе от исковых требований в полном объеме с просьбой прекратить производство по делу о признании права собственности на урожай. Тем самым они фактически признали, что у них не было прав на урожай. При этом сотрудники правоохранительных органов обеспечили им беспрепятственные сбор и вывоз зерна", - отметил Аксенов.
Он расценил действия сельхозпредприятия как открытое хищение имущества, а действия силовиков как соучастие в этом, в связи с чем подал заявление в следственные органы о возбуждении уголовного дела.
"Прошу вас привлечь к уголовной ответственности сотрудников [правоохранительных органов]... которые 2.07.2019 г. совместно с сотрудниками [сельхозпредприятия]... незаконно произвели уборку урожая озимой пшеницы на земельном участке... принадлежащем мне на праве аренды", - говорится в заявлении Аксенова, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Действия и бездействие сотрудников правоохранительных органов имеют признаки сговора с руководством сельхозпредприятия, полагает юрист из Элисты, знакомый с делом Аксенова. По его словам, фермер 2 и 29 июля обращался в правоохранительные органы с заявлениями, в которых просил возбудить уголовное дело по факту незаконного использования земельного участка сельхозпредприятием, но сведений о принятии решения по ним нет, хотя на проведение процессуальной проверки отводится три дня.
Силовики были не вправе передавать на ответственное хранение ставропольскому сельхозпредприятию зерно, собранное на земельном участке, который находится в аренде у Аксенова, считает юрист. "Согласно статье 82 УПК, вещественные доказательства, если они громоздкие, их невозможно хранить, должны передаваться на ответственное хранение законному владельцу... [Сельхозпредприятие] так и не предъявило... оригинал документа о субаренде... Кроме того, они отказались от исковых требований о признании права собственности на урожай. Так что законным владельцем имущества является Замба Аксенов", - пояснил он.
Он подчеркнул, что "в соответствии со статьями 136 и 218 Гражданского кодекса и статьями 40 и 41 Земельного кодекса, законный владелец земельного участка имеет право на урожай, полученный с этого земельного участка".
Юрист также сообщил, что ставропольское предприятие, помимо иска к Замбе Аксенову об обязании не чинить препятствия в пользовании земельным участком, подало аналогичное заявление в арбитраж Калмыкии к предпринимателю Александру Репкину, чей участок примыкает к арендуемой Аксеновым земле.
31 июля Арбитражный суд Калмыкии принял иск ставропольского сельхозпредприятия к ИП Репкину. Истец в суде пояснил, что письменный договор об аренде с Репкиным не заключался, поскольку ответчик уклонялся от этого, но предприятие готово компенсировать предпринимателю пользование его земельным участком. Ответчик заявил, что с 2017 года сельхозпредприятие к нему не обращалось по поводу аренды земли, и во встречном иске потребовал взыскать с предприятия сумму неосновательного обогащения. Слушание по этому делу назначено на 7 октября.
Александр Репкин сообщил "Кавказскому узлу", что ему неизвестно, какой объем урожая собран ставропольским сельхозпредприятием на его участке и куда он вывезен. От дальнейших комментариев фермер воздержался, пояснив, что подробно изложит свою позицию в суде.
Сотрудник правоохранительных органов, причастный к проведению ареста урожая на участке Аксенова, отказался прокомментировать ситуацию "Кавказскому узлу", сославшись на тайну следствия.
В ответе на запрос "Кавказского узла" за подписью прокурора Калмыкии Романа Тютюника говорится, что наложение ареста на имущество в рамках уголовного производства по делу произведено в соответствии со статьей 115 УПК РФ.
Согласно статье 115 УПК РФ, арестованное имущество может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которые должны быть предупреждены об ограничениях, которым подвергнуто арестованное имущество, и ответственности за его сохранность, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
Власти узнали от прокуратуры о посевах на полях Аксенова
О том, что земельный участок арендован Замбой Аксеновым на основании свидетельства о праве на наследство, выданного 27 марта 2017 года, министерству по земельным и имущественным отношениям республики стало известно только 25 июня 2019 года, поскольку аренда была зарегистрирована в Управлении Росреестра по Калмыкии лишь 17 июня, сообщается в ответе министерства на запрос "Кавказского узла" за подписью заместителя министра Олега Убушиева.
В письме ведомства сообщается, что 14 февраля 2017 года арбитражный суд полностью удовлетворил иск министерства к Илье Аксенову о взыскании задолженности по арендной плате и расторжении договора аренды земельного участка. Однако 20 марта 2017 года в суд поступило заявление дочери Ильи Аксенова о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в связи со смертью ее отца 23 ноября 2015 года.
По информации Минзема, суд удовлетворил заявление дочери Аксенова и отменил решение о расторжении договора, но "в связи с тем, что в министерство на протяжении более одного года никаких сведений о переходе права аренды земельного участка в порядке наследования не поступило", в октябре 2018 года было издано распоряжение о прекращении права аренды Ильей Аксеновым и подано соответствующее заявление в Управление Росреестра по Калмыкии.
19 октября 2018 года право аренды в отношении данного земельного участка было погашено, а 10 декабря 2018 земельный участок был выставлен на торги. Но 18 января 2019 года участок был снят с торгов, поскольку днем ранее от прокуратуры республики поступила информация, что ставропольское сельхозпредприятие засеяло данный участок и сможет убрать урожай лишь к концу июля, сообщается в письме министерства.
При этом министерство оставило без ответов вопросы о том, обязаны ли работающие в Калмыкии арендаторы и субарендаторы уведомлять ведомство об аренде или субаренде земельных участков и обладает ли Минзем информацией о субаренде участка, арендованного Замбой Аксеновым.
Учредитель ставропольского сельхозпредприятия заявил, что версия руководства сельхозпредприятия изложена в материалах уголовного дела, и отказался от дальнейших комментариев. Получить комментарии директора этого предприятия "Кавказскому узлу" не удалось.
На участке Аксенова ставропольское сельхозпредприятие планировало собрать порядка 50 центнеров с гектара, но в результате действий со стороны арендаторов участка, препятствовавших своевременной уборке урожая, потеряна половина урожая, считает учредитель сельхозпредприятия. "Если умножить на рыночную стоимость зерна – она порядка 10 рублей за килограмм, – то убытки, которые нам нанесены противоправными, на наш взгляд, действиями со стороны Аксеновых, составляют уже порядка 25 миллионов рублей", - заявил он в видеосюжете, опубликованном 28 июня калмыцким каналом "Хамдан" в Youtube.