06:22 / 17.08.2019Верховный суд Калмыкии вернул мандат депутату Геннадию Кодлаеву

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Верховный суд Калмыкии признал законным решение избиркома Целинного района о регистрации депутата Геннадия Кодлаева. Этим решением суд восстановил подпись Кодлаева в поддержку кандидата на должность главы Калмыкии Намсыра Манджиева. До решения Верховного суда Калмыкии Манджиеву не хватало двух подписей для регистрации в статусе кандидата, однако восстановить вторую подпись будет сложнее, считает координатор региональной сети движения "Голос" Виталий Аверин.

Как сообщал "Кавказский узел", 8 августа Верховный суд Калмыкии поддержал отказ избиркома регистрировать Намсыра Манджиева в качестве кандидата на должность главы республики. Два депутата рассказали суду, что их вынудили поставить подписи в поддержку врио главы республики Бату Хасикова. Судья не удовлетворила жалобу Манджиева, указав, что доводы истца призваны поставить под сомнение регистрацию Хасикова. 

По словам председателя избиркома Калмыкии Александра Дикалова, Манджиеву отказано в регистрации, поскольку он не представил пакет достоверных подписей депутатов, а также сведения об имуществе за рубежом. Избирком Калмыкии признал недействительной подпись депутата Целинного района, зарегистрированного районным избиркомом 24 июля вместо депутата, которого днем ранее реготделение КПРФ лишило мандата. Намсыр Манджиев сообщил, что МВД Калмыкии расследует дело по заявлению депутата Черноземельского района: по утверждению Манджиева, этого депутата принудили поставить подпись в поддержку врио главы республики Бату Хасикова.

Намсыр Манджиев: осталось узаконить еще одну подпись

Верховный суд Калмыкии 16 августа отменил постановление избирательной комиссии республики от 26 июля, признавшей незаконной регистрацию Геннадий Кодлаева в качестве депутата Целинного райсобрания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Намсыр Манджиев.

"То есть одну подпись депутата в мою поддержку мы восстановили. Решение вступит в силу через семь дней. Остается еще одна подпись, ее мы узаконим после того, как выиграем в Верховном суде России процесс по нашей апелляции на отказ избиркома зарегистрировать меня в качестве кандидата", - заявил Манджиев.

Он уточнил, что апелляция в Верховном суде России должна быть рассмотрена до конца следующей недели. 

В соответствии с постановлением избиркома Калмыкии, кандидату на должность главы республики необходимо собрать 103 подписи депутатов не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах, допустимое количество запасных подписей не более пяти. В числе обязательных подписей должно быть 20 подписей депутатов районных и городских собраний, допустимое количество запасных подписей – не более двух. Согласно итоговому протоколу избиркома, Намсыр Манджиев представил 105 подписей, из них 19 подписей депутатов районных и городских собраний, "собранных в восьми муниципальных районах и одном городском округе".

Претендент на должность главы Калмыкии также сообщил, что 13 августа сотрудник прокуратуры Калмыкии ознакомил его с результатами проверки, которая была проведена после того, как два члена избиркома с правом решающего голоса, Матвей Нуров (КПРФ) и Эрдни Бадмаев ("Гражданская платформа"), 28 июля обратились к прокурору Калмыкии Роману Тютюнику и генпрокурору Юрию Чайке с просьбой "истребовать видеозаписи с камер внутреннего наблюдения Дома правительства для подтверждения факта сдачи документов кандидатом Хасиковым".

"Записи ничего не проясняют. Видно, как Хасиков сначала зашел в Дом правительства, затем вышел. Время на кадрах камеры наблюдения, как пояснили сотрудникам прокуратуры, не соответствует фактическому. Так что установить, когда он выходил из избиркома, и выходил ли оттуда вообще - невозможно (в Доме правительства находится также кабинет главы республики. - Прим. "Кавказского узла")", - рассказал Манджиев.

После заседания Верховного суда Калмыкии 16 августа Намсыр Манджиев обнародовал на своем сайте "хронологию сбора подписей" кандидатов на должность главы Калмыкии. Согласно опубликованной инфографике, четырем кандидатам, допущенным к выборам, которые пройдут 8 сентября (врио главы республики Бату Хасиков ("Единая Россия"), Наталья Манжикова ("Справедливая Россия"), Петр Вышкварок (ЛДПР) и Батыр Мучаев ("Патриоты России"), потребовалось на сбор основной части подписей в свою поддержку от двух до пяти дней, в то время как штаб Манджиева занимался этой работой с 13 июня по 24 июля.

Правозащитник: Хасикову лучше отдать спорную подпись в пользу Намсыра Манджиева

Отменив постановление избиркома республики, Верховный суд Калмыкии "сделал то, что должен был сделать", заявил корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник Семен Атеев.

"Избирательная комиссия Калмыкии показала свою некомпетентность и несамостоятельность, когда отменила решение избиркома Целинного района, зарегистрировавшего депутата Геннадия Кодлаева. Слава богу, Верховный суд Калмыкии отменил это незаконное решение и тем самым восстановил подпись Кодлаева в поддержку Намсыра Манджиева. Теперь ему осталось восстановить еще одну подпись", - сказал Атеев.

По мнению правозащитника, у Манджиева появились "неплохие шансы" восстановить статус кандидата, несмотря на то, что решение Верховного суда Калмыкии от 16 августа не успеет вступить в силу до начала разбирательства в Верховном суде России.

"У избиркома есть семь дней на обжалование. Но мы все равно обязательно расскажем в Верховном суде России о решении Верховного суда Калмыкии. Потому что отказ в регистрации Манджиеву в той части, где избирком ссылается на недостоверность подписи депутата Кодлаев, признан судом незаконным", - подчеркнул Атеев.

24 июля Целинный избирком передал мандат депутата Павла Антонова Геннадию Кодлаеву, который в тот же день (последний день регистрации кандидатов на должность главы Калмыкии) поставил свою подпись в листе поддержки кандидата Манджиева. 26 июля избирком республики отменил - "со дня принятия" - решение районного избиркома о регистрации Кодлаева в качестве депутата. Учет его подписи стал предметом спора в суде 8 августа.

Он также заявил, что в сложившейся ситуации Бату Хасикову выгоднее "отдать подпись в пользу Манджиева".

"Я его призывал во время личной встречи не чинить препятствий для регистрации Намсыра Манджиева, не идти по стопам предшественников, а сделать эти выборы конкурентными. После того как Манджиеву было отказано в регистрации, Хасиков, по моим наблюдениям, стал терять авторитет среди жителей республики. Чтобы выйти более-менее чистым из этой ситуации, ему следовало бы отдать в пользу Манджиева спорную подпись депутата черноземельского райсобрания Петра Чемидова. Это будет поступок настоящего бойца, который не боится честной борьбы", - сказал Семен Атеев.

"Голос" призвал разрешить муниципальным депутатам поддерживать несколько кандидатур

Координатор региональной сети движения "Голос" Виталий Аверин назвал "довольно распространенной" ситуацию с дублированием подписей в поддержку выдвижения кандидатов на губернаторских выборах.

"Калмыкия - далеко не уникальный случай. После введения муниципального фильтра на выборах глав регионов такая ситуация повторяется из года в год. Но в этом электоральном цикле случай Манджиева - во многом особенный, потому что ему все-таки удалось собрать подписи, несмотря на противодействие региональной и местных администраций, а значит, у него возникла реальная возможность зарегистрироваться", - сказал Аверин корреспонденту "Кавказского узла".

При этом он отметил, что доказать в суде достоверность второй подписи Манджиеву будет сложнее.

"С подписью депутата Целинного района было все понятно: постановление избирательной комиссии Республики Калмыкия было незаконным, поскольку избирком вышел за рамки своих полномочий, да и заявитель оказался ненадлежащим - им выступил глава районного собрания. Верховный суд республики встал на сторону права, когда восстановил решение ТИК о наделении депутата полномочиями. Вторую подпись восстановить будет сложнее, потому что придется доказывать факт принуждения, а это сделать непросто", - пояснил координатор "Голоса".

Во время прений в Верховном суде Калмыкии 8 августа представитель избиркома Мира Шовунова признала, что подпись может быть признана недостоверной, если доказан факт принуждения, но добавила, что избирком не уполномочен решать, было ли совершено правонарушение. В то же время Шовунова заявила, что в случае с Антоновым и Чемидовым "принуждение отсутствовало", поскольку под принуждением, по ее мнению, нужно понимать физическое насилие. 

Вместе с тем Виталий Аверин подчеркнул, что принуждение необязательно должно быть связано с физическим насилием.

"Человек может находиться в служебной зависимости от кого-то. Ему могут поступать угрозы, не связанные с физическим насилием. Например, угрозы лишить премии или других выплат. Также на человека можно оказать морально-психологическое воздействие", - указал Аверин.

Координатор "Голоса" полагает, что муниципальным депутатам следует разрешить поддерживать неограниченное количество кандидатур.

"В докладах "Голоса" 2017-2018 годов, где уже описывались ситуации с дублированием подписей, мы ставили два вопроса. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо разрешить муниципальным депутатам поддерживать несколько кандидатур, хотя бы две. Это будет разумно и справедливо, потому что, когда собираются подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, каждый избиратель может поддержать выдвижение всех кандидатов, кому необходимо преодолеть подписной фильтр. Такая мера способствовала конкурентному ходу выборов. Второй момент - мы предлагали открыть доступ к информации о нотариально заверенных подписях. Тогда при обращении в нотариат кандидату не пришлось бы тратить время на сбор подписей, которые уже получил другой кандидат", - рассказал Аверин.

По его словам, в настоящее время закон толкует ситуацию однозначно: действительной считается подпись, которая поставлена раньше.

Верховному суду России предстоит разрешить спор о своевременности подачи кандидатом сведений об имуществе за рубежом

В апелляции Намсыра Манджиева, направленной в Верховный суд России 13 августа, указывается, что, согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 названного федерального закона".

Сведения об имуществе Манджиева за рубежом, как утверждают его юристы, были "представлены 24 июля 2019 года, то есть до дня заседания избирательной комиссии, на котором был рассмотрен вопрос о регистрации". В то же время, отмечается далее в апелляции, согласно ст. 33 и 38 "Об основных гарантиях избирательных прав", "неуказание сведений о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата".

В соответствии с подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…", основанием для отказа в регистрации является "отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов, также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иным законом".

Мотивируя отказ в регистрации Намсыру Манджиеву, избирком, в свою очередь, ссылается на статью 33 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…". В соответствующем постановлении избиркома Калмыкии указывается, что, согласно пункту 3.1 этой статьи, "сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, представляются в избирательную комиссию вместе с заявлением выдвинутого кандидата о согласии баллотироваться". 

Согласно п. 3.1. ст.33 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав…", "при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением… также должны быть представлены… сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей".

"При этом федеральный закон не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований", - утверждают в избиркоме Калмыкии.

Автор:Бадма Бюрчиев