08:38 / 23.08.2019Жители Морозовского района на сходе пожаловались на проблемы с пастбищами

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Ростовской области в клубе станицы Чертковской 22 августа около ста человек из нескольких станиц и хуторов на большом сходе обсудили с местными и областными чиновниками проблемы, возникшие с районными пастбищами.

Ранее они использовались жителями для выпаса скота, но после того, как местные власти отдали пастбища в аренду, у селян начались трудности: они либо не могут пасти свой скот, либо должны за это платить большие деньги. Другие местные жители опасаются, что когда документы об аренде земли около их поселений будут подписаны, то и там начнутся проблемы с выпасом домашнего скота.

На встрече люди пытались донести до представителей властей, что они поставлены в безвыходную ситуацию: после того, как арендаторы вступят в права, местные жители не смогут на этих землях пасти свой скот и жить им будет не за что.

Ситуацию назад отыграть невозможно, потому что арендатор, не нарушая закон, первым подал документы и взял в аренду около 600 гектаров земли, рассказал глава Парамоновского сельского поселения Александр Павлов корреспонденту "Кавказского узла".

Глава поселения пояснил, что хотя договор об аренде земли пока еще не подписан, но это дело времени. Местным жителям остается только попробовать договориться с новым съемщиком земли, чтобы он отказался от сделки, считает Александр Павлов.

"Я с ним разговаривал, он не из нашей станицы и готов уступить 200 гектаров рядом с хутором Великановым, а земли возле станицы Чертковской готов использовать с людьми совместно. Но жители не согласны с этим", - сказал глава поселения.

Собравшиеся жители пытались доказать, что их не уведомили в должном порядке о том, что земли выставлены на торги. Что-то было написано в местной газете, но никто не смог разобраться, и из-за этого было упущено время, пояснили они. По мнению собравшихся, это было сделано специально.

Глава Александр Павлов согласился с тем, что проблемы возникли из-за того, что людей плохо информировали о ситуации с пастбищами.

"В других поселениях к людям еще осенью прошлого года приезжали сотрудники земельного комитета и начали выписывать штрафы за незаконный выпас скота. Жители узнали, как можно все это оформить по закону, и проблем у них нет. В станице Чертковской и хуторе Великанове люди не сделали своевременно правильных шагов, и поэтому у вас сложилась такая ситуация", - заявил глава собравшимся.

"Мы создали товарищество, у нас есть протокол, мы подали вам заявления, чтобы оформить эти земли на товарищество, какой вы нам дадите ответ?" - задали вопрос селяне присутствующей на встрече председателю комитета по управлению имущества Морозовского района.

Чиновница сообщила, что эту должность занимает всего несколько дней, и в течение месяца, в установленный законом срок, даст официальный ответ на обращение граждан. Она заявила, что с новым арендатором вопрос еще окончательно не решен, и что не стоит сейчас накалять ситуацию.

"Разве он не станет арендатором, вы же наверняка ему уже отправили документы после проверки на подпись?" - спросил один из присутствовавших в зале.

Чиновница пояснила, что проект договора новому арендатору был отправлен до ее вступления в должность, теперь он должен подписать договор аренды и тогда официально вступит в свои права.

Далее с людьми снова попытался общаться глава Парамоновского сельского поселения Александр Павлов. Он рассказал, что комитет земельного имущества, согласно законодательству, отдал без торгов в аренду землю человеку, который первым подал документы.

"Вас ведь не устраивает именно этот арендатор из другой станицы? Проблема только ведь в этом? Если бы землю в аренду взял житель станицы Чертковской, у вас бы вопросов к нему бы не было?" - сказал Павлов.

Жители ответили, что для них не имеет значения, кто и откуда арендатор, им нужно пасти скот, чтобы содержать семью. А по теперь, согласно законодательству, только один арендатор может пользоваться землей, а сдавать ее местным жителям в субаренду он не имеет права.

"Мы знаем о том, что у вас происходит, мы получили от вас много жалоб, и я приехала, чтобы разобраться на месте", - заявила на встрече с жителями Галина Винникова, начальник отдела земельных отношений министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.

"Вы говорите, что до 2016 года вы использовали это пастбище и у вас был договор, можно уточнить, с кем?" - спросила у селян Винникова.

Жители рассказали, что них был договор аренды между местным комитетом управления имуществом и созданным ими товариществом, который действовал до 2014 года, но платили они по май 2017 года, и имеют все квитанции.

Галина Винникова пояснила, что с 1 марта 2015 года действует новая редакция Земельного кодекса РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется гражданам без проведения торгов по упрощенной процедуре в аренду сроком 3 года, без права выкупа. Участок был свободен, новый арендатор первым подал документы, и тут закон не нарушен, сказала она.

Местная администрация плохо проинформировала граждан, и это ее вина, заявила Винникова. Люди могут в суде опротестовать действия администрации, но она не уверена в положительном результате, заметила чиновница.

После встречи Галина Винникова рассказала корреспонденту "Кавказского узла" о возможных путях выхода из создавшейся ситуации.

Если буквально читать закон, то землей должен пользоваться только один человек - тот, кто ее арендует. Но на практике сложилась такая ситуация, когда арендатор и владельцы скота подписывают договор о совместной деятельности и избирают уполномоченное лицо, которое действует в их интересах, пояснила чиновница.

Заключают договор аренды пользования землей, в договоре о совместной деятельности прописывается вопрос оплаты, количество животных и время начала и конца выпаса. Это компромиссная ситуация, которая в законе прямо не указана, но на практике может применяться. Также новый арендатор может отказаться от части земельного участка, и тогда снова люди смогут через товарищество взять этот земельный участок, рассказала Винникова.

"Получается, решения принимали одни, их сейчас уже нет. На мой взгляд, руководитель по имуществу в связи с этим делом и поменялся. Договор закончился в 2014 году, а мы платили по 2017 год, кому уходили деньги от аренды земли, неизвестно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" присутствовавший на сходе участник инициативной группы атаман Морозовского юрта Сергей Радзанич.

В некоторых поселениях Морозовского района нет проблем с пастбищами. Людям все объяснили, они создали товарищества, землю оформил на себя один человек, пользуются все, либо землю размежевали на каждого, кому она нужна, рассказал Радзанич.

Примерно в 10 населенных пунктах сложилась подобная плохая ситуация. Есть уже такие места, где арендаторы обтянули проволокой свои земли и требуют с людей деньги. Если раньше люди платили по 350 рублей за права выпаса, то теперь с них требуют 1000 рублей. Есть случаи, когда у людей пастбища есть, но прогнать на них скот нужно через арендованную землю. Кто-то еще пропускает, кто-то уже нет, пояснил он.

"Мы пригласили на разговор нового арендатора, предлагали ему разные варианты, чтобы он отказался от аренды и вступил к нам в товарищество, и потом определим земли для наших коров и для его. Он сказал, что это ему не надо, вот и все. Сегодняшняя встреча, по сути, ничего не решила, что будет дальше, трудно сказать. Будем, конечно, продолжать борьбу, другого выхода у нас нет", - сказал Радзанич.

"У меня пять коров, я за счет них кормлю детей, одеваю и обуваю их. Как можно издавать такие законы, что у нас забирают всю землю и нам не за что будет жить? Наше пастбище досталось тоже жителю из соседнего колхоза, не помню, как его зовут, но он не из нашей станицы. По закону-то все сделано правильно, но нам-то что делать, нужно эти законы менять. Пока, правда, у нас в собственность новый владелец землю не взял, после обращения прокуратура приостановила передачу земли, идет проверка, но мы так думаем, это не надолго, проверка пройдет, и что нам потом делать, если мы лишимся пастбищ?" - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Инна Бятова, жительница станицы Широко-Атамановская.

"Я живу одна с тремя детьми, муж умер. Зарплата у меня пять тысяч, есть три коровы, за счет них и выживаю. Если заберут землю, я не знаю, что делать и чем кормить детей. Я не смогу их содержать на пять тысяч", - пожаловалась корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Наздреватых.

Жительница поселка Комсомольский Алла Трушечкина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в поселке живет немногим более 300 человек. Все пастбища, 630 гектаров, отдали в одни руки жителю другого поселения. 

"Собрания никакого не было, у нас никто не спросил, наша жительница Ирина Костенко тоже заявление подавала, но они ей отказали, а отдали другому человеку - якобы он на два дня раньше подал заявление. Нас бы могли предупредить, была статья в газете, мы сразу, как она вышла мы поехали, но было уже поздно. Есть у нас пастбища еще в Троицком, нам их выделили еще в 90-х годах, но они за 10 километров, и как теперь на них мы сможем гонять свой скот, если там засеяны чужие поля? У меня девять коров, пасти их теперь негде, траву косить негде. Весь поселок живет за счет коров, работы вообще тут нет никакой. У хутора три стада, всего примерно 450 коров, у некоторых есть еще бараны. Мы живем с мужем, дети давно разъехались, в поселке из молодежи четыре человека осталось, остальные уехали", - пожаловалась Алла Трушечкина.

Автор:Вячеслав Прудников