ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Осужденные за терроризм уроженцы Ставропольского края рассказали, как познакомились и проводили тайные встречи с Ринатом Сулеймановым и Русманбетом Менглибаевым, обвиняемыми в совершении теракта в Пятигорске в 2010 году и подготовке взрыва в Ставрополе.
Как писал "Кавказский узел", 17 августа 2010 года в Пятигорске взорвалась машина, припаркованная рядом с кафе и жилыми домами. В результате взрыва пострадали 46 человек. В октябре того же года были задержаны трое подозреваемых, которые, по данным следствия, готовили еще один теракт - в Ставрополе. Жители Нефтекумского района Анварбек Амангазиев, Исламхан Абдурахманов и Эльдар Кайбалиев в феврале 2013 года были осуждены на сроки от 22 до 25 лет. Еще одного обвиняемого по делу, Аслана Отепова, Ставропольский краевой суд приговорил в феврале 2012 года к 16 годам заключения. 29 апреля этого года стало известно, что житель края Рустам Исмаилов осужден на 15 лет за участие в банде, которой руководил его брат Рафаэль. В июле дело Рината Сулейманова и Русманбета Менглибаева было передано в суд.
Русманбет Менглибаев и Ринат Сулейманов обвиняются в участии в банде, совершении террористического акта, незаконном изготовлении взрывного устройства. Менглибаев также обвиняется в покушении на совершение террористического акта. По версии обвинения, Сулейманов и Менглибаев добровольно вступили в состав банды под руководством Рафаэля Исмаилова и приняли активное участие в совершении преступлений, включая теракт в Пятигорске и подготовку второго теракта в Ставрополе в 2010 году. Ранее на заседании 3 сентября Сулейманов и Менглибаев отказались признать вину.
Сторона обвинения на заседании суда 10 сентября начала представлять свои доказательства. На заседании присутствовали четверо родственников подсудимых, потерпевших не было. Подсудимые и их адвокаты категорически возражали против фотосъёмки, и судьи не разрешили съемку в зале, передает присутствовавший на заседании корреспондент «Кавказского узла».
Первым по видеосвязи с исправительной колонией во Владимирской области был допрошен Аслан Отепов. Одетый в тюремную робу свидетель сказал, что знаком с подсудимыми, «знает Сулейманова с детства, а с Менглибаевым познакомился в 2010 году».
Отвечая на вопросы гособвинителя Александра Шавелько, Отепов заявил, что он участвовал в банде, в которую также входили Исламхан Абдурахманов, Анварбек Амангазиев, Эльдар Кайбалиев, Тамерлан Гаджиев, Рустам Исмаилов, оба подсудимых, а возглавлял её Рафаэль Исмаилов. Последний, по словам Отепова, и предложил ему вступить в банду.
«Банда была диверсионно-террористической. Для того, чтобы совершать диверсии и теракты на территории Ставропольского края. Цель была... ну, чтобы Северный Кавказ был отделён от России, от российской власти», - сказал суду Отепов, пояснив, что эти цели провозгласил Рафаэль Исмаилов, а «все входившие в банду их поддерживали».
Собрания банды, по словам Отепова, проходили «раз в месяц по 20-30 минут» рядом с одним из селений около трассы по направлению на Будённовск, при этом свидетель присутствовал только на двух из них.
«Насчёт финансов пытались решить-собрать. Дали присягу Исмаилову Рафаэлю о том, что каждый будет подчиняться лидеру банды… Нашей банде удалось осуществить один теракт в августе в Пятигорске, 17 числа... В Ставрополе была установка взрывного устройства, но оно не сработало. Третья была попытка покушения в Железноводске», - рассказал Отепов, уточнив, что клятву Рафаэлю Исмаилову дали и подсудимые.
Взрывное устройство для теракта в Пятигорске в виде бочки с селитрой, «серебрянкой» и часами в качестве детонатора, по утверждению Отепова, он собирал лично вместе с Рафаэлем Исмаиловым, он же установил её около кафе.
Аслан Отепов заявил, что по поручению лидера банды Сулейманов купил один из двух мешков селитры, а Менглибаев купил «серебрянку», однако уточнил, что своими глазами он этого не видел, и знает это только со слов Рафаэля Сулейманова.
Также в ходе допроса Аслан Отепов рассказал, что на вооружении у банды были «два пистолета, два автомата, ещё один пистолет и ружьё Сайга», которые хранились в основном у него, а также у Рафаэля Исмаилова. Задержали Отепова в конце октября 2010 года.
Адвокаты подсудимых задали свидетелю вопрос, почему он начал давать показания против Менглибаева и Сулейманова лишь спустя восемь лет. Отепов ответил, что ранее «вопросы о них не задавали», а после дачи показаний (Рустамом) Исмаиловым (силовики) приехали и к нему».
На вопросы о том, почему при допросе на следствии Отепов не сообщил, что источником информации о действиях Менглибаева и Сулейманова в банде был Рафаэль Исмаилов, свидетель ответить затруднился. Судьи также сняли несколько вопросов о том, как Отепов делал взрывное устройство, сославшись на то, что заседание открытое.
Русманбет Менглибаев заявил, что Аслан Отепов «говорит неправду», а Ринат Сулейманов спросил свидетеля про оказание на него давления в колонии.
«Мне нечего сказать», - после паузы сказал Отепов.
Свидетель рассказал о собраниях группы в лесополосе
Вторым был допрошен по видеосвязи с владимирской колонией Эльдар Кайбалиев.
По его словам, с обоими подсудимым он познакомился весной 2010 года на собраниях-«шурах» в лесополосе рядом с одним из сёл в Ставропольском крае, где «собирались все и обсуждали».
По словам Кайбалиева, в «шурах» участвовали Исламхан Абдурахманов, Анварбек Амангазиев, Тамерлан Гаджиев, Аслан Отепов, Рафаэль и Рустам Исмаиловы, а также подсудимые, при этом, по его словам, до этих собраний «он близко никого не знал и не общался».
Отвечая на вопросы гособвинителя, мужчина сказал, что собрания проводились «для создания группы по вооруженной борьбе с целью отдельного исламского государства на территории Ставропольского края».
«Я непосредственно участвовал в подготовке теракта в Железноводске. Со слов (Рафаэля) Исмаилова я знаю, что готовился и в Ставрополе теракт. Подробностей я не знаю», - рассказал Кайбалиев, пояснив, что объектом теракта в Железноводске был выбран городской отдел внутренних дел.
По словам свидетеля, ему известно слово «байат» (клятва верности), так как он и другие названные им члены банды приносили такую клятву руководителю Рафаэлю Исмаилову в апреле 2010 года. Кайбалиев также рассказал, что Менглибаев и Сулейманов оказывали помощь банде - «один осуществлял разведку местности, другой что-то покупал».
Кайбалиев, отвечая на вопросы защиты, заявил, как и Отепов, что ранее о Менглибаеве и Сулейманове силовики его «не спрашивали», поэтому он не давал против них показания. Осужденный подтвердил, что в декабре 2017 года его этапировали из колонии в Ставропольский край, где силовики задавали ему вопросы по данному делу. Разницу в показаниях в один день с Асланом Отеповым Кайбалиев пояснить затруднился.
Лично закупку каких-либо компонентов взрывных устройств подсудимыми Кайбалиев не видел, прозвищ участников банды он не вспомнил, за исключением Рафаэля Исмаилова, к которому, по его словам, обращались «Ахматулла». Связь с другими участниками банды вне собраний Эльдар Кайбалиев не поддерживал, а даты их проведения назначались по телефону либо по факту перед встречей.
Рассмотрение дела продолжится сегодня, 11 сентября в 10.00 мск. Ожидается, что будут допрошены двое свидетелей обвинения, в частности, засекреченные свидетели.
Какими-либо комментариями сторон процесса относительно показаний свидетелей "Кавказский узел" пока не располагает.