18 января к нам в Цхинвал приезжал В. Рчеулишвили, у нас с ним состоялась продолжительная беседа, заинтересованное обсуждение самых разноплановых вопросов урегулирования конфликта, отношений между Грузией и Южной Осетией. В ходе состоявшегося разговора была высказана мысль о том, чтобы 2003 год прошел под знаком восстановления доверия между сторонами в конфликте, под знаком налаживания взаимодействия с тем, чтобы немного облегчить жизнь простых людей, покончить с конфронтацией, заняться делом, одним словом.
Но не прошло и десяти дней, как в Тбилиси начали опять звучать голоса, обвиняющие Южную Осетию во всех смертных грехах. С чьей-то подачи в Тамарашени была попытка блокировать движение транспорта по автомагистрали Цхинвал- Дзау.
Причем там имели место как бы стихийные призывы разобраться с осетинами, вновь начать войну. К счастью, нам хорошо известно, каков настрой подавляющего большинства грузинского населения Южной Осетии, мы знаем, что люди настроены вести дело к полной нормализации отношений, налаживанию сотрудничества, и стремятся к прочному миру и вообще к нормальной жизни. Так что откуда идут эти провокации, кто их готовит, кто их исполняет, нам хорошо известно.
Все это происходит на фоне несмолкающих заявлений в тбилисских средствах массовой информации на тему тяжелых вооружений Южной Осетии, якобы появившихся в последнее время в зоне конфликта, заявлений о российских паспортах, приеме гражданства Российской Федерации жителями Южной Осетии. Участились и обвинения России в поддержке нашей Республики.
Надо сказать, эта шумиха изрядно успела надоесть, и всем понятно, что все это пропаганда чистейшей воды, "черный пиар", как сейчас принято говорить, но когда одно и то же измышление повторяется тысячу раз на разные лады, к нему начинают прислушиваться, вот уже в Постоянном Совете ОБСЕ стали обсуждать будто бы появившиеся в зоне конфликта тяжелые вооружения югоосетинской стороны.
Совершенно ясно, что это попытка свалить с больной головы на здоровую. Грузинская сторона фактически саботирует реализацию межправительственного соглашения по восстановлению в зоне конфликта от 24 декабря 2000 года. Спрятан в долгий ящик проект закона реституции имущественных и жилищных прав беженцев.
Раз за разом нарушается режим в зоне конфликта, где вопреки всем договоренностям появились грузинские полицейские блокпосты, занимающиеся обиранием проезжающих и провоцирующие межэтническую напряженность.
На фоне трескотни о боеготовности и вооруженности наших сил в самой Грузии реализуются масштабные военные программы, ведется подготовка сил специального назначения, и нам хорошо известно против кого эти войска готовятся.
В отличие от всех республик Южная Осетия ничего не получила и не захватила ничего из военной техники бывшего Союза ССР, хотя на ее территории в то время дислоцировались два боевых полка Советской армии, которые с всеми вооружениями были вывезены на территорию Российской Федерации.
Будучи привержена исключительно мирному решению существующих проблем с Грузией, Южная Осетия никогда не заявляла о претензиях на свою долю вооружений бывшего СССР, хотя вместе со всеми другими союзными территориями принимала участие в строительстве союзных Вооруженных сил.
Южная Осетия ни у кого не просит оружия и сегодня. Сама же Грузия использовала в ходе венных действий против Южной Осетии значительные вооружения, захваченные у войск ЗакВО, а так же переданные ей Российской Федерацией после распада ССР. Мы же от Российской Федерации вооружений не получали, хотя в последнее время со стороны Грузии регулярно раздаются обвинения такого плана.
До сих пор основу тяжелых вооружений наших сил обороны Южной Осетии составляли трофейные вооружения, отбитые у противника во время вооруженной агрессии Грузии. Однако в случае, если военная угроза будет нарастать, Южная Осетия будет вынуждена всерьез заняться проблемой улучшения оснащенности своих вооруженных сил.
Еще одним пунктом обвинений против Южной Осетии регулярно выставляется будто бы существующая высокий уровень преступности в Южной Осетии. В действительности за этими обвинениями стоит полное бессилие грузинских сил охраны общественного порядка в борьбе с грузинским же криминалом. Это бессилие они пытаются маскировать обвинениями в адрес осетинской стороны.
В действительности на сегодня уровень преступности в Южной Осетии значительно ниже, чем на сопредельной территории, и мы заинтересованы в наведении порядка на грузинской части зоны конфликта. Именно поэтому мы выступили с инициативой встречи министров внутренних дел Грузии и Южной Осетии для подписания ими документа о взаимодействии в борьбе с преступностью. К сожалению, по не зависящим от югоосетинской стороны причинам, проведение этой встречи пока еще остается под вопросом.
Нельзя преодолеть проблемы путем их замалчивания. Только разбирая шаг за шагом существующие завалы, честно признавая допущенные ошибки, находя в себе мужество, принести за них извинения, терпеливо и внимательно разрешая вопросы, в том числе болезненные, мы сможем прийти к полномасштабному урегулированию конфликта.
Я хочу выразить уверенность, что, несмотря на усилия деструктивных сил, противников мира, процесс урегулирования будет развиваться в направлении восстановления доверия, отхода от конфронтационного мышления и реваншистских установок, поиска справедливых решений, основанных на принципах международного права и сложившихся реалий. Этого ждет от нас мировое сообщество, и самое главное, этого от нас ждут два народа, нормальная жизнь и будущее которых во многом определяется тем, как будет продвигаться работа Смешанной контрольной комиссии....