ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дело об убийстве жительницы Ингушетии Марем Алиевой, которая бесследно пропала четыре года назад, остается нераскрытым. Коммуницирование жалобы ее сестры в ЕСПЧ может привести к возобновлению расследования в России, сообщила адвокат Ольга Гнездилова.
Как информировал "Кавказский узел", Марем Алиева бесследно пропала в сентябре 2015 года. В декабре 2015 года в отношении неустановленных лиц было возбуждено дело об убийстве (ч.1 ст.105 УК РФ). В сентябре 2017 года Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу на неэффективное расследование дела об исчезновении Алиевой, поданную ее сестрой Елизаветой Алиевой. 25 сентября 2019 года стало известно, что ЕСПЧ объединил жалобу Елизаветы Алиевой на свое похищение с другой поданной ею жалобой на убийство сестры Марем Алиевой. По словам Гнездиловой, объединенная жалоба коммуницирована по статьям о праве на жизнь, о запрещении пыток, о праве на свободу и личную неприкосновенность, праве на уважение частной и семейной жизни, а также о запрещении дискриминации.
В феврале 2017 года Магасский районный суд Ингушетии признал двух жителей республики виновными в похищении Елизаветы Алиевой, приговорив их к шести и пяти годам строгого режима соответственно. Прокуратура в мае потребовала отменить приговор, указав на противоречия в показаниях одного из потерпевших. Верховный суд Ингушетии оставил приговор в силе, но 16 августа президиум ВС республики рассмотрел кассационные жалобы осужденных и снял с них обвинения по статье о похищении. В феврале 2018 года Елизавета Алиева подала жалобу в ЕСПЧ, указав, что муж ее сестры и его племянник так и не понесли наказания за ее похищение.
Следствие в рамках уголовного дела о пропаже Марем Алиевой приостановлено "в связи с невозможностью установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого", сообщила 26 сентября адвокат проекта "Правовая инициатива" Ольга Гнездилова корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, дети Марем Алиевой живут со своим отцом, и поскольку в деле об убийстве Марем "он имел только статус свидетеля, у органов опеки нет юридических оснований даже посещать семью". В связи с жалобами в ЕСПЧ на Елизавету Алиеву давления не оказывается, отметила Гнездилова.
"Сейчас Елизавета находится в относительно безопасном месте и, насколько я знаю, в последнее время угроз не получала. Но в связи с коммуницированием жалобы в ЕСПЧ, возможно, возобновится расследование в России, и тогда мы ожидаем новой волны давления", - сказала адвокат.
Ранее Гнездилова рассказывала, что Марем Алиева неоднократно сбегала из дома, однако родные постоянно возвращали ее назад. Летом 2015 года она с тремя детьми уехала в кризисный центр сначала в Москве, потом в Минске. Однако муж вернул ее и детей домой.
Дело об исчезновении Марем Алиевой стало первым делом об убийстве жертвы домашнего насилия, коммуницированным Евросудом не только из Ингушетии, но и из России в целом, рассказала Гнездилова.
При этом у организации есть жалобы по аналогичному поводу, но пока не коммуницированные ЕСПЧ, добавила она. "Сейчас мы завершаем работу по двум аналогичным делам, где произошло убийство, но никто не понес наказания - из Чечни и Воронежской области. Еще одно дело из Липецкой области удалось решить на местном уровне без обращения в ЕСПЧ - супруг получил 9 лет лишения свободы, семье погибшей назначили компенсацию", - пояснила адвокат.
По ее мнению, дело Марем Алиевой способно продемонстрировать ЕСПЧ, что безразличие властей может закончиться не только побоями, но и смертями.
"Марем успела пожаловаться... на издевательства... Это есть в материалах дела. Тем не менее, правоохранители не посчитали это каким-либо нарушением... С точки зрения международного права государство несет ответственность за преступление, совершенное частным лицом, если знало о риске, но не предприняло достаточных мер для его предотвращения. Именно поэтому суд [ЕСПЧ] поставил вопрос о том, что Россия нарушила свои обязательства по защите жизни Марем", - заявила Гнездилова.
ЕСПЧ прежде уже поставил вопрос о системной проблеме домашнего насилия в России и необходимости принятия специального законодательства, способного предотвратить новые смерти и увечья, добавила представитель "Правовой инициативы".
Елизавета Алиева, в свою очередь, ранее рассказала "Кавказскому узлу", что угрозы в ее адрес звучали постоянно с того дня, как пропала Марем Алиева. От Елизаветы, по ее словам, требовали забрать заявления. Кроме того, она заявила, что угрозам подвергалась ее старшая сестра-инвалид, которая живет в Ингушетии.
Адвокат Виталий Зубенко прежде назвал "позором" решение освободить от уголовной ответственности мужа Марем Алиевой и второго обвиняемого, которые сначала были осуждены за похищение Елизаветы Алиевой и ее супруга, но освобождены после того, как Верховный суд Ингушетии рассмотрел кассационные жалобы.