10:13 / 27.09.2019Исламоведы встали на сторону Губашева в споре с сотрудниками ФСИН

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жалоба осужденного по делу об убийстве Немцова Анзора Губашева на требования прерывать намаз при появлении сотрудника колонии обоснованна, подтвердили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Однако заключенный может совершать намаз и в неканонической форме, уточнили они.

Как писал "Кавказский узел", в совместном материале "Медиазоны" и телеканала "Настоящее время" "Я висел, как окорочок", опубликованном 24 сентября, со слов заключенных одной из колоний в Карелии говорилось об избиениях, вымогательстве и издевательствах за приверженность исламу. О нарушении своих прав, в частности, заявили осужденный по обвинению в убийстве дагестанского журналиста Абдулмалика Ахмедилова Мурад Шуайбов, бывший депутат дагестанского парламента Дагестана Магомед Магомедов и осужденный за убийство Бориса Немцова житель Чечни Анзор Губашев. Карельское управление службы исполнения наказаний 25 сентября сообщило, что начало проверку информации об избиениях и пытках.

Осужденный по делу об убийстве Бориса Немцова Анзор Губашев заявил о травле на религиозной почве. По его словам, 11 июля сотрудники колонии порвали обложку его Корана и бросили на пол личное полотенце. Губашев утверждает, что ему регулярно мешают совершать намаз, даже в официально свободное время, поскольку "положенное время намаза не соответствует здешнему распорядку дня". Правила внутреннего распорядка предписывают заключенным вставать всегда, когда в камеру входит сотрудник колонии. По правилам ислама, прерывать намаз нельзя, это считается грехом. "Если молящийся прерывает намаз, это означает, что он считает отвлекающего его человека важнее Аллаха", - пояснил Губашев. Он сообщил, что не встает при появлении сотрудников, и за это нарушение уже был наказан. 

Директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев считает, что ничто не должно мешать совершению намаза, а прерванная молитва не засчитывается.

"Сама религия предписывает, что, если нет условий для совершения намаза, но есть другие формы общения со Всевышним, намаз можно совершать в другой форме. Ведь на совершение намаза, как правило, отводится несколько минут, и у каждого верующего есть возможность найти это время даже в условиях колонии", - считает исламовед.

При этом Руслан Гереев уверен, что в каждом пенитенциарном учреждении созданы все условия, чтобы верующие любых конфессий могли совершать религиозные обряды. "Таким образом соблюдаются конституционные права верующих, которые осуждены и отбывают наказания в исправительных колониях", - сказал он, добавив, что ему с трудом верится в негативное отношение в колониях к заключенным, исповедующим ислам.

Однако он не исключает, что бывают случаи, когда заключенные жалуются на условия содержания, на ущемление их прав как верующих мусульман. "Такие жалобы были, члены ОНК проверяли их и в большинстве случаев эти жалобы не подтверждались. У заключенных уроженцев Дагестана, если у них возникли какие-то проблемы, есть возможность обратиться за помощью к своим землякам - в каждом регионе есть представители республики, задача которых взаимодействовать с людьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях, оказывать им помощь, решать их проблемы", - отметил Гереев.

По словам руководителя "Ассоциации мусульман Ингушетии" Мусы Абадиева, в исламском праве есть такое понятие, как "молитва в случае опасности". "В таком случае выполнять молитву можно так, как это представляется возможным, то есть не совершая поясные или земные поклоны и заменяя их киванием головы или вовсе не поворачиваясь в сторону Киблы, если это сопряжено с опасностью для жизни, здоровья или чести", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Он также пояснил, что основой этому являются суры "аль-Бакара", которые гласят: "Оберегайте намазы, и особенно, средний намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом", а также хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом о том, что ибн Умар сказал: "А если опасность будет еще сильнее, то намаз они совершают будучи пешими, стоя на своих ногах, или сидя верхом, повернувшись в сторону Киблы или не повернувшись", - сказал Муса Абадиев, отметив, что "такой намаз не нужно потом переделывать".

Адвокат Татьяна Окушко считает, что главная задача у работников ФСИН - сломать осужденного, унизить его, чтобы он перестал чувствовать себя человеком. "И это начинается с того самого момента, как тот попадает в исправительное учреждение. Такая практика - наследие ГУЛАГа", - уверена адвокат.

По ее мнению, те, кто избивает заключенных, "чувствуют полную безнаказанность и уверенность в том, что с ними ничего плохого не случится". "И только после того, как за все правонарушения и преступления, которые они совершают, их станут наказывать по всей строгости закона, только в этом случае можно сдвинуть эту проблему с мертвой точки", - сказала Татьяна Окушко корреспонденту "Кавказского узла".

Она считает, что тюремная система должна быть прозрачной, чтобы не только члены ОНК, уполномоченные по правам человека могли посещать исправительные учреждения, а любой представитель гражданского общества мог бы контролировать работу исправительных учреждений.

"Кавказский узел" не располагает комментариями адвокатов осужденных по поводу жалоб на нарушение их прав в колонии.

Напомним, что Анзор Губашев в 2017 году был осужден на 16 лет, вместе с ним виновными в убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова были признаны еще четверо уроженцев Чечни. На "Кавказском узле" опубликована статья "Чеченский след в убийстве Немцова". 

Автор:Татьяна Гантимурова
27.09.2019 в 13:11Stepnyachka
Да, должны испытать,что это значит,когда твоя жизнь и здоровье в чужих руках,а не только возможность молиться.
27.09.2019 в 14:47Альберт 2000
То есть, как любит говорить В. Путин: мухи отдельно , котлеты отдельно. В данном случае: уголовные преступления сотрудников ФСИН отдельно  и требования  тюремной  системы отдельно ...
27.09.2019 в 13:16Игорь Сажин
Что более социализирует заключенного: религиозные обряды или тюремные правила? Это ответ на вопрос. Мне думается, что религия может быть только помощником тюремной системы в социализации заключенных. Схема, когда тюремная система обслуживает религиозную социализацию - не приемлема в светском государстве. 
27.09.2019 в 15:48Mokhmad_return
а кто там исламовед, кроме Гереева? 
27.09.2019 в 20:52Олег Панкратов
Не могу сказать о своем отношении, но знаю, что религиозные особенность возможность нужно дать соблюдать где бы то ни было, как в Европе или Азербайджане, на то и дана демократия и свобода вероисповедания.
27.09.2019 в 14:06Альберт 2000
Избиение, вымогательства  и нарушение законных прав заключённых это преступления, а не тюремная система. И потому в данном конкретном случае, вопрос Игоря должен звучать следующим образом: уголовные преступления работников ФСИН по отношению к заключенным способствуют социализации осуждённых или наоборот делают их закоренелыми преступниками ? 
27.09.2019 в 11:48Активный
Убийцы и насильники, у вас должно быть столько же прав как и у ваших жертв, ровным счетом никаких....