1. Мониторинг прессы Чечни. Анализ и комментарии
2. Как инициативная группа собирала подписи за референдум
3. Пропаганда референдума в СМИ Чеченской Республики
4. "Добровольные пожертвования" в Фонд поддержки референдума
ПЦ "Мемориал" проанализировал выборочную подборку (с 29 января по 17 февраля 2003 года) следующих печатных изданий (газет), выходящих на территории Чеченской Республики:
Зама
Молодежная смена
Столица
Возрождение Чечни
Даймохк
Терская правда
ГУМС
Приложение к газете Возрождение Республики
На основе проделанного мониторинга прессы сделаны следующие выводы:
В соответствии со ст. 23 (агитационный период) "Положения о проведении референдума Чеченской Республики" от 12.12.02, подписанного президентом РФ В.В. Путиным, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до голосования, то есть с 21 февраля 2003 года.
Под агитацией по вопросам референдума понимается деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать, либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать, либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Вместе с тем, даже заголовки (не говоря уже о содержании) передовых статей некоторых изданий уже нарушают выше обозначенную статью положения.
"Референдуму - быть" // Молодежная смена. 2003. 1 февраля. № 6.
"Референдум - это будущее наших детей" // Молодежная смена. 2003. 8 февраля. № 11-12.
"Ветераны за референдум" // Терская правда. 2003. 10 февраля. № 18-19.
"Не примем конституцию - не закончится антитеррористическая операция" // Даймохк. 2003. 29 января. № 10-11.
"Референдуму - да! Войне и беспределу - конец!" // Приложение к газете "Возрождение Республики". 2003. 12 февраля. № 5.
В газете "Молодежная смена" напечатана статья об открытом уроке по референдуму, состоявшемся 6 февраля в средней школе № 41 г. Грозного по инициативе Министерства образования совместно с городским департаментом образования. "Учащиеся 11 класса обсуждали сам проект Конституции, отвечали на вопросы журналистов центральных средств массовой информации. Ученики выпускного класса возлагают большие надежды на референдум и уверены в том, что принятие Конституции станет новой точкой отсчета в истории Чечни, в восстановлении мирной жизни в нашей многострадальной республике. Педколлектив школы охотно идет навстречу ученикам и первая часть уроков начинается с обсуждения этого исторического шага в истории Чечни. "Для нас главное - мир на нашей земле" - говорят они. "Мы хотим быть полноправными гражданами РФ, мы не хотим быть изгоями общества Мы хотим, как и в других регионах нашей страны, получать образование, развивать свою культуру и принимать активное участие в возрождении республики, и показать всему миру, что чеченцы не хотят войны, а готовы на все ради мира". ("Молодежная смена". 2003. 8 февраля. № 11-12).
Данная публикация нарушает ст. 23 (агитационный период) "Положения о референдуме". Информация, содержащаяся в ней, грубо нарушает п. 22.5 ст. 22 Положения, где сказано: "запрещается проводить агитацию по вопросам референдума федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти ЧР, иным государственным органам, главам администраций районов, населенных пунктов ЧР". В газете же прямо сказано о том, что школьное мероприятие, открыто носящее агитационный характер, было проведено по инициативе Министерства образования ЧР.
Согласно ст. 22.4 Положения, запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигли 18 лет на день голосования, что дает нам право говорить о еще одном нарушении статьи Положения (Право на агитацию).
Анализ средств массовой информации позволяет сделать вывод, что нет полноценного обсуждения вопросов, предлагаемых на референдум. Все три вопроса являются очень важными и требующими тщательного обсуждения. Референдум не вызывал бы тревоги, если люди имели бы право высказать противоположное официальному мнение. Но это практически невозможно, судя по ярлыкам, навешиваемым в прессе оппонентам: каждый, кто против референдума, тот против мира и стабильности, тот враг народа.
"Вопрос о проведении референдума по принятию Конституции ЧР вызывает зубовный скрежет ястребов войны и недобитого отребья, для которых война стала привычным и очень прибыльным делом!" ("Наша сила - в единстве" // Зама. 2003. 4 февраля. № 13-14).
"Нашим недругам, тем, кто жаждет противостояния в Чечне, не по душе закон, который мы намереваемся принять. Они хотели бы отодвинуть и предстоящие выборы, чтобы в Чечне продолжалась вакханалия. Для кого-то наша избирательная кампания - "черный пиар", "грязные политтехнологии" и тому подобное." (Гумс. 2003. 14 февраля. № 19-20).
Чеченская Республика находится в правовом пространстве России и потому вызывает недоумение желание связать предстоящий референдум со стабилизацией ситуации в Чечне. Так, министр по делам печати и информации Чечни Беслан Гантамиров позволяет себе говорить о том, что мир в республику принесет только новая Конституция. ("Не примем конституцию - не закончится антитеррористическая операция" // Даймохк. 2003. 29 января. № 10-11). Тем самым министр подвергает сомнению факт, что жители Чечни защищены Конституцией Российской Федерации. Надо сказать, что формула "референдум - мир в Чечне" активно используется в целях агитации. Людям внушается мысль о том, что референдум положит конец их страданиям. Уставшие от многолетнего беззакония и произвола и не очень юридически подкованные жители Чечни готовы верить в это. Референдум преподносится сегодня как последняя надежда. В таких условиях многие готовы голосовать и за "кирпич".
"Только с урегулированием правового положения граждан нашей республики, закончится криминальный беспредел, похищения людей".
"Я надеюсь на установление порядка и снятие не нужных постов. Думаю, что хоть сколько-нибудь проведение референдума послужит наведению порядка, что увеличится раскрываемость преступлений с соответствующим наказанием, несмотря на то, кто его совершил". (Что даст референдум (блиц-опрос) // Молодежная смена. 2003. 1 февраля. № 6).
Иное мнение в Чечне не позволено иметь даже иностранным наблюдателем. Лорд Джадд, который предложил перенести референдум на более поздний срок, также был объявлен "поборником войны". Так, в "Молодежной газете" (№ 6 от 1 февраля 2003) в статье "Пост-Джаддовское послевкусие" говорится:
"Непонятно его предложение о перенесении референдума на три года. Для этого он находит лишь две причины: отсутствие проекта Конституции в лагерях беженцев в Ингушетии, и также нет условий в самой Чечне для столь важного политического шага.
"Вообще, возникает много вопросов в связи с деятельностью ПАСЕ в целом и лорда Джадда в частности . Но ясно одно: деятельность данной комиссии не способствует урегулированию затянувшегося военного конфликта. Давно нужно понять, что наша судьба в наших руках. Только мы сами можем и должны решать свои проблемы! Именно поэтому референдум крайне необходим в ЧР".
Вместе с тем, обстановка в республике настолько напряженная, что даже в средствах массовой информации иногда прорывается истинное отношение к реальной ситуации и референдуму. Например, А.Х. Абастов, глава администрации Гудермесского района в интервью газете "Гумс", посвященном проблеме похищения людей представителями федеральных сил, сказал буквально следующее: "считаю даже непозволительным говорить ни о референдуме, ни о чем-то другом, пока мы не решим должным образом эту проблему по всей республике. Разговорами людей не успокоить. Нужны действия". (Бич времени // Гумс. 2003. 3 февраля).
а) Жители Наурского района (станиц Алпатово и Калининовская) рассказали сотрудникам Правозащитного центра "Мемориал", как проходил сбор подписей за проведение референдума по конституции Чеченской Республики. Всем гражданам, которые приходят получать детские пособия и пенсии, после того, как они расписываются за получение денег, тут же предлагают расписаться в другом списке, не объясняя, за что они расписываются. Говорят, "Надо расписаться", и все. Большинство людей и не задают вопросы. Но даже те, дотошные, которые спрашивали, за что они расписываются, ставили свою роспись, потому что они не смеют не расписаться, опасаясь плохих последствий для себя. То есть, когда лежит готовый список жителей конкретного населенного пункта, имена тех, которые отказались расписываться, становятся открыто обозначенными. Естественно, что никто не хотел, чтобы на месте его фамилии стоял прочерк, из-за которого у него могут неприятности и даже несчастья.
Поэтому люди молча расписывались за проведение референдума, даже если в душе были не согласны с этим.
На вопросы самых дотошных жителей отвечали: "Надо, распишись".
"Ну, как не подпишешься?" - комментируют свои подписи жители села.
б) В Урус-Мартановском районе сотрудники милиции ходили по домам и собирали подписи.
в) Курчалоевский район дал более двух тысяч голосов за проведение референдума. Для сбора подписей были привлечены руководители предприятий и организаций. На предприятиях брали паспортные данные работников и в отделах кадров заполнялись бюллетени, затем кто-то за всех расписывался.
Последнее время в средствах массовой информации Чечни активно проводится мысль о том, что с принятием конституции прекратятся беды и страдания чеченского народа, и решатся все проблемы.
23 февраля 2003 года на встрече в Грозном с представителями общественности, транслировавшейся по местному телевидению, глава администрации Чечни А. Кадыров заявил, что проведение референдума по принятию конституции ЧР станет началом политического урегулирования в республике. По его словам, не все понимают и принимают его усилия по стабилизации обстановки, даже в Москве, но он всегда рассчитывает и получает поддержку от президента России В. Путина.
25 февраля 2003 года в Грозном по местному телевидению показали сюжет из с. Дарго Веденского района. На сходе жителей у здания администрации, на котором присутствовали около 50 человек (10-12 взрослых, остальные дети), представители власти объясняли важность принятия конституции. Тогда, по их мнению, в республике воцарится закон, прекратится произвол военных. Как сказал один из выступающих, "в Москве поняли, что нет силового решения чеченской проблемы, поэтому они поддерживают идею проведения референдума, что означает переход к политическому урегулированию.Мы должны иметь свою конституцию, какая бы она ни была (Выделено нами. - ПЦ "Мемориал")".
В вечернем интервью на ТВ А. Кадыров заявил, что в референдуме 23 марта будут участвовать только те граждане республики, которые имеют местную прописку. В других регионах РФ избирательные участки устанавливаться не будут. Желающие принять участие в важном для Чечни мероприятии могут приехать в республику и воспользоваться своим конституционным правом. А. Кадыров не объяснил, однако, почему право голосования предоставлено российским военным, не имеющим "чеченской прописки".
Примечание: Около месяца назад командир 42-й мотострелковой дивизии, которая постоянно дислоцируется в Чечне, в интервью журналисту местного телевидения заявил, что им был "спущен план по сбору подписей в поддержку идеи о проведении референдума по конституции, мы его (то есть план) перевыполнили".
По словам и.о. военного коменданта ЧР генерал-лейтенанта ВВ МВД РФ Е. Абрашина, "участие в референдуме примут только военнослужащие, проходящие службу в частях, дислоцированных в Чеченской Республике на постоянной основе" (Приложение к газете "Возрождение республики". 2003. 12 февраля. № 5).
Шапка приложения выделена жирным шрифтом: "Референдуму - ДА! Войне и беспределу - КОНЕЦ!".
19 февраля 2003 года активисты организации "Жертвы войны", организовавшие акцию по сбору подписей под обращением к президенту с просьбой до референдума навести порядок в республике, обратились на телевиденье Чеченской Республики с просьбой дать информацию об этой акции. Секретарь ГТРК ЧР отнес текст Открытого письма его в кабинет председателя. Через некоторое секретарь вышел и сказал, что до референдума "передача такой информации в эфир невозможна".
Зайнап Джамбекова, руководитель организации "Жертвы войны", обратилась к зам. председателя с подобной просьбой, попытавшись объяснить, что это открытое письмо Путину, что оно вполне доброжелательное, просто услышав о нем по телевиденью, люди будут знать об этой акции и больше доверять ей. Но ответ был отрицательный.
26 февраля 2003 года в здании администрации Старопромысловского района на входе были разложены для бесплатной раздачи десятки экземпляров газет "Правдивое слово" 2003. 30 января. № 2, "Молодежная смена". 2003. 6 февраля. № 7-10, "Возрождение Чечни". 2003. 8 февраля. №№ 14-16. Основная тема в них посвящена предстоящему референдуму. Призывы и лозунги: "23 марта - все на референдум! Молодежь Чечни - за мир и стабильность".
В беседе с учителями нескольких школ Старопромысловского района Грозного 25 и 26 февраля 2003 года многие из них заявили, что не будут участвовать в референдуме, потому что никому и ничему не верят. Те же, кто думают принять участие, пойдут голосовать в надежде на то, что это приблизит наступление мира, хотя, как сами признаются, в это не верят. Никто из опрошенных учителей не читал проект конституции, не знакомы с его содержанием и преподаватели Грозненского политехнического техникума (располагается в городке Маяковского).
18 февраля 2003 года всех директоров средних школ Старопромысловского района г. Грозного (их насчитывается двенадцать) собрали в администрации района. Заместитель главы администрации Султан Шахгиреев говорил о необходимости активной подготовки к референдуму. Он сказал, что в виду недостатка выделенных для этого средств и с необходимостью иметь наличные деньги для возможных срочных затрат школам республики надлежит сдать в Фонд по проведению референдума по 2000 рублей. Директорам школ было поручено собрать с учителей во всех школах района по 50 рублей с каждого. Некоторые из присутствующих на собрании директоров школ выразили сомнение в том, что все учителя согласятся добровольно жертвовать свои деньги в пользу референдума. Тогда Шахгиреев распорядился, чтобы директора школ предоставили ему список учителей, отказавшихся сдавать деньги на референдум, если такие будут. Директоров школ просили не предавать огласке факт "благотворительной помощи".
Такая же задача поставлена перед всеми организациями и учреждениями района, только суммы "пожертвований" другие.