ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
22-летний уроженец Карачаево-Черкесии Алихан Казымов, задержанный спецслужбами Египта три месяца назад во время рейда по выявлению нелегально проживающих в стране иностранных граждан, скончался в египетской тюрьме. 3 октября он был похоронен в пригороде Каира.
О смерти российского студента в Каире 26 сентября сообщил корреспондент Alif.tv Расул Тавдиряков на своей странице в Facebook. По сведениям Тавдирякова Казымов был ранее задержан спецслужбами страны. О причинах задержания журналист не сообщал. Со ссылкой на российское консульство Тавдиряков написал, что информация о смерти Казымова поступила от спецслужб Египта.
Как сообщил источник "Кавказского узла", Алихан Казымов был задержан около трех месяцев назад во время очередного рейда египетской полиции по местам проживания иностранных студентов. Имелась ли у Казымова регистрация, источник не уточняет.
"Он не учился официально в Аль-Азхаре, а как чаще всего это происходит – при мечетях, в языковых центрах. Соответственно, у него не было документов, и в одну из проверок его забрали в полицейский участок, как и многих. Забирают всех, не только россиян – и американцев. Особо не избирательны. Его забрали около трех месяцев назад, у него была хроническая болезнь. Скорее всего, он не получал полноценную медпомощь, и началось обострение. Никто об этом ничего не говорит. Тело отдали после того, как была подписана бумага, что к следственным органам Египта родные не имеют претензий. Он сидел в тюрьме при отделе полиции", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" студент с Северного Кавказа по имени Руслан.
Он отметил, что в российском посольстве о задержании Казымова ничего не знали.
"Туда никто не обращался, заявление никто не писал. Нынешний консул, по сравнению с предыдущими, реально что-то делает. Казымов вроде был еще и в розыске дома. Потому он и не поступил в Аль-Азхар, что не смог получить справку из консульства, – рассказал Руслан. – Власти очень плотно проверяют наличие прописки. Здесь много студентов, которые учатся неофициально. В Аль-Азхаре жесткие условия, надо посещать занятия, иначе отчисляют. Задержания происходят постоянно. Если просто нет прописки, то могут продержать некоторое время, потом за их же счет покупают им билеты и депортируют. Если в телефоне нашли какие-то неправильные картинки, могут делать запросы, держать несколько месяцев, потом негласно передают [спецслужбам]. [Спецслужбы] говорят, мол, живите по-правильному, не нарушайте законы нашей страны. Есть те, кто действительно учатся и попадают под горячую руку, их забирают, у них нарушается учеба. С моим родственником так случилось, на последнем курсе его депортировали отсюда".
Руслан также сообщил, что Алихан Казымов имел хорошую репутацию, "никогда не был чем-либо скомпрометирован".
"В группе о нем очень хорошо отзывались, как о хорошем парне. При том, что он был сам небольшого достатка, он помогал другим, и взгляды у него были нормальные. Не знаю, за что он был в розыске. Египетские спецслужбы его ни в чем не обвиняли, он просто тупо там сидел, как и многие. Родственники и родители на похороны не приехали, возможно, были какие-то сложности, на опознание поехал кто-то из его села. Его хотели привезти в студенческое общежитие, чтобы прочитать джаназа (заупокойную молитву — прим. "Кавказского узла"). Спецслужбы не дали этого сделать, боялись протестов. Его похоронили 3 октября на кладбище в пригороде Каира, в городке, который называется "6 октября". На похороны пустили лишь двух студентов, за которыми наблюдали спецслужбы, чтобы они ничего не фотографировали", – заключил Руслан.
Ранее ни один из задержанных властями Египта российских студентов не был признан виновным в совершении какого-либо преступления, исключением является нарушение миграционного учета, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" председатель диаспоры российских студентов в Египте Юсуф Шихмагомедов.
"Никто из тех, кого они забирали ранее, ни в чем до сих пор виноват не был. У нас были новости о задержании студентов из КЧР. Неделю назад в российское консульство пришла новость из спецслужб, что он скончался при задержании. Но он был задержан три месяца назад. Вчера [3 октября] его похоронили. Домой родственники забрать его не смогли. У них нет таких средств, и попросили здесь похоронить. Письменное согласие родными было выслано. Мы связались с нашими доверенными людьми, которые занимаются захоронением. Тело забрали из морга, ребята его опознали, присутствовали сотрудники консульства. Его захоронили по канонам ислама", – сообщил Шихмагомедов.
При этом собеседник отметил, что причина смерти в настоящий момент неизвестна.
"Я абсолютно спокоен за свою диаспору и уверен в том, что ни к каким противоправным действиям никто из них отношения не имеет. Задержания были и ранее, а вот теперь одна из таких историй закончилась летальным исходом. Кто за это будет отвечать — нам не известно", – заключил Шихмагомедов.
Захоронение Казымова на родине при желании родственников было возможным, считает адвокат бюро "Плиев, Лепшаков и партнеры" Муса Плиев.
"Наличие в списке Росфинмониторинга или в иных списках не может являться основанием для отказа в захоронении человека родственниками, так как согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством как при жизни, так и после смерти", – сказал Плиев.
Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" сестра Казымова, обвинение в РФ было связано со статьей об экстремизме.
"Он уехал в Египет пять лет назад. Учился, все было хорошо, общался с нами, собирался жениться к осени. Его обвинили в экстремизме, подробности мне не известны. Проблем с полицией у него никогда не было, он был простым парнишкой, рос без мамы, был очень добрым и пытался всем всегда помочь чем-нибудь. Его все очень любили. Он после окончания школы сразу поехал в Египет обучаться Корану. На тот момент, когда мы узнали о его смерти, он, оказывается, уже две недели лежал в морге. Консул предложил помочь, объявить сбор денег для перевозки его на родину, так как у нас таких денег нет. Но неизвестно, сколько бы это длилось. Не стали дальше тянуть с похоронами и решили провести погребение там. Наш муфтий сказал, что так как он поехал обучаться Корану и умер там, то он будет считаться шахидом (мучеником — прим. "Кавказского узла"). Сказал, чтобы не тянули и похоронили побыстрее там", – сообщила сестра погибшего в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
В один период с Казымовым были задержаны еще несколько уроженцев Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, судьба которых до настоящего времени неизвестна. Информацию об их похищении родственники, а также представители северокавказского студенчества сообщили в генконсульство России в Египте, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" студент из Карачаево-Черкесии, обучающийся в Каире, попросивший не называть его имени.
"Спецслужбами были похищены уроженец КБР Хаджимурат Базиев, 1995 года рождения; уроженец КЧР Дахир Темирлиев, 1997 года рождения; уроженец КБР Артур Шаов, 1985 года рождения; уроженец КЧР Адам Текеев, 2002 года рождения", – сообщил источник.
Он также сообщил, что обращение матери Артура Шаова о том, что он пропал, было передано в консульство России в Египте. "Он пропал 1 августа. В ночь же со 2 на 3 августа по месту его жительства пришли с обыском египетские спецслужбы, раскидали вещи, но документы Артура не взяли. Обычно в таких ситуациях местная полиция дает возможность задержанному выйти на связь с близкими и друзьями, чтобы те могли организовать вылет из Египта. Однако до настоящего времени местонахождение этих ребят неизвестно", – сообщил собеседник.
По состоянию на 4 октября имена четверых уроженцев Северного Кавказа, задержанных спецслужбами Египта, в списке Росфинмониторинга не значатся.
"Кавказскому узлу" пока не удалось получить комментарий в Генконсульстве России в Каире относительно судьбы задержанных студентов и смерти Казымова.
Имя Алихана Казымова внесено в список физических лиц Финмониторинга России, в отношении которых есть подозрения об их причастности к террористической деятельности. Из 9284 включенных на этот момент граждан имя Казымова значится под номером 4051.
Ранее "Кавказский узел" уже сообщал о необоснованной практике включения жителей Северного Кавказа в такие списки лишь на основании того, что они переезжали на учебу или постоянное место жительства в Египет или Турцию. "Кавказский узел" также сообщал о задержанных египетскими спецслужбами пятерых студентов из Ингушетии в августе прошлого года. Местонахождение одного из них до настоящего времени неизвестно. В отношении четверых других полиция возбудила дело об экстремизме. Родственники считают обвинение попыткой египетских властей легитимизировать похищение российских граждан.