06:21 / 18.10.2019Защита сравнила с пыткой перевозку лидеров ингушского протеста в автозаках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Семерых арестованных лидеров ингушского протеста доставят сегодня в психиатрическую больницу Ставрополя для экспертизы. Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев и Зарифа Саутиева плохо переносят многочасовые поездки в автозаках из-за проблем со здоровьем.

Как писал "Кавказский узел", три лидера протестов в Ингушетии – Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов и Барах Чемурзиев – арестованы по уголовному делу о призывах к массовым беспорядкам и о насилии по отношению к представителю власти. К организаторам беспорядков следствие причисляет также главу Совета тейпов Ингушетии Малсага Ужахова, координатора организации "Выбор Ингушетии" Исмаила Нальгиева, главу Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудина Хаутиева и активистку Зарифу Саутиеву. Правозащитный центр "Мемориал" признал их политзаключенными. Малсаг Ужахов и Ахмед Барахоев содержатся в СИЗО Владикавказа, остальные арестованные активисты – в Нальчике. 16 октября Саутиеву и других фигурантов-"лидеров" перевели из СИЗО в ИВС Нальчика для направления на назначенную ранее психиатрическую экспертизу, сообщил адвокат Билан Дзугаев.

26 марта жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста на площади в Магасе, что привело к стычкам с силовиками на следующий день. С начала апреля в республике начались аресты оппозиционеров. Согласно подсчетам "Кавказского узла", не менее 96 активистов подверглись преследованиям после массовых мартовских протестов в Ингушетии, в отношении по меньшей мере 29 из них возбуждены уголовные дела.

Провести амбулаторную судебную психолого-психиатрическую экспертизу активистов, которых следствие считает лидерами протестного движения в Ингушетии, поручено врачам краевой психиатрической больницы № 1 города Ставрополь,  сообщила адвокат Ахмеда Барахоева Фатима Урусова корреспонденту "Кавказского узла".

По словам адвоката, в 03.00 мск сегодня, 18 октября, Зарифа Саутиева, Барах Чемурзиев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев и Багаудин Хаутиев будут отправлены из Нальчика в Ставрополь в автозаках. Также в автозаках в Ставрополь отправят Ахмеда Барахоева и Малсага Ужахова – их утром 17 октября привезли в Нальчик из Владикавказа, где они содержатся в СИЗО.

По словам адвокатов, трое из семи арестованных – Ахмед Барахоев, Малсаг Ужахов и Зарифа Саутиева – имеют проблемы со здоровьем. Малсаг Ужахов очень плохо переносит поездки в автозаке, заявил его адвокат Джабраил Куриев.

"Его в поездках на судебные заседания и на следственные мероприятия всегда сопровождает врач. Сегодня (17 октября) во время поездки из Владикавказа до Нальчика Малсагу стало плохо: его рвало, поднялось давление", – сказал Куриев корреспонденту "Кавказского узла". 

Следователь объяснил адвокатам, почему отправить активистов в Ставрополь решено глубокой ночью: ночью дороги свободны, а до Ставрополя 5-6 часов пути, и если выехать в 3 часа ночи, то они без задержек прибудут в Ставрополь к началу рабочего дня. "В течение четырех-пяти часов будет проведена экспертиза, и после обеда на этих же автозаках пятерых наших подзащитных отправят в Нальчик, а Малсага Ужахова и Ахмеда Барахоева – во Владикавказ", – пояснил Джабраил Куриев.

Многочасовые поездки в малоприспособленных транспортных средствах утомительны даже для здорового человека, а пожилым людям, у которых есть проблемы со здоровьем, они угрожают серьезными осложнениями, отметила Фатима Урусова.

По оценке Джабраила Куриева, такие условия транспортировки арестованных активистов равноценны пыточным. Адвокат предположил, что следствие хочет морально сломить обвиняемых мучительными поездками.

"У меня, как адвоката, вызывает серьезное опасение состояние здоровья моего подзащитного. Во время поездки на судебное заседание в Ессентуки пришлось трижды останавливать автозак, потому что Малсага рвало. На заседании ему стало плохо, и врачу пришлось оказывать ему помощь прямо в зале суда. Уже одно то, что его в поездках постоянно сопровождает врач, говорит о том, что следователь прекрасно понимает, насколько серьезно болен мой подзащитный. Но все равно мое ходатайство с просьбой провести экспертизу в Нальчике или во Владикавказе было отклонено", – сказал Куриев.

Ингушский адвокат Калой Ахильгов тоже приравнял транспортировку обвиняемых в Ставрополь к пытке. По словам Ахильгова, утром 17 октября Ужахова и Барахоева около трех с половиной часов везли в Нальчик из Владикавказа, и еще около трех часов после прибытия в Кабардино-Балкарию держали в "стакане" автозака, пока не ознакомили с постановлениями о назначении экспертиз.

"Сегодня в 2 часа ночи их и еще пятерых основных обвиняемых, включая Зарифу Саутиеву, поднимут и повезут в автозаках в Ставрополь. Это еще около 5-6 часов дороги. Затем им всем проведут экспертизу. Это еще несколько часов ожиданий в автозаках и спецпомещениях. После чего их завтра же повезут обратно в Нальчик - соответственно 5-6 часов в автозаках, а Малсага и Ахмеда еще 3 часа будут везти до Владикавказа. Итого: старики, которым на двоих почти 140 лет, за сутки с небольшим проведут в автозаках и ожиданиях около 20 часов. При всем этом не было возможности передать им еду. И, судя по всему, ее не будет и завтра. Разве это не пытка для старейшин, которым под 70 лет каждому?!!" - написал он поздно вечером 17 октября на своей странице в Facebook.

Информация о задержаниях ингушских активистов собрана "Кавказским узлом" в обновляемой хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости о преследовании активистов в регионах юга России размещены "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Татьяна Гантимурова
19.10.2019 в 15:52Игорь Сажин
Уже есть несколько решений ЕСПЧ по условиям перевозки в автозаках и вагнзаках, так что смело могут юристы подавать жалобы на условия перевозки в Европейский суд и дело 100% будет выиграно. ЕСПЧ уже отмечал, что автозаки в России сами по себе являются пыткой, даже не надо ни каких болезней предъявлять, а если с болезнями, так это точно пытка. После нескольких решений ЕСПЧ по перевозке заключенных стали создавать новые автозаки, но пока снабжение ими мизерное, так что возят в тех же условиях, в каких возили до этого. Мой один знакомый, которого в течении нескольких месяцев возили в атозаке, он подозревался в преступлении. Так вот после выхода на свободу он сказал однозначно, что самое тяжелое в СИЗО - это перевозка заключенных. Ко всему можно привыкнуть, но перевозка - это всегда холод, голод, жара, нехватка воды, теснота, отсутствие света, духота, вонь, отсутствие туалетов и унижение при загрузке и выгрузке. Потому что надо учитывать, что перевозка сопровождается помещением в камеры до перевозки, после перевозки, отсутствием питания, отсутствие доступа в туалет. Если человек чем-то приболел, то все, это очень страшно.