ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Конституционный суд Азербайджана проверит соответствие Основному закону страны обращения Национального собрания к президенту о роспуске парламента и назначении внеочередных выборов. Юристы и политики усомнились в правомерности роспуска парламента.
Как писал "Кавказский узел", 28 ноября политсовет правящей партии "Ени Азербайджан" выступил с инициативой роспуска парламента и проведения внеочередных выборов в Национальное собрание. Исполнительный секретарь партии Али Ахмедов пояснил, что обновление состава парламента нужно для поддержки "реформ, проводимых президентом". Досрочные выборы сильно ограничат возможности оппозиции войти в парламент и только усилят "семейную власть" в Азербайджане, спрогнозировали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики. 2 декабря Национальное собрание приняло обращение к президенту страны с просьбой назначить внеочередные выборы парламента.
Конституционный суд Азербайджана 2 декабря принял к производству запрос президента Азербайджана Ильхама Алиева на проверку соответствия обращения о роспуске парламента Конституции. Запрос будет рассмотрен по существу 4 декабря, сообщили в суде.
Юрист поставил под сомнение качество работы депутатов
Эксперт в области права, член "Платформы гражданского общества" Алескер Мамедли назвал обращение депутатов к президенту весьма спорным с юридической точки зрения.
"У Национального собрания Азербайджана нет полномочий самороспуска или выдвижения такой инициативы. Согласно пункту 10 статьи 70 Конституции, государственные органы могут действовать только в четко очерченных законом полномочиях. Проще говоря, на них не распространяется принцип: "Позволено все, что не запрещено законом". Иными словами, депутаты не могут вольно интерпретировать Конституцию", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, норма о досрочном роспуске парламента была внесена в Конституцию на референдуме 2016 года. В частности, Конституция была дополнена статьей 98-1 "Роспуск Национального собрания Азербайджанской Республики".
"В этой статье оговариваются случаи роспуска парламента. Это возможно, если парламент дважды в течение года выразит недоверие кабинету министров или не назначит в установленный законом срок после двукратного представления президентом необходимое число судей Конституционного суда, Верховного суда, и правления Центрального банка. Кроме того, парламент подлежит роспуску, если по неустранимым причинам не выполняет свои законодательные функции. При наличии указанных принципов президент вправе распустить парламент. Однако, просто коллективное пожелание депутатов отказаться от своих полномочий не может считаться основанием для роспуска Национального собрания", - отметил Мамедли.
Он отметил, что основания могли бы появиться, если бы депутаты массово написали заявления о прекращении своих полномочий, сорвав кворум заседаний парламента.
"Для правомочности работы парламента на его пленарных заседаниях, должны присутствовать не менее 83 депутатов. Если хотя бы более трети депутатов отказались от своих мандатов, то парламент оказался бы недееспособным. Но депутаты не стали соблюдать эту формальную процедуру и решили коллективно обратиться к президенту о своем роспуске и назначении досрочных выборов. То, что глава государства обратился в Конституционный суд, косвенно также свидетельствует о сомнительности с правовой точки зрения нынешнего механизма роспуска парламента. Поэтому исполнительная власть просто решила подстраховаться и возложить ответственность на Конституционный суд, то есть судебную власть", - сказал Мамедли.
Эксперт в области права, член Коллегии адвокатов Фуад Агаев считает основания, приведенные парламентом для роспуска, не состоятельными с юридической точки зрения.
"Доводом в пользу роспуска указывается невозможность парламента отставать от широкомасштабных, институциональных и кадровых реформ. Поскольку депутаты массово отказываются от своих полномочий, деятельность парламента становится невозможной. Если парламент сам фактически признается в своей некомпетентности, то как же еще три дня назад он принимал госбюджет, вносил поправки в налоговых кодекс, назначал омбудсмена? Получается, что общество должно усомниться в качестве принятых парламентом решений. При этом в постановлении парламента внятно не указаны "неустранимые причины" для продолжения деятельности парламента. Ведь вроде все депутаты живы-здоровы, проблем с кворумом не было", - сказал Агаев.
По его словам, с юридической точки зрения, обращение Национального собрания к президенту с просьбой распустить парламент "абсолютно бессмысленно и не создает правовых оснований для принятия такого решения и назначения внеочередных выборов".
В постановлении парламента об обращении к президенту Азербайджана отмечается, что "проводимые в последнее время коренные реформы вышли на качественно новый этап" и "приветствуются обществом". "Для дальнейшего ускорения этих реформ и охвата всех ветвей госвласти ощущается необходимость в совершенствовании, повышении эффективности, обновлении деятельности Национального собрания", - сказано в документе, опубликованном 2 декабря на сайте парламента.
Члены правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), составляющие большинство в парламенте, сочли, что дальнейшее осуществление деятельности парламента невозможно, и необходимо провести внеочередные выборы, написал Trend.
Политики прогнозируют полное обновление власти в Азербайджане
По мнению депутата, главы партии "Великое созидание" Фазиля Мустафы, решение парламента носит "политико-правовой характер".
"С инициативой роспуска парламента выступили депутаты от партии "Ени Азербайджан". Их абсолютное большинство. Если они перестали бы посещать заседания парламента, то кворум был бы сорван, и законодательный орган был бы парализован. В такой ситуации все равно проведение новых выборов стало бы неизбежным. "Ени Азербайджан" признала политически целесообразным роспуск парламента. Юридический же путь выхода из ситуации был в обращении к президенту для роспуска Национального собрания и назначении новых выборов", - сказал Мустафа корреспонденту "Кавказского узла".
Политолог Насими Мамедли также подверг сомнению правовую обоснованность роспуска парламента.
"Конечно, Конституционный суд придаст легитимность данному решению. Однако аргументы в пользу роспуска парламента неубедительны, нелогичны. Что мешает правящей партии поддерживать реформы президента при нынешнем составе? Где гарантии, что в новом парламенте реформаторы будут в большинстве. Напротив, покладистый самороспуск парламента свидетельствует о том, что депутаты Национального собрания не отражают волю народа, они зависят от исполнительной власти и не способны идти против нее даже, когда дело касается их личных интересов", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что роспуск парламента является "частью общего процесса обновления власти сверху".
"В октябре серьезно было обновлено правительство, ушел глава администрации президента Рамиз Мехтиев, много лет являвшийся де-факто вторым человеком в государстве. Теперь запущен процесс роспуска парламента. 29 ноября президент кардинально поменял структуру своей администрации, обновив руководителей ряда ведущих подразделений. Был уволен много лет отвечавший за идеологию помощник по общественно-политическим вопросам Али Гасанов. В целом фактически происходит уход от власти команды, сформированной еще при покойном президенте Гейдаре Алиеве. Фактически завершается эпоха, продолжавшаяся 27 лет. И идет подготовка начала процесса кардинального, эволюционного обновления власти. Возможно, в финале этого процесса сменится и глава государства", - предположил Мамедли.
Лидер Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли также считает, что последние шаги власти могут в конечном итоге привести к смене главы государства.
"Конечно же, ни о каких реформах речи не может быть. Идет процесс обновления власти. На ключевые позиции выдвигаются люди из новой команды. Все это нацелено на укрепление "семейной власти". Этот процесс стал активно развиваться после конституционного референдума 2016 года, учреждения института первого вице-президента и назначения на эту должность супруги главы государства. Вероятно, у них план таков, что следующим руководителем станет она", - заявил Керимли корреспонденту "Кавказского узла".