15:23 / 03.01.2020Мероприятия в день памяти Кунта-хаджи Кишиева разделили жителей Чечни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня в Чечне проходят религиозные мероприятия в честь почитаемого в республике святого Кунта-хаджи Кишиева. Часть жителей Чечни и пользователей Instagram считают, что личность Кишиева во многом мифологизирована, и не согласны с установившейся в республике традицией почитания святых.

Как писал "Кавказский узел", день памяти Кунта-хаджи Кишиева отмечается в Чечне 3 января с 2009 года. В этот день проводятся различные религиозные мероприятия, а в 2018 году к этому дню было приурочено открытие реконструированных зияртов в трех населенных пунктах.

Кунта-хаджи Кишиев - чеченский исламский мистик и проповедник эпохи Кавказской войны, принадлежавший к суфийскому ордену Кадирийя, основатель движения зикристов. Его нередко называют "чеченским Ганди", поскольку он выступал за непротивление злу насилием и пассивное сопротивление, говорится в биографии Кишиева, опубликованной в разделе "Персоналии" на "Кавказском узле".

По случаю дня памяти Кунта-хаджи Кишиева в Чечне проводятся религиозные обряды, в мечетях совершаются мавлиды (собрание мусульман, приуроченные к важным событиям) и зикры (молитва с повторением имени бога), сообщили в чеченском муфтияте.

«Сегодня все желающие жители республики имеют возможность совершить зиярт (паломничество) к могиле матери нашего великого шейха и устаза Кунта-хаджи Кишиева – Хеди в селении Эртан (Веденский район Чечни). Для этих целей министерством транспорта и связи республики выделен бесплатный автотранспорт - маршрутные автобусы, которые с 9 часов утра дежурят у мечетей в городах и районах республики», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» представитель Духовного управления мусульман Чечни.

По его словам, уже с утра могилу матери Кишиева посетили сотни человек. «Паломники из разных районов республики, соседних Ингушетии и Дагестана продолжают туда прибывать. Также люди едут в Шали, где на старом кладбище города похоронены мюриды Кунта-хаджи, которые были убиты в 1864 году, во время шествия с требованием освободить устаза. По всей республике совершаются религиозные обряды и обряды жертвоприношения», - рассказал сотрудник муфтията.

В январе 1864 года Кишиев был арестован и заключен царской администрацией в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Новгородскую губернию вместе с группой своих сподвижников. Тогда же в Шали царские войска расстреляли шествие мюридов шейха, требовавших его освобождения. 

Жители Чечни и пользователи соцсети поспорили о личности Кишиева и способах его почитания

Опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» жители Чечни и пользователи соцсети разделились в оценках деятельности Кунта-хаджи Кишиева, а также во мнении о необходимости совершать паломничество в его память.

«Мои дедушки и бабушки были очень религиозными людьми и постоянно рассказывали нам о Кунта-хаджи Кишиеве. По возможности они посещали зиярат его матери в селе Эртан. Они говорили, что наш народ сохранился только благодаря милости Аллаха и призыву Кунта-хаджи, иначе бы нас всех истребили, как некоторые другие народы Кавказа. Я тоже так считаю и неукоснительно следую их наставлениям – поминаю шейха в своих молитвах и несколько раз в год совершаю зиярат к могиле его матери», - рассказал местный житель Сахиб.

Грозненец Ибрагим считает Кишиева достаточно противоречивой личностью. «Призывать людей отказаться от газавата в разгар войны - это очень серьезно, за это он подвергался преследованию со стороны имама Шамиля. Но он заслуживает уважения хотя бы потому, что привел в ислам наших братьев – ингушей», - считает Ибрагим. Однако, по его мнению, личность Кишиева во многом мифологизирована. «Кунта-хаджи был действительно божьим человеком, проповедником, распространителем религии и устазом. Но его личность излишне мифологизирована, а это вызывает неприятие, особенно у молодежи. Отсюда и разногласия и споры», - уверен мужчина.

Местный житель Мовсар не согласен с заявлениями, что Кишиев до сих пор жив и распространяет ислам. «Это ересь чистой воды, сказки и небылицы, в которые многие, особенно молодежь, уже не верит. В Коране ясно говорится, что вечен только Всемогущий Аллах, а все живое – смертно. Если уж и пророки умирали, то как может быть живым один из сотен тысяч святых?» - отметил Мовсар.

Кунта-хаджи Кишиев родился в селении Мелч-Хи в Чечне, предположительно в 1830 году. Во время Кавказской войны он призывал чеченцев прекратить вооруженную борьбу, чтобы не быть уничтоженными. Шейх подвергался преследованиям как со стороны имама Шамиля, объявившего газават (священную войну) России, так и царской администрации. 3 января 1864 года Кунта-хаджи вместе с группой ближайших сподвижников был отправлен в бессрочную ссылку в Новгородскую губернию. Кунта-хаджи жив, говорят его мюриды, и продолжает совершать добрые дела, особо подчеркивая, что он не умер в ссылке, а скрылся, чтобы в определенный час вернуться.

Различные мнения вызвал и пост о мероприятиях по случаю дня памяти Кунта-хаджи Кишиева в Чечне на странице агентства «Чечня Сегодня» в Instagram. Пост опубликован 2 января, за 20 часов собрал 716 отметок «Нравится» и 13 комментариев, часть из которых написаны по-чеченски и переведены на русский язык корреспондентом «Кавказского узла».

«Пусть Всевышний примет ваше намерение», - в частности, пишет hbisaev. Пользователь makka5704 интересуется, будет ли в Ачхой-Мартановском районе транспорт для поездки к зияртам.

«А1узубилЛях1 (прибегаю к защите Аллаха), что вы делаете люди?», - написал beishar_mochh. «Не превращайте места захоронений (могилы) в места поклонения», - заметил batel_ingushetiya_06_95_, пост которого собрал 7 отметок «Нравится». «Я тоже собирался это сказать», - указал vremenniy13.

Последователями вирда (братства) Кунта-хаджи являются Рамзан Кадыров, а также большинство чиновников и религиозных деятелей Чечни.

Напомним, в Чечне в июле проводятся и массовые мероприятия в честь дня рождения Кунта-хаджи Кишиева. Идеи Кунта-хаджи помогли жителям Кавказа не отказаться от веры в годы репрессий и атеистической пропаганды, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" исламоведы.

Автор:
03.01.2020 в 19:22Miloslav Babkin
Чорпаеды вся Чечни объединяйтесь. 
03.01.2020 в 20:29Robin Hood
Из просторов Инета - откровения экс/мясоискателя.....Очень интересные вопросы он задаёт действующему муфтияту Чечни. ЦИТАТА:  """  решил .................................., задать Вам несколько вопросов.Вопрос 1.Из ваших уст, я, как и многие другие чеченцы, неоднократно слышал, что устаз Кунта Хаджи жив, здоров и проповедует в Африке, Малайзии, Бангладеш и в других частях света. Шахидов Адам в этой связи особо ссылался на свидетельства новообращённых африканских последователей Кунта Хаджи.В связи с этим у меня к Вам такой вопрос:Почему столь сенсационная новость от африканских последователей Кунта Хаджи не была широко освящена в чеченских СМИ, и на её основе не была организованна поисково-спасательная группа для возвращения Кунта Хаджи из Африки на родину?Из писем, написанных Кунта Хаджи во время своей высылки в г. Устюжин Новгородской губернии, следует, что он не планировал долгого отсутствия на родине и тем более, скитания по свету.Известный в Чечне исследователь и автор работы о Кунта Хаджи - Вахид Акаев, изданной в Чечне, сообщает о письме устаза своей жене Седе:«Сильно беспокоит Кунта-Хаджи отсутствие вестей от оставшихся на родине семьи и близких. Поэтому именем Аллаха заклинает одинокий человек сообщить что-нибудь о своей семье, семье брата Мовсара и родственников, о своем сыне Мовле, которому «на поляне Хаджи-Ирзав Мухаммад нанес две раны в голову»: «Продолжает ли он учиться чтению и письму, или уже покинул?»Далее добавляет: «Я прошу вас написать мне о сыне...».Обращаясь к родственникам, Кунта Хджи призывает беречь известную им поляну, поскольку она еще пригодна для посева. Просит князя Турлова проявить благосклонность к своему семейству. «Он (Кунта Хджи) сообщает, что не знает, сколько пробудет в ссылке, но как ему объяснили - два года».Вопрос 2.На каких языках проповедует Кунта Хаджи в Африке, Малайзии, Бангладеш и в других частях света?Известный в Чечне последователь Кунта Хаджи из Алхан-юрта Абд ас-Салам, пробывший с ним в ссылке первые 7-месяцев и написавший трактат об его учении, («Ответы всеведущего учителя на вопросы пытливого ученика (араб. Аджвибат ал-устаз ал-муфид ли-масаил ал-мурид ал-мустафид»), неоднократно подчеркивает, что Кунта Хаджи не получил никакого систематического обучения, был неграмотным и не знал иного языка кроме чеченского.Вахид Акаев также упоминает выдержку из письма Кунта Хаджи свое жене Седе: «Шейх сетует на незнание русского языка.»Вопрос 3.Хасу Тепсуркаев - являющийся на данный момент главным координатором последователей Кунта Хаджи в Чечне, заявил, что Аллах (ств) поделился с Кунта Хаджи третьей частью своего могущества, тогда как Аллах (ств) в Коране говорит, что Он не делится ни с кем Своим могуществом.Скажи: «Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть. Которому не нужен защитник от унижения». И возвеличивай Его величаво!» (Коран 17.111Кому нам верить - Аллаху или Хасу Тепсуркаеву?Кроме того, у меня возникли серьёзные сомнения в могуществе Кунта Хаджи, после того, как я прочитал его письмо к своей жене Седе, с просьбой выслать ему «10 рублей серебром». (Разве могущественные люди поступают так?).Приведем полный текст перевода:«Милая моя жена Седа, будь столь добра, пришли мне 10 рублей серебром, а то мне жить нечем, получаю кормовых денег всего 6 копеек в сутки, а хлеб очень дорог и прочие продукты. Я, слава Богу, остаюсь жив и здоров, чего и тебе душевно желаю. Адрес, где я живу, Новгородской губернии уездный город Устюжна. Находящемуся под надзором полиции Ших Кунта».Также Кунта Хаджи взывал о помощи к своим друзьям: «Обратитесь, друзья, к князю Туманову, попросите его ради моей немощи оставить при мне хоть одного человека до окончания срока моей ссылки».Вывод: Из этих писем следует, что он не только не был в состоянии помочь кому либо, но сам нуждался в ней. Так о каком-же могуществе Кунта Хаджи говорит Хасу Тепсуркаев и другие летописцы его жизни?Вопрос 5.Как Вы объясните информацию из российских архивов, о смерти Кунта Хаджи 19-мая 1867 г, и вашему следованию усопшему устазу, вопреки его-же запрету?В передаче Абд ас-Салама: «После смерти устаза не дозволяется избирать его своим наставником через его поверенного или поверенного его поверенного. Ведь если бы дозволялось брать своим наставником усопшего святого, тогда всякий бы принял устазом Посланника Аллаха...»Вопрос 6.Взгляды Кунта-Хаджи на политику, земные богатства, сотрудничество с оккупационной русской администрацией и даже на простое общение с ними, изложены ниже в этом письме.Готовы ли Вы, ради того, чтобы соответствовать ниже изложенным стандартам мюрида Кунта Хаджи, отказаться от накопленных вами несметных богатств, земной власти и сотрудничества с русскими оккупантами? Ведь Кунта Хаджи заповедовал вам идти «его следом».В передаче от Абд ас-Салама: «В противоположность последователей накшбанди Кунта-Хаджи отвергал идею активного вовлечения суфия в мирские дела: «Святой Кунта-Хаджи говорил: Те, кто избрал блага земного мира, не обретут счастья в мире ином. Кунта не просто воздерживался от участия в мирских делах, но отвергал политическую борьбу, в которой принимали активное участие накшбандийцы и их сторонники.Он видел в ней лишь грех против божественного промысла Аллаха. Шейх считал, что мусульмане не должны вставать под власть русской колониальной администрации, но и не отвечать на нее насилием.«Что до учения улемов о том, что правоверные не должны якшаться с неверными и обязаны ограждать себя молитвой, то это воистину так...», - учил он (Там же: 2).В Судный день шейх грозил лишить своего покровительства и всякой надежды на спасение тех из мусульман, кто свяжется с русскими (Он же 1865: III: 21)13.Кунта-Хаджи решительно осуждал не только связи мусульман с неверными, но и стремление к мирской власти и любые формы борьбы за нее. Он предупреждал своих последователей:«Если мюрид хочет узнать, близок ли он к Аллаху, его пророку и устазу, пусть посмотрит на себя. Если он [обнаружит] в своем сердце хоть искру любви к власти и [стремление] возвыситься над другими, да знает, что он не близок к Аллаху, его пророку и устазу» (Он же 1865:1, 16)Вопрос 7.Почему Кунта -Хаджи находясь в Мекке и отвечая на вопрос местных исламских учёных, назвал русских оккупантов и жителей Северного-Кавказа сотрудничающих с ними - врагами и лицемерами предавшими интересы ислама?Из брошюры Абд ас Салама: «В Мекке у Кунту-Хаджи спросили, где вера лучше (араб, ахсан) - в Мекке, или в Дагестане. Кунта отвечал на то: "Что может быть лучше веры [мусульман] Дагестана".Мекканцы не согласились с этим: "Нет, наша вера сильнее, - говорили они, - в Мекке стоит дом Аллаха, здесь родился наш пророк Мухаммед!".На это Кунта отвечал: "Вера в Дагестане сильнее, чем здесь, поскольку у вас тут только один Враг (араб, шайтан), а у нас - трое: шайтан, неверные и лицемеры (араб, мунафикун, здесь - коллаборационисты, предавшие интересы ислама. - А.З.). После этого люди Мекки согласились, что он прав» (Он же 1865: III, 9)Вопрос 8.Почему последователь Кунта -Хаджи, Абд ас Салам называет русских, -"народом неверным и сатаны", а Рамзан Кадыров признается им в любви и даже готов за них жизнь отдать?Абд ас-Салам пишет об этом: «...Я собрал эти сведения и перевел с аджама (здесь - чеченского языка. - А.З.) на арабский язык, находясь в ссылке 29 рамадана 1281 г. (25 февраля 1865 г. - А.З.) после того, как мы попали в руки народа неверных и сатаны. Когда они изгнали нас с родины, удалив от сородичей."Вопрос 9.Почему, русские оккупанты, из-за поддержки абрека Залимхана, ссылая в Калугу таких чеченских святых как Докку-Шейха из Дойкур-аула, Овду-Шейха из Автуры, Мани-Шейха из Надтеречного, не сжигали их дома, а вы сжигаете? Не находите-ли вы параллели между собой и теми, кто до вас убивал чеченских абреков и высылал из Чечни на смерть чеченских авлия (святых)?Вопрос 10.Почему, в ниже приведённых аятах Корана и хадисах Пророка Мухаммада (алейхи салату васалам), категорически запрещено наказывать кого либо, кроме самих виновников преступления, а вы практикуете в Чечне коллективную ответственность? Разъясните пожалуйста, на каком религиозном основании вы это делаете?1. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник отвечает за свои преступления. Родитель не подлежит наказанию за преступление ребёнка, а ребёнок не подлежит наказанию за преступление родителя». («Сунан» Ибн Маджа (2669, 3055), «Сунан» ат-Тирмизи (2159), «Муснад» Ахмада (16064) и др.).2. Усама ибн Шарик передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ни одна душа не подлежит наказанию за преступление другой». («Сунан» Ибн Маджа (2672).3. Также Пророк сказал: «Мать не подлежит наказанию за преступление ребёнка!» («Сунан» Ибн Маджа (2670), «Сунан» ан-Насаи (4839), «Мустадрак» аль-Хакима (4219) и др.)4. Абдуллах ибн Умар передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не возвращайтесь к неверию после меня, рубя шеи друг другу! Ни одного человека нельзя наказывать за преступления, совершённые его отцом или братом» («Сунан» ан-Насаи, 4127).5. Сура 12: «Юсуф» («Иосиф») аяты: 78-79Они сказали: «О повелитель! Его отец – многолетний старик. Задержи вместо него кого-либо из нас. Мы видим, что ты – один из творящих добро».Он сказал: «Упаси нас Аллах задержать кого-нибудь вместо того, у которого мы нашли нашу вещь. Поступив так, мы стали бы одними из беззаконников».6. И в Судный День Всевышнего Аллаха будут судить людей, только за свои грехи: «Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (сура 6 «аль-Анам=Скот», аят 164). 7. Даже у христиан существует библейский запрет по этому поводу "Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается"  """    ©                      Конец цитаты.... PS:   Пардон за много букАв...))