ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Семья убитого при спецоперации в Панкиси Темирлана Мачаликашвили получила материалы расследования его смерти, в том числе секретные. Следствие ведется формально, а показания спецназовцев и родственников убитого о деталях спецоперации расходятся, заявили после изучения этих материалов в "Центре по обучению и мониторингу прав человека".
Как информировал "Кавказский узел", отец Темирлана Мачаликашвили и другие его близкие больше года проводят акции протеста в Тбилиси с требованием наказать виновных в его убийстве. 29 мая 2019 года большинство депутатов парламента Грузии проголосовали против инициативы о создании временной комиссии по расследованию спецоперации, в результате которой был убит Темирлан Мачаликашвили. В "Центре по обучению и мониторингу прав человека" 10 января сообщили, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) приступил к рассмотрению жалобы семьи Мачаликашвили в связи "с нечеловеческим обращением и неэффективным расследованием" дела о его смерти.
19-летний Темирлан Мачаликашвили был смертельно ранен в своем доме при спецоперации 26 декабря 2017 года в Панкисском ущелье, а спустя две недели скончался в больнице. После его смерти силовики заявили, что Мачаликашвили пытался бросить в них гранату. Семья убитого утверждает, что молодой человек был застрелен в постели. Его родные неоднократно выходили на акции протеста с требованием объективного расследования инцидента.
ЕСПЧ обязал власти Грузии ознакомить со всеми материалами дела сторону защиты, в том числе и с материалами под грифом "секретно", после чего доступ к ним получила неправительственная организация "Центр по обучению и мониторингу прав человека", представляющая интересы семьи Мачаликашвили.
"Стороне защиты передали эти материалы. Следствие пояснило, что завершило поиск материалов, содержащих государственную тайну, и делится всеми полученными материалами", - говорится в сообщении "Центра по обучению и мониторингу прав человека", поступившем 15 января корреспонденту "Кавказского узла".
Согласно материалам дела, в рамках следствия допрошены 32 сотрудника спецназа и несколько сотрудников Службы государственной безопасности (СГБ), есть протоколы допросов и переписка следственной части прокуратуры и СГБ по вопросам принятия решения о проведении спецоперации и непосредственно ее проведения.
По данным правозащитников, из документов следует, что СГБ спланировало спецоперацию на недостаточном уровне, без учета рисков, сотрудникам спецназа не выдали письменные четкие инструкции и не была расписана процедура мониторинга во время спецоперации и после нее. Сотрудники спецназа в показаниях следствию подтвердили, что в течение нескольких часов они полностью контролировали комнату, в которой ранили Мачаликашвили, и никого туда не пускали, в том числе и сотрудников СГБ.
"Во время проведения спецоперации спецназ не соблюдал принцип применения пропорциональной силы, не предупредил Мачаликашвили и не применил другие, менее тяжелые мероприятия", - указывают авторы сообщения.
"Центр по обучению и мониторингу прав человека" указал на несоответствие показаний сотрудников СГБ и семьи Мачаликашвили, поскольку сотрудники спецназа утверждают, что выстрелили в Мачаликашвили через 10 минут после начала спецоперации, а его семья, в это время находившаяся в доме, заявляет, что спецназ зашел в комнату, после чего сразу же прозвучал выстрел.
Во время допроса сотрудникам спецназа не задавали важных и критических вопросов, посредством которых можно было бы установить правду, поэтому проведение следствия по делу Мачаликашвили можно расценивать как формальное, неэффективное и иллюзорное, считают правозащитники.
Они пояснили, что, в частности, во время допроса осталось невыясненным, с какого места был произведен выстрел в Мачаликашвили и как он взял гранату; почему он снова лег в постель после того, как взял гранату, и как он мог ее использовать, лежа в постели; был ли контакт спецназа с Мачаликашвили до выстрела; использовал ли он телефон - за несколько минут до начала спецоперации была зафиксирована его активность в социальных сетях; почему спецназ выстрел ему именно в голову, а не в другую область тела, чтобы нейтрализовать; где лежала граната после выстрела и насколько спецназ безопасно и свободно мог передвигаться после выстрела.
"Выявлено самовольное включение СГБ в процесс следствия, что нарушает фундаментальный принцип институциональной независимости", - добавили также в организации.
Сообщений относительно доводов заявления "Центра по обучению и мониторингу прав человека" на сайтах Генпрокуратуры и СГБ Грузии по данным на 04.15 мск 16 января не было.