04:59 / 20.01.2020Семья сочинцев пожаловалась на принудительное переселение

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Вера Мельник, ее дочь и двое внуков проживают в аварийном доме. По решению властей Сочи их принудительно переселяют в квартиру с жилой площадью около 14 квадратных метров, которая не соответствует нормам и находится в другом районе Сочи.

Сообщение от жителей Сочи, проживающих в аварийном доме по социальному найму, пришло на sms-сервис "Кавказского узла" 26 ноября 2019 года. Авторы сообщения, пенсионерка Вера Мельник и ее дочь, мать двоих детей Татьяна, утверждают, что власти города "насильно переселяют" их в студию общей площадью 28 квадратных метров.

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

19 января мэр Сочи Алексей Копайгородский провел прием граждан, на котором распорядился до 23 января разобраться с жалобой сочинцев на принудительное, по их словам, переселение в условия худшие, чем те, в которых они проживают. Поручение дано руководителю Департамента городского хозяйства администрации города Сочи Артуру Рогоняну, сообщает присутствовавшая на приеме корреспондент "Кавказского узла".

Артур Рогонян подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что ему поручено "разобраться" в проблеме сочинцев, и пообещал изыскать все законные меры для решения их жилищной проблемы.

"Планирую для начала восстановить очередь Мельник на улучшение жилусловий, так как она не проходила ее перерегистрацию с 2004 года", - рассказал руководитель департамента.

По его словам, "соцнормы ГСС (Городского собрания Сочи) распространяются только на очередников на улучшение жилусловий".

Жительницы Сочи пожаловались на принудительное переселение

Жительница аварийного жилья Вера Мельник рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что предыдущие власти Сочи инициировали судебный процесс против нее, ее 29-летней дочери и двоих внуков о принудительном переселении в худшие условия проживания.

"Квартира в новостройке [...] не отвечает безопасности, строительным и санитарным нормам и правилам. Это установил эксперт. Также она находится в 30 километрах от населенного пункта, где я проживаю более тридцати лет в социальной квартире №6 дома №14 по улице Краснополянская. Наш дом, где семь квартир и проживало семь семей, одноэтажный, сделан из дерева, построен в 1870 году. Ранее здание считалось историческим [...] на доме висела табличка о годе постройки. Но потом, после признания в 2011 году нашего дома аварийным, она исчезла. С тех пор дом никем не обслуживается. Жильцы из пяти квартир были выселены", - рассказала Мельник.

По ее словам, после развода с мужем она осталась жить с дочерью и двумя разнополыми внуками.

"То есть фактически мы две семьи: я и моя взрослая дочь со своими детьми. Все четверо зарегистрированы на площади 16 квадратных метров. С 1997 года стою на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но, как мне сказали в квартирно-правовой службе мэрии, моя очередь за 23 года продвинулась всего на тысячу человек. При таких темпах продвижения очереди, очевидно, что ни я, ни моя дочь, ни внуки, которые все родились в этом доме, никогда не увидим благоустроенного жилья. Хочу уточнить, что переселяют нас, две семьи, где разнополые дети, в одну комнату около 14 квадратных метров, где нет кухни, а электропечь и рукомойник стоят прямо в комнате, где мы все должны спать, готовить пищу, есть, делать уроки, отдыхать, переодеваться... Я не представляю как это возможно!?" - задается вопросом Вера Мельник.

Ее дочь Татьяна рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что с младенчества живет в этом доме. Ее дети ходят в школу, до которой десять минут пешком, а она работает в банке, до которого тоже добирается не более, чем за десять минут.

"Никто нас не спросил, согласны ли мы поменять наш населенный пункт на другой, который находится в другом районе. Мы живем в Хостинском, а новострой находится в Центральном районе. Мы никого не знаем в этом населенном пункте. Для детей и всей нашей семьи это будет большой стресс. Здесь действительно ветхий дом, но мы приспособились к жизни в нем, так как тут большая придомовая территория, много пристроек, сделанных нашими руками. У детей отдельные комнаты для занятий, мама и я также имеем возможность занимать разные помещения. У детей школьные столы, тумбочки и полки для книжек, кровати, место для игрушек, шкафы для вещей. У нас с мамой также есть возможность разложить свои личные вещи. Есть кухня с холодильником, стиральной и посудомоечной машиной, мебель. Куда все это мы повезем в новостройку? Там даже не встанут наши четыре кровати. Я уже не говорю о таких вещах первой необходимости, как холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, шкафы", - возмущается она.

По ее словам, к дому нет дороги, поблизости не ходит общественный транспорт, а само здание стоит на оползневом участке, что подтверждается заключением экспертизы.

"Мы дошли в своих жалобах уже до Верховного суда, но вчера (18 января) получили ответ, что нам отказали даже в рассмотрении нашей жалобы. Поэтому мы решили обратиться к новому мэру в надежде на его законный подход к нашему делу", - рассказала Татьяна.

Суд апелляционной инстанции определил выселить сочинцев из аварийного жилья

Татьяна показала корреспонденту "Кавказского узла" официальные документы по своей ситуации. Это, в частности, требование мэрии о выселении, ответ из администрации президента России, решения судов разных инстанций, заключение эксперта о непригодности новой квартиры для проживания.

В решении суда первой инстанции от 8 мая 2018 года говорится, что "администрация города Сочи обратилась в суд с иском, в котором просит выселить ответчиков из жилого помещения с предоставлением по договору социального найма иного жилого помещения".

"На администрацию города Сочи возложена обязанность по выселению граждан из аварийного дома с предоставлением других пригодных к проживанию жилых помещений. Семье ответчиков выделена для проживания квартира [...] Дом введен в эксплуатацию, а квартира в нем (примерно 13,6 кв. метра жилой площади) соответствует всем необходимым нормативам", - указал истец, мотивируя свое требование.

По словам представителя ответчиков, юриста Эдуарда Железнова, "предоставляемым жилым помещением не улучшаются жилищные условия ответчиков". "Разнополых членов семьи невозможно вселить в однокомнатную квартиру. Жилое помещение непригодно для проживания", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Суд первой инстанции отказал администрации Сочи в удовлетворении иска, приняв доводы юриста, представляющего интересы ответчиков, прокурора, который встал на сторону переселенцев, органов опеки, просивших вынести решение "в интересах детей", а также судебного эксперта в области строительства.

"Согласно выводам эксперта, [...] кухня в предоставляемой квартире не оборудована светопроемом в наружных ограждающих конструкциях", - говорится, в частности, в решении суда первой инстанции (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла").

В решении утверждается, что, как указал эксперт, отсутствие в кухне окна на улицу не соответствует нормам СанПиН.

"Таким образом, судом установлено, что администрацией города Сочи ответчикам предоставляется неблагоустроенное жилое помещение, не отвечающее установленным требованиям", - говорится в решении Хостинского районного суда от 8 мая 2018 года.

Это решение было отменено по апелляционной жалобе Краснодарским краевым судом 9 августа 2018 года. Крайсуд, отменяя решение, сослался на то, что "дом был введен в эксплуатацию и соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждается выданными в установленном порядке разрешением на строительство, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, решением о присвоении объекту адресации адреса".

Суд определил (копия определения имеется в распоряжении "Кавказского узла") выселить Веру Мельник, ее дочь и внуков из аварийного жилого помещения с предоставлением им квартиры в Центральном районе "по договору социального найма".

Адвокат считает, что сочинцам должны предоставить жилье по соцнормам

Адвокат Сергей Костюк, независимый от данной ситуации, считает, что суд принял неправильное решение.

"Речь идет о социальных нормах предоставления жилья. Если семья проживала в квартире аварийного дома по социальному найму, то, признавая дом аварийным и подлежащим переселению по инициативе мэрии, чиновники обязаны озаботиться расселением людей именно по социальным нормам, установленным решением ГСС (Городского собрания Сочи) №51 от 24 июня 2010 года "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, "так как состав семей меняется, пока дом признается аварийным, то и меняется учетная норма предоставления общей площади жилого помещения".

"Предположим, если ранее квартира выдавалась на одну Мельник, то учетная норма была на одного человека. За 20 лет состав семьи поменялся - она родила дочь. Дочь - еще двоих детей. Учетная норма возросла. В Сочи она установлена в размере 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 квадратных метра - на одного человека. Согласно статьи 89 Жилищному кодексу РФ, жилое помещение должно отвечать санитарным нормам и правилам и предоставляться по нормам, установленным ГСС", - отметил он.

Кроме того, по словам Костюка, факт принятия дома в эксплуатацию - "не повод для суда отвергать выявленные экспертом нарушения в отдельной квартире".

Вера Мельник и ее дочь заявили корреспонденту "Кавказского узла", что согласны на переселение, но только с учетом норм.

Автор:Светлана Кравченко