07:43 / 29.01.2020Правозащитники указали на атмосферу ненависти в Армении

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Риторика ненависти в Армении стала серьезной угрозой демократии в стране, ее используют как прежние, так и нынешние власти, заявили правозащитники, журналисты и представители НПО, комментируя решение парламента создать рабочую группу по борьбе с распространением ненависти в стране. 

Парламент Армении создал рабочую группу по борьбе с распространением ненависти в стране. Инициатором идеи стал один из депутатов от правящего блока "Мой шаг". Эта инициатива предлагает ограничить и регулировать риторику ненависти на законодательном уровне, рассказала 28 января корреспонденту "Кавказского узла" глава комиссии по защите прав человека и общественным вопросам Национального собрания Армении, член рабочей группы по борьбе с распространением ненависти Наира Зограбян.

"Как найти ту самую панацею против риторики и пропаганды ненависти, чтобы не навредить свободе слова? Даже в Совете Европы уже несколько лет работают, но не знают", - отметила депутат.

Несмотря на то, что инициатива была принята в комиссии единогласно, возникли споры вокруг поставленной автором конкретной задачи - найти механизмы борьбы против риторики ненависти в отношении конкретных социальных групп: против женщин, инвалидов и нацменьшинств, рассказала Наира Зограбян.

"Против нацменьшинств, инвалидов и женщин в нашей стране никогда не было никакой ненависти. Мы настояли на том, чтобы, в конечном итоге, если уж будет законопроект, то он касался бы всех, а не отдельной социальной группы", - сказала Наира Зограбян.

В группу входят семь депутатов из правящего блока "Мой шаг", по два депутата из "Процветающей Армении" и "Просвещенной Армении". Вместе с депутатами в группе будут работать и представители гражданского общества.

Группа намерена подготовить законопроект о механизмах привлечения к ответственности за риторику ненависти. Какая-то часть высказываний будет подпадать под уголовную ответственность, какая-то - под административную, пояснила Наира Зограбян.

"Риторика ненависти в Армении стала серьезной угрозой демократии нашей страны. К сожалению, серьезный вклад в это имеет правящая партия, разделяя общество на черных и белых. Очень много ненавистнической риторики было во время выборов в органы местного самоуправления и во время парламентских выборов в 2018 году. Весь Facebook был поставлен на рельсы фейк-ненависти, и создалась некая виртуальная реальность с отрицательной энергией", - отметила депутат.

В обществе большая нетерпимость друг к другу и ненависть, поэтому очень сложно будет на законодательном уровне это регулировать, не повредив свободе слова, считает Наира Зограбян.

Риторика ненависти была и до революции, но она обострилась после 2018 года. "Народ настолько ненавидел представителей бывших властей, что у них скопилась отрицательная энергия, которую и исчерпали революцией. Мы думали, что искореним это явление, но, к сожалению, нынешние власти постоянно в поисках контрреволюционеров. Угрожая реинкарнацией политических трупов, они держат народ в перманентном стрессе, что приводит к агрессии, риторике ненависти и насилия", - заявила Наира Зограбян.

Рабочая группа создана на шесть месяцев, после этого ее участники должны представить законопроект, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член комиссии по защите прав человека и общественным вопросам Национального собрания, депутат фракции "Мой шаг" Саргис Ханданян.

В Армении царит атмосфера ненависти, особенно в социальных сетях и СМИ, что можно назвать пропагандой ненависти, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ОО "Журналисты во имя прав человека", правозащитница Жанна Алексанян.

Лютую ненависть друг против друга можно наблюдать среди сторонников и противников Роберта Кочаряна в связи с судебным процессом по его делу.

Второй президент Армении Роберт Кочарян обвиняется в финансовых преступлениях, свержении конституционного строя в связи с разгоном в марте 2008 года акций протеста в Ереване, а также в получении крупной взятки. Обвинения по делу о подавлении массовых протестов также были предъявлены министру обороны Сейрану Оганяну, начальнику генштаба вооруженных сил Юрию Хачатурову и вице-премьеру Армену Геворгяну, говорится в материале "Кавказского узла" "Южный Кавказ - 2019: массовые протесты, территориальные конфликты и влияние Кремля, Анкары и Вашингтона".

Почти такая же ситуация и в связи с судебным процессом над генералом Манвелом Григоряном, считает она.

"К примеру, я хочу у себя в Facebook сделать запись о том, как постоянно затягиваются слушания по делу Григоряна, как на глазах ухудшается здоровье человека, но мера пресечения в отношении него принципиально не меняется. Но когда представляю, какую ругань я получу, то уже сомневаюсь, нужно писать или нет", - отметила правозащитница, добавив, что резким нападениям подвергаются те, кто позволяет себе критиковать власти.

Бывший руководитель Союза добровольцев "Еркрапа" Манвел Григорян был задержан в июне 2018 года. Его обвиняют в незаконном обороте оружия, присвоении 100 миллионов драмов (210 тысяч долларов), уклонении от налогов и растрате на сумму свыше двух миллиардов драмов (4,2 миллиона долларов). При обыске в его доме силовики нашли патроны, амуницию, запасы провианта и огнестрельное оружие. 15 января суд учел выводы медкомиссии о состоянии здоровья Манвела Григоряна и освободил его под подписку о невыезде.

Руганью люди не ограничиваются, имеют место также и угрозы. Такому явлению способствует фактор безнаказанности, о чем власти непременно должны задуматься, считает Жанна Алексанян.

Жанна Алексанян сторонница того, чтобы за риторику ненависти, а в основном она направлена как в отношении прежней, так и нынешней власти, и за угрозы людей привлекали бы к ответственности, поскольку день ото дня ситуация становится все более серьезной.

Абсурдным правозащитница считает делать акцент в законопроекте на отдельные социальные группы. Борьба против риторики ненависти не может навредить свободе слова, ибо последняя не включает в себя ненависть, уверена она.

"Я приветствую данную инициативу, потому что в такой мере, как сейчас, ненависти в Армении никогда не было, и с этим надо что-то делать. Просто у нас правосудие находится в кризисе, поэтому сомневаюсь, что еще один законопроект сможет изменить ситуацию", - отметила Алексанян. Ситуация, по ее мнению, обострилась после революции, когда объявили борьбу против коррупции и когда прежние власти начали противодействовать этой борьбе.

Риторика ненависти в Армении, направлена, в основном, на уязвимые слои населения, которые не составляют большинство в обществе, сказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель ОО "Институт гражданского общества", правозащитник Артак Киракосян.

"Это и в отношении сексуальных меньшинств, и национальных, в частности, в отношении азербайджанцев и турок", - пояснил он.

С риторикой ненависти можно бороться с помощью внедрения этических кодексов. Прежде всего, как отметил Киракосян, это журналистская этика и этика социальных сетей.

"Этические кодексы могут более эффективно работать, чем законодательные какие-то нормы, поскольку могут возникнуть проблемы со свободой слова", - считает Артак Киракосян.

Основной проблемой с ситуацией распространения ненависти в Армении Киракосян считает присутствие ненавистнической речи не только у оппозиции, но и у представителей власти. "Уже понятно, что правосудие после принятия законодательства будет избирательное, к ответственности привлекут лишь тех, кто выступает против властей", - считает он.

Риторика ненависти, по мнению правозащитника, была в Армении и до революции. "Просто тогда это считалось в порядке вещей, а нынешняя власть не приемлет критику в свой адрес, считая ее нелогичной, поскольку она, вроде власть легитимная", - заявил Артак Киракосян.

В Армении никто не застрахован, что окажется мишенью риторики ненависти, заявила  корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Центра свободы информации Шушан Дойдоян.

"Я сама лично не раз подверглась нападкам в соцсетях за то или иное высказанное мнение или оценку, которые не разделяла некая часть общества. Обычно это бывают организованные нападения как фейковых, так и реальных личностей, но бывают и нападения с ненавистнической риторикой", - отметила Шушан Дойдоян.

Дойдоян поддерживает инициативу по борьбе с риторикой ненависти, но при этом выступает против криминализации этого явления, поскольку считает, что, во-первых, это будет кратковременным решением, а во-вторых, это угроза даже самой здоровой критике, которую могут трактовать по-разному. "А привлекать человека к уголовной ответственности за свободу слова будет жестким вмешательством со стороны государства", - считает Шушан Дойдоян.

Проблему, по ее мнению, можно решить обучением общества, повышением сознания гражданского общества. Нужно приучить общество к тому, что любой человек имеет право на свободу слова, но также несет ответственность за каждое свое слово. "Этические нормы должны стать критерием для любой организации, СМИ при участии в каком-либо конкурсе, тендере, при получении лицензии", - отметила Дойдоян.

После революции в Армении, когда люди потеряли власть, проблема обострилась, однако, по словам Дойдоян, сами власти тоже не исключают из своей риторики призывы к насилию или ненависть. "Премьер заявляет, что того или иного размажет по асфальту. Это и есть риторика ненависти и призывы к насилию", - считает Шушан Дойдоян.

Риторика или пропаганда неприятия является политической и информационной технологией, позволяющей в Армении решать множество политических задач, заявила  корреспонденту "Кавказского узла" редактор Lragir.am, политобозреватель Наира Айрумян.

Эта технология давно применяется в мире, но в новой Армении она обрела особый размах. Она разделяет общество на своих и чужих, потому что другие разделительные линии сложно провести, считает политобозреватель.

"В Армении нет классического политического разделения на консерваторов и либералов, космополитов и националистов, есть разделение по признаку "новая система - прежняя система", "причастность к событиям 1 марта и коррупции", "свои - чужие" и так далее. Без этих линий сложно было бы делиться на команды, поэтому к риторике ненависти я отношусь как к общественному инструменту”, - отметила Наира Айрумян.

Некоторые группы чувствуют свой проигрыш в пропагандистской войне, где побеждает тот, кто кричит громче, а такая возможность сейчас есть у тех, кто аффилирован с властью, добавила она.

Центр поддержки гражданских инициатив "Свободный гражданин" проводил исследование по выявлению ситуации, связанной с риторикой ненависти в стране. Исследование проводили в год сразу после революции и пришли к выводу, что проблема риторики ненависти действительно серьезна, и она стала более актуальна, чем была до революции, рассказал корреспонденту "Кавказского узла"руководитель Центра Овсеп Хуршудян.

"Недовольство, которое было в отношении власти до революции, и тогда проявлялось в какой-то мере в виде слов ненависти, но такого повального масштаба, как после революции, оно никогда не принимало. После революции у людей появилась надежда, что представители прежнего авторитарного режима будут наказаны, и каждый считает своим долгом на языке ругательств призвать наказать тех или иных людей", - отметил Овсеп Хуршудян.

Причиной того, что этот всплеск ненависти не уменьшается, стало затягивание привлечения к ответственности в судебном порядке тех или иных бывших чиновников, связанных с коррупцией, считает Овсеп Хуршудян.

Всплеск риторики ненависти после революции появился в отношении прежних властей, но эта риторика вызвала ответную реакцию со стороны их представителей, у которых есть огромные финансовые ресурсы, и они тратят эти ресурсы на содержание своих медиа, в том числе ТВ, и разными методами пытаются противостоять, заявил Овсеп Хуршудян.

В рамках исследования, по его словам, были выбраны шесть медиаресурсов, два из которых проправительственные, два - оппозиционные и два - независимые. Основными направлениями риторики ненависти были выбраны четыре: политическая, сексуальные меньшинства, культурно-национальная и религиозная.

"Все эти четыре направленности риторики ненависти существуют в армянском обществе, два из них - политическая и сексуальные меньшинства - резко превалируют. К примеру, высказывания в адрес бывших или нынешних чиновников и буря негодования в виде ругательств в комментариях к статьям в прессе”, - отметил Хуршудян.

Говоря о риторике ненависти в отношении сексуальных меньшинств, Хуршудян рассказал, что первый всплеск был после выступления трансгендера в парламенте. По его словам, этот случай стал предметом манипуляций в руках бывших властей, учитывая их консервативное позиционирование.

6 апреля 2019 года на слушаниях о правах человека в парламенте Армении состоялось выступление трансгендера, председателя общественной организации "Сторона права" Лилит Мартиросян, которое вызвало неоднозначную реакцию у пользователей социальных сетей. 8 апреля  2019 года против выступления трансгендера прошла акция протеста перед зданием парламента Армении. Общество пока не готово открыто обсуждать проблемы ЛГБТ-сообщества, заявили опрошенные "Кавказским узлом" армянские правозащитники.

Хуршудян предлагает очень четко отделить риторику ненависти от пропаганды ненависти и последнюю криминализировать. Критерии для разделения, по его мнению, очень просты. Направленная, финансируемая, организованная и манипулятивная риторика ненависти, к примеру, в политических целях, -  это уже пропаганда, считает Овсеп Хуршудян.

Автор:Армине Мартиросян
29.01.2020 в 21:43Игорь Сажин
Есть только два самых эффективных способа сопротивления росту экстремизма: 1) это профилактически садить всех, кто хоть как-то подозревается в возможности экстремистский действия (даже на начальных стадиях), эта технология распространена в сегодняшней России ею очень активно пользовались и в СССР, 2) это перенаправление экстремизма в определенные русла, как бы спуская пар, т.е. обрушить ненависть на какой-то удобный политических объект, что снимает напряжение в других направлениях. Есть правда еще третий способ, но его почему-то считают мало эффективным. Это создание системы тотальной слежки людей друг за другом с целью выявления признаков экстремизм, когда люди стучат друг на друга, а власти быстро и эффективно работают по отделению реальных экстремистов от идиот. Такая система работает в США и в Швейцарии, между прочим. Автор статьи прав, эффективных методов не доведения культуры ненависти до экстремистких проявлений пока не создало ни одно из цивилизованных стран мира. Либо тотальное слежение государства, либо тотальное слежение общества, либо сливание экстремизма в какое-то удобное для общество русло.