03:28 / 04.02.2020Отец умершего от СПИДа в Элисте ребенка обжаловал отказ компенсировать моральный вред

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Александр Горобченко, чей сын был заражен ВИЧ в больнице Элисты в 1988 году и впоследствии умер, обжаловал решение Верховного суда Калмыкии, отказавшегося удовлетворить иск о компенсации морального вреда.

Как писал "Кавказский узел", что 31 января четверо жителей Калмыкии, чьи дети были заражены ВИЧ в 1988 году и впоследствии умерли от СПИДа, провели одиночные пикеты в Элисте. Пикетчики потребовали от властей республики принести им официальные извинения и назначить ежемесячные выплаты.

Семьи детей, зараженных ВИЧ-инфекцией, почти четверть века безрезультатно требовали от государства компенсации за моральный ущерб, и в июне 2011 года они подали иск в Элистинский городской суд. В сентябре 2011 года было отменено постановление о прекращении уголовного дела по факту заражения детей СПИДом, а 9 ноября 2011 года Элистинский городской суд вынес решение о взыскании с республиканской детской больницы в Калмыкии средств на выплату компенсаций морального вреда в размере 100 тысяч рублей каждому из семерых истцов. При этом пострадавшие требовали в качестве компенсации морального вреда по пять миллионов рублей. В июле 2012 года президиум Верховного суда Калмыкии увеличил размер компенсации каждому из пострадавших до 300 тысяч рублей. Истцы назвали эту сумму «насмешкой». Всего следствием признаны потерпевшими 74 человека.

Александр Горобченко рассказал 3 февраля корреспонденту "Кавказского узла", что Верховный суд Калмыкии отказал ему в удовлетворении иска о компенсации морального вреда 31 октября 2019 года, а несколько дней назад его адвокат рассказал ему, что направил жалобу в кассационный суд.

«Элистинский городской суд отказал в иске 8 августа 2019 года, сославшись на то, что в момент инфицирования в 1988 году в законодательстве СССР не было самого понятия «моральный вред». Верховный суд Калмыкии поддержал это решение. На нас вышел адвокат из Москвы, предложил бесплатно свои услуги. На прошлой неделе он подал кассационную жалобу», - рассказал он.

Горобченко уточнил, что намерен взыскать с республиканской больницы компенсацию в размере десять миллионов рублей.

Жалоба поступила в Четвертый кассационный суд 3 февраля, но будет ли она рассмотрена, станет известно только через 2-3 недели, рассказал корреспонденту «Кавказского узла», адвокат, представляющий интересы Горобченко.

«Уведомление о том, что жалоба поступила в кассационную инстанцию, я получил сегодня (3 февраля). Где-то через 2-3 недели суд кассационной инстанции в Краснодаре решит, будет ли она принята к производству. Если придет положительный ответ, то, думаю, ориентировочно через два месяца кассационный суд вынесет свое решение», - заявил защитник Горобченко, попросивший не указывать его имени.   

По мнению адвоката, суды нижестоящих инстанций не учли вынесенные ранее судебные решения по искам других родителей, чьи дети умерли в результате заражения ВИЧ-инфекцией, а также не приняли во внимание, что Горобченко «связывает причинение морального вреда не столько с инфицированием его ребенка в 1988 году, сколько с фактом болезни сына и его смерти в 1993 году».

«Ранее суды признали то обстоятельство, что дети были заражены в республиканской больнице и скончались именно от этого заболевания. Другим пострадавшим уже выплачены компенсации, пусть и мизерные. Но Элистинский городской суд и Верховный суд Калмыкии не учли судебную практику и ограничились формальным отказом на основании действовавшего в 1988 году законодательства», - сказал он.

Адвокат также подчеркнул, что моральные страдания его заявителя «напрямую связаны с той стигматизацией, которой он и его супруга подвергались в течение всей своей жизни (после инфицирования их сына в 1988 году – прим. "Кавказского узла")».

«Отношение в обществе к ВИЧ-положительным людям и сегодня достаточно стигматизировано, это общеизвестный факт. А в 1990-е годы, когда это все происходило, для супругов Горобченко было проблематично даже получить место на кладбище, чтобы нормально похоронить своего ребенка. Настолько был сильный страх в обществе», - добавил защитник.

По его словам, он решил предложить свои услуги Горобченко после того, как увидел фильм-расследование Антона Красовского «Как умирали дети от СПИДа в СССР», которое вышло в октябре прошлого года. «Там, в частности, затрагивалась история Горобченко, были кадры из зала суда. Мне показалось, что нужно чем-то помочь человеку», - рассказал адвокат.

Как он пояснил, с 1 октября 2019 года кассационную жалобу можно подать «в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления».

«К требованиям о возмещении морального вреда срок исковой давности не применяется. Так что если кто-то из зараженных в Элисте ВИЧ-инфекцией или их родителей еще не обращался в суд, они могут подать исковые заявления. Но решения, вынесенные Верховным судом в 2012 году, уже обжаловать в кассационной инстанции нельзя», - констатировал защитник Горобченко.

Ранее "Кавказский узел" писал, что в 2018 году трое детей и двое взрослых заразились ВИЧ в инфекционной больнице Буденновска из-за того, что старшая медсестра не проконтролировала работу с мединструментами. Суд назначил компенсацию лишь одному из пострадавших. Сотрудники больницы в Буденновске, причастные к заражению ВИЧ пациентов, уволены или привлечены к ответственности, сообщил 21 ноября губернатор Владимир Владимиров. 

Автор:Бадма Бюрчиев
04.02.2020 в 18:39Игорь Сажин
А что за бред, впервые в юридическом поле СССР понятие "морального вреда" было введено в декабре 1958 года, что за пурга про то, что на 1988 году не было понятие "морального вреда", откуда такое? 25 декабря 1958 года ст. 24 Основы уголовного судопроизводства СССР. 27 октября 1960 года "моральный вред" введен в УПК РСФСР. А где они таких судей берут? Может быть в гражданском праве такого термина не было? Ну тогда не надо писать, что в законодательстве СССР не было такого термина. В законодательстве СССР такой термин был.