ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд на 1,5 месяца продлил срок содержания под стражей одному из лидеров протестов в Ингушетии Ахмеду Барахоеву. 66-летний активист, страдающий хроническими заболеваниями, не получает медицинской помощи, несмотря на формальное согласие руководства СИЗО и следственных органов, пожаловались его адвокаты.
Как писал "Кавказский узел", Ахмед Барахоев с 3 апреля 2019 года находится под арестом по уголовному делу о призывах к массовым беспорядкам и о насилии по отношению к представителю власти. В ноябре арест Барахоеву был продлен до 10 февраля. В январе ему предъявлено обвинение в создании экстремистского сообщества.
Правозащитный центр "Мемориал" признал Ахмеда Барахоева и еще четырех лидеров протестов в Ингушетии политзаключенными. В октябре 2019 года адвокаты Барахоева подали жалобу в ЕСПЧ, заявив о нарушении его прав на свободу, личную неприкосновенность и справедливый суд, а также свободы собраний.
Арест Барахоеву продлен до 25 марта
Срок ареста 66-летнему уроженцу села Новый-Редант Ахмеду Барахоеву продлен 7 февраля Ессентукским городским судом, сообщила сегодня адвокат активиста Фатима Урусова. По ее словам, заседание продлилось около пяти часов. Судья Ольга Фролова постановила продлить Барахоеву срок содержания под стражей "на один месяц 15 суток, а всего до 11 месяцев 14 суток, то есть до 25 марта 2020 года".
Как указано в постановлении Ессентукского городского суда, ходатайство старшего следователя по особо важным делам третьего отдела управления по расследованию особо важных дел главного следственного управления Следственного комитета России по СКФО Е.А. Нарыжного, составленное им 30 января, рассматривалось в закрытом заседании. На процессе присутствовали сотрудник окружной прокуратуры Миронов, старший следователь следственного отдела по городу Алушта Республики Крым Гафаров, а также два адвоката Барахоева - Фатима Урусова и Башир Точиев. 15 ближайших родственников активиста не были допущены в зал суда.
Фатима Урусова раскритиковала решение суда о закрытости судебного заседания. Для того чтобы заседание было закрытым, рассказала она, "существует ряд четко обозначенных аргументов, которые должны быть положены в основу такого решения", а принцип гласности – основополагающий принцип судопроизводства. "Есть четкий список оснований для проведения заседания в закрытом режиме. У нас не было ни одного из этих оснований", – заявила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.
Она рассказала, что до начала заседания близких родственников Барахоева не пустили в зал. Им заявили, что заседание будет закрытым, "то есть это решение было принято заранее".
"А потом был спектакль в суде, когда решение о закрытости принималось с заслушиванием мнений сторон. Это была фикция. Ближайшие родственники приехали за 300 километров, чтобы его увидеть. Племянница из Турции прилетела. Их даже в зал до начала заседания не пустили", – возмутилась Фатима Урусова.
Сторона обвинения признала Ахмеда Барахоева организатором преступного сообщества. Ему вменяют обвинения по части 2 статьи 318 (организация применения насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти), статьи 330.2 (неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства), части 3 статьи 239 (участие в деятельности некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан) и части 1 статьи 282.1 (создание экстремистского сообщества). Максимальное наказание за подобные деяния – 10 лет лишения свободы.
Второй защитник активиста Башир Точиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла" в телефонном разговоре, что его, "как адвоката, удивляют предъявленные Ахмеду Барахоеву обвинения".
"Особенно обвинение в создании экстремистского сообщества. Если люди властью недовольны или какими-нибудь событиями, их что, надо сразу в экстремисты записывать? У нас нет свободы высказываний?" – возмутился Башир Точиев.
Он отметил, что экстремизм предполагает, прежде всего, смену власти, а в действиях и высказываниях его подзащитного "на это даже намека не было".
26 марта 2019 года противники соглашения о чечено-ингушской границе, добавившиеся также отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, не разошлись после санкционированного митинга в Магасе. При попытке разогнать их произошли стычки с силовиками. Впоследствии протестующие покинули площадь по призыву организаторов митинга. С начала апреля в республике начались массовые аресты активистов. По подсчетам "Кавказского узла", по меньшей мере 29 активистов стали фигурантами уголовных дел. Первые приговоры по уголовным делам вынес Железноводский горсуд в декабре. Рядовые участники митинга обвиняются в нападениях на силовиков, а организаторы – в создании экстремистского сообщества.
Адвокаты подали жалобы на нарушение прав Барахоева
Ахмед Барахоев, страдающий хроническими заболеваниями, не получает в СИЗО медицинской помощи, несмотря на многочисленные заявления его защиты и формальное согласие руководства СИЗО и следственных органов, существуют и другие нарушения прав, сообщили адвокаты активиста.
"Как кавказский мужчина, он не склонен жаловаться на свое здоровье. И то, что он сейчас стал говорить о плохом самочувствии, это означает, что ему очень плохо", – рассказала Фатима Урусова.
По словам адвоката, за решетку ее подзащитный попал 4 апреля 2019 года с целым букетом хронических заболеваний: артрит, ишемическая болезнь сердца, хроническая гипертония, проблемы с желудочно-кишечным трактом, хронический бронхит, до ареста у него был заменен коленный сустав.
"В неволе у него началось обострение хронических заболеваний. Артрит – не самая большая проблема, связанная с его здоровьем, но самая болезненная. С сентября он жалуется также на ухудшение слуха. Он не может полноценно воспринимать происходящее на судебных заседаниях. И это вопиющее нарушение его прав", – заявила Фатима Урусова.
Адвокат заметила, что Ахмед Барахоев с 25 сентября прошлого года не может пройти медобследование и получить медицинскую помощь в связи с частым переводом из одного СИЗО в другое. "Такие переезды формально связаны с проведением следственных действий, а фактически – это давление на него и создание пыточных условий", – заявила адвокат.
"При этом, не говорят "нет". Формально получаем согласие следствия и согласие СИЗО. Если бы были отказы, их можно было бы обжаловать, но нам озвучивают согласие и полную готовность на словах нам содействовать. Нам нечего им предъявить", – отметила Фатима Урусова.
В качестве примера она привела недавние события. 4 февраля Барахоеву было назначено медобследование. Но его отправили в ИВС Ессентуков, и адвокату пришлось перенести приход врачей на 11 февраля. Но сегодня она узнала, что ее подзащитного доставят в СИЗО Нальчика 11 февраля только поздно вечером.
"И опять обследование срывается. И так из раза в раз. Лекарства от болей в суставах мы не можем получить с 29 сентября, так как СИЗО не дает лекарство, если их не назначат врачи СИЗО. Иные врачи не могут дойти до СИЗО по разным причинам. И Ахмед не может получить столь необходимые ему лекарства", – возмутилась Фатима Урусова.
Адвокаты сообщили, что они подали ряд жалоб в Генеральную и краевую прокуратуры, а также в федеральное и региональное управления Следственного комитета России на нарушения прав Барахоева.
"Кавказский узел" ведет хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".