06:03 / 18.02.2020Историки сочли слова посла Ерхова о черкесах антинаучными

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Слова посла России в Анкаре Алексея Ерхова о добровольном переселении черкесов в Турцию во время Кавказской войны и об их криминальном образе жизни не отражают исторической действительности, а являются политической трактовкой данной проблемы, считают опрошенные "Кавказским узлом" историки.

Как информировал "Кавказский узел", Федерации кавказских ассоциаций Турции (КАФФЕД) и Федерации черкесских ассоциаций выразили возмущение по поводу заявления посла России в Анкаре Алексея Ерхова в интервью агентству Sputnik о криминальном образе жизни черкесов и их добровольном переселении с Северного Кавказа в Османскую империю в результате Кавказской войны.

Сообщения о негативной реакции черкесов на слова из интервью посла Ерхова поступили 15 февраля на смс-сервис "Кавказского узла". Автор одного из сообщений отметил, что КАФФЕД на своем сайте осудила интервью Ерхова. "Интервью посла России в Турции агентству "Спутник" вызвало возмущение среди черкесских пользователей", - написал автор другого сообщения.

Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Ученый указал на расхождение слов Ерхова с историческими фактами

Профессор турецкого Университета политологии и международных отношений, историк и политолог Тогрул Исмаил назвал не соответствующими историографии заявления российского посла об итогах Кавказской войны и переселении черкесов.

"Интерпретация истории Кавказа отлична от исторических фактов, и завоевание Кавказа Российской империей - очень сложная тема, в том числе процесс завоевания Южного и Северного Кавказа был не простым, очень длительным, было сопротивление против колониализма, и здесь господин Ерхов упрощает процесс, когда говорит, что кавказцы нападали на местное русское население. Известно, что на Кавказе никогда не было русских. Да, были староверы, молокане, которые претерпев гонения из-за вероисповедания, были вынуждены бежать на Кавказ, в частности, и на территории Азербайджана, проживали и на территории Анатолии. Вся история Кавказа - это история войн. Кроме того, говорить о мирном переселении населения Кавказа в братскую Турцию не приходится, потому что Османская и Российская империи братскими и дружественными не были", - заявил Исмаил корреспонденту "Кавказского узла".

Кавказская война, продолжавшаяся с 1763 по 21 мая 1864 года, поставила адыгские народы на грань исчезновения. Черкесские организации требуют, чтобы власти России признали геноцид черкесов во время Кавказской войны. В результате Кавказской войны на Северо-Западном Кавказе был почти полностью изменен этнический состав населения. Большая часть черкесов была вынуждена расселиться в более чем 40 странах мира, на родине осталось, по разным оценкам, от 5 до 10% от предвоенного населения.

"Кавказская война" - самый длительный военный конфликт с участием Российской империи, затянувшийся без малого почти на 100 лет и сопровождавшийся тяжелыми жертвами как со стороны русского, так и кавказских народов. Вооруженный конфликт, продолжавшийся до конца XIX столетия, породил многие проблемы и конфликты, отголоски которых все еще слышны и в начале XXI века, говорится в справочном материале "Кавказского узла" о "Кавказской войне".

Процесс переселения горцев проходил при отсутствии двухсторонних договоренностей, отметил Исмаил. "Когда Османская империя предложила [черкесам] покинуть территорию Кавказа на кораблях, российская сторона не дала такого разрешения, и эти люди были перевезены не в нормальных, а в грузовых судах. Кроме того, Российская империя потребовала у Османской империи, чтобы выходцы с Кавказа не были расселены на территории, захваченной русскими, и их вынуждены были переселить на Балканы, вглубь Анатолии. Лишь незначительная часть была расселена вблизи, но по итогам Русско-турецкой войны и они были вынуждены покинуть Карс, переселившись во внутренние регионы Турции и даже на территории сегодняшних Иордании, Сирии и Египта, которые тогда входили в состав Османской империи. Жизнь была непроста для выходцев с Северного Кавказа, и все не так просто, как говорит российский дипломат", - сказал он.

Историк добавил, что ему неизвестна причина актуализации черкесского вопроса российским послом.

Процесс переселения черкесов стал "трагедией народов"

Говоря о черкесах и Северном Кавказе, "послу не стоит забывать, что они проживали на территории своей исторической родины, никаких набегов и завоевательных походов за пределы Кавказа не осуществляли", заявил "Кавказскому узлу" доктор исторических наук, редактор журнала "Ахульго" Хаджи Мурад Доного.

Адыги (черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. К адыгским субэтносам относятся:  адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи, абадзехи, бжедуги, адамейцы, бесленеевцы, егерукаевцы, жанеевцы, темиргоевцы, мамхеги, махоши (махошевцы), хатукайцы, натухайцы, хегайки, гуайе, чебсин, адале. В России адыги проживают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье. Общая численность адыгов в России, согласно итогам переписи 2010 года, составляет 718 727 человек. При этом большинство адыгов проживают за пределами России, говорится в справке "Адыги", размещенной на "Кавказском узле".

"Кто был подвержен набегам [черкесов]? Если речь о казаках, то они были заселены на территории Северного Кавказа - это факт, известный любому человеку, знакомому с историей. В тезисе посла говорится о том, что уговоры не помогли, в дело вступила русская армия. А откуда она взялась на этих землях, что делала на Кавказе, почему шла в горы, уничтожая аулы, выжигая леса, сады? Надо признать всем, кто придерживается подобной точки зрения, что это была колониальная война с целью установить на Северном Кавказе свои порядки, заставить местное население жить в соответствии с этим <...> Гениальный Лев Толстой, например, в рассказе "Набег" показал действия российской императорской армии", - считает Доного.

По его словам, кавказцы совершали друг на друга набеги, которые в ту эпоху соответствовали взаимному образу жизни. "Кто-то может вспомнить набеги дагестанцев на Грузию, которые назывались лекианоба, но было и наоборот, когда грузины совершали набеги на близлежащие дагестанские аулы, но это были внутренние конфликты, это был образ жизни. Никогда кавказцы не наступали и не совершали походы ни в Воронежскую область, ни в Москву, ни в Нижегородскую губернию, они жили на своей земле", - отметил он.

Процесс переселения горцев в Турцию Доного назвал "трагедией народов", которому больше соответствует термин "изгнание".

"Чем объяснить, что большинство черкесов сейчас проживают за пределами Черкесии? Кто добровольно покидает свою землю, кладбище своих предков, свои дома, территорию? Возможно, какая-то часть, понимая, что спокойной жизни не будет, приняла решение о переселении, но в целом это было изгнание. Известные фразы российских генералов, понимавших, что это плодородные земли, что их должны осваивать только они и ни в коем случае не "эти дикари" - такие цитаты есть, потому надо различать жертву от угнетателя", - считает ученый.

Историк раскритиковала посла за "сказочно простую" историю политики России на Кавказе

Российские власти перестали оценивать свои заявления на предмет реакции представителей малых народов, считает старший научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Тимур Алоев.

"Чтобы [черкесам] на это реагировать как-то агрессивно - нет, эта фаза давно прошла. Здесь даже нечего обсуждать <...> С точки зрения международного права все эти <...> заявления нелегитимны в глазах черкесов", - сказал он "Кавказскому узлу".

Тезисы российского посла об итогах Кавказской войны и переселения горцев небрежны, основаны на "вульгарной трактовке реальных исторических фактов", полагает научный сотрудник Института востоковедения РАН Патимат Тахнаева.

"Действительно, за тезисами - и реальные исторические факты, и их определенная вульгарная трактовка <...> История миграционной политики Российской империи на Северном Кавказе была не так сказочно проста, как представляет ее господин Ерхов. В конце XVIII – первой половине XIX веков, в период активных военных действий, Россия стала активно использовать миграционные процессы наряду с силовыми в качестве дополнительного инструмента борьбы за покорение Северного Кавказа <...> С середины 1850-х годов российская миграционная политика на Северном Кавказе заключалась в постепенном вытеснении горцев, проживающих в регионе, с горной и предгорной частей либо на открытые заболоченные равнины, либо в пределы Османской империи, и организации на "освобожденных" территориях казачьих станиц", - рассказала Тахнаева "Кавказскому узлу".

Период наиболее массовых внешних миграций горцев в Османскую империю, инициированных и организованных российскими властями, приходится на первую половину 1860-х годов, когда Россия приступила к реформам на Северном Кавказе, отметила она.

"Особенно острое неприятие со стороны горцев Северного Кавказа вызывали сословная и земельная реформы, последняя мало отличалась от откровенного грабежа. Одновременно Российская империя продолжала активную внутреннюю миграцию, заселяя освобожденные земли российскими крестьянами и поддерживая добровольную внешнюю миграцию в Османскую империю", - сказала историк.

"К началу 1900-х годов усилились процессы насильственной внутренней миграции, связанные с казачьей и особенно крестьянской колонизацией. В частности, при насильственном переселении западным адыгам российская власть предоставляла очень плохие, негодные для хозяйствования и проживания новые территории (обычно болотистые), вынуждая их таким образом переселяться в Османскую империю. Другой альтернативы не предполагалось. Натухайцам, которые отказывались освобождать свои земли и переселяться на указанные им территории, было предписано немедленно отправиться в Турцию", - добавила Тахнаева.

Со слов историка, в 1862 году подобный ультиматум был выдвинут бжедугам, верхним абадзехам, темиргоевцам и хатукаевцам. "Им предлагалось переселиться с гор полностью всеми аулами на указанные территории, либо переселяться в Османскую империю. В подобных ситуациях горцы чаще всего были вынуждены предпочесть эмиграцию в Османскую империю", - сказала она.

По ее мнению, тезисы Ерхова в интервью относительно проблемы Кавказа не отражают исторических фактов.

"Очень сложно согласиться с утверждениями господина Ерхова, который с <...> небрежностью "распутал" сложный клубок геополитических, военных и миграционных проблем региона, складывавшихся здесь на протяжении более двух сотен лет, "набегами", "грабежами", "убийствами", "работорговлей" и "криминальным образом жизни горцев", - заявила Тахнаева.

Ученый рассказал об укладе жизни черкесов и их изгнании в XIX веке

Современная Россия активно позиционирует себя как правопреемница Российской империи, в связи с чем заявления посла не являются удивительными, считает научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, историк Заурбек Кожев.

"Представление колониализма как некоего светлого прошлого для всех народов империи, которые «имели счастье» оказаться «присоединенными» ею - это тезисы XIX века, того времени, когда Кавказ активно завоевывался. Для того чтобы каким-то образом оправдать... [притеснения] местных народов, их объявляли разбойниками и дикарями. Хотя миллионное население Западного Кавказа, черкесы, убыхи, абазины были земледельцами, скотоводами, жили за счет сельского хозяйства и не были грабителями и работорговцами. При том что сам факт работорговли отрицать глупо. Но, к слову, Российская империя отменила крепостное право в 1861 году, и то, что на Кавказе существовали не свободные сословия - для середины XIX века это скорее правило, чем исключение", - сказал он "Кавказскому узлу".

Вопрос "добровольного переселения черкесов", по мнению Кожева, наилучшим образом иллюстрируют цитаты русских генералов того времени.

"Это планомерное уничтожение, аулы сжигались сотнями, посевы вытаптывались, сады вырубались. Тезис о предоставлении земель [на равнине] является ложью, их было предоставлено максимум на несколько десятков тысяч человек, и даже статистически, где изгнание... коснулось сотен тысяч людей, поместиться на выделенных участках они не могли. С точки зрения академической истории этот период [истории] прозрачен, тогда и не скрывалось, что план окончательного покорения Кавказа был принят на самом высоком уровне, одобрен царем и предполагал очищение края от туземного населения и занятие его лояльным, православным населением, и он был осуществлен. У черкесов не было дилеммы принять что-либо добровольно", - считает историк.

Он назвал процесс переселения черкесов длительным, продолжившимся уже после окончания Кавказской войны, однако тезис о добровольности их исхода противоречив.

"Сложно оценить численность тех, кто был изгнан до 1864 года и кто по тем или иным причинам был вынужден покинуть родину вплоть до начала XX века, когда последние уезжали уже с российскими паспортами. Если касаться массового изгнания последних лет Кавказской войны, то с 1820 года все население Западного Кавказа по Адрианопольскому миру было де-юре передано в состав Российской империи Османской империей, которая эти территории фактически не контролировала, но акт был заключен. Горцы Западного Кавказа с 1829 года рассматривались как мятежные подданные, люди не хотели признавать этого акта и боролись, но со стороны империи обоснование войны с черкесами было тем, что они, будучи подданными, не покорились русскому царю", - сказал Кожев.

Активисты осудили слова посла о черкесах

Черкесские активисты раскритиковали слова российского посла Ерхова о добровольном переселении народа с Северного Кавказа в Османскую империю.

Посол "всего лишь в очередной раз озвучил официальную версию России", полагает американская журналистка черкесского происхождения Фатима Тлисова. "Версию, которую РФ озвучивает постоянно годами на любого уровня международных площадках. Я лично слышала ее по крайней мере два раза из уст представителей РФ или "экспертов" из РФ здесь в Вашингтоне, на международных конференциях", - написала ранее Тлисова на своей странице в Facebook.

Общественная организация "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края решительно осуждает тезисы интервью российского посла в Турции, заявил председатель организации Аскер Сохт. "Фальсификация истории, откровенная дезинформация, [...] информационные и политические провокации, попытки внести раскол по этническому принципу способны принести лишь крайне негативные последствия", - написал ранее Сохт от имени организации на своей странице в Facebook.

Материалы о положении черкесских репатриантов в регионах юга России "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Черкесский вопрос".

Автор:Магомед Туаев
18.02.2020 в 09:23Sergey Karamyshev
Кремлебот уже отрабатывает тему ... [...].. Все карты того времени все поселения по сей день имеют черкесские имена но ты нагло врешь за копейки ...   Ни одна нация не будет просто так покидать землю на которой жили ее предки еще никто и никогда добровольно без причин их не покидал... Такую проплаченную ахинею мог только фашист сказать. Тогда и вас русских на донбасе не убивают а просто помогают переселиться обратно в россию исключительно по вашему желанию... Нравится формулировка ?


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

17.07.2020 в 11:01Артур Рихардт
Которые хорошо оплачивались из вне.
18.02.2020 в 07:59..Бэн Джойс.
Да и вообще,посол давал интервью,а не выступал с развернутым научным докладом,вот поэтому все в его словах так,как выражается историк"сказочно просто".
18.02.2020 в 07:19..Бэн Джойс.
Представляю чтобы было в Турции с этим профессором,если бы он говорил и писал обратное...А у нас историкам из КБИГИ можно развивать националистические и сепаратистские настроения,а уж как они писали "историю"в конце 80х и 90х,так и врагов не нужно...
18.02.2020 в 07:08..Бэн Джойс.
Кто бы это говорил про"лженаучно"но только бы не "историки"КБИГИ,да прохфессор турецкого университета...)Любой национальный патриот с удовольствием бы вырвал из истории страницы,и дополнил бы своими "изысканиями"с претензиями на истину,добиваясь этим не исторической правды,а политической выгоды.
18.02.2020 в 09:20kr
Вначале нам мешали угрофины- устаивали набеги на наши завоевания- мирные русские села, построенные на их земле, затем на мешали татары - снесли, , затем завоевали сибирские народы, которые жили набегами потом кавказцы нападали на наши мирные станицы -депортировали, и пошло поехало
18.02.2020 в 13:34..Бэн Джойс.
Все верно Шура,когда кого интересовало мнение и судьба народа и народов вообще...Это на словах только любовь и забота...)
18.02.2020 в 12:36..Бэн Джойс.
Империи разрушались силами не только извне,но и во многом благодаря внутренним разногласиям.
18.02.2020 в 13:28shura08.74@mail.ru
Согласен, будь тогда согласие между правителями и народами сев.Кавказа, карта сейчас могла бы выглядеть по другому. 
18.02.2020 в 13:44Корней
Странно, такие адекватные черкесский политикум и молодежь. Топят неразумные хазары хабзары – горе-активисты. Какие там у них фамилии. - Да не отсохтнет рука дающего, покочесокайте, где чешется, не шорманьте песнь унылую. Бохус с вами.
18.02.2020 в 13:26Корней
1. Работорговля черкесов пленными славянами – не криминалитет ли дичайшего уровня? Как у Высоцкого «в городе 5 углов получил по морде, но не Соколов, пел, скандалил, ну значит правильно, что дали».

2. Кавказская война длилась 50 лет, а не 101 год, как фейки гонят КБГУ, Адыгский гуминститут (единственные, вопреки общепризнанной «академической мысли»)

3. Трагедия черкесов была на утлых суденышках, как нынче у беженцев. Но и в ожидании их, увы, также. Аксакалы велели переселяться по соображениям веры, мухаджирство. Пойма р. Кубани их не устраивала. Так что, «Здорово аксакалы! – Давно сидим.» (на динамите из х/ф «Бел. солнце пустыни").

4. Признание нарсобраниями КБР и Адыгеи якобы геноцида – выстрел себе в ногу. Как и политзаказ извне «нет Олимпиаде-14». Это спиносогбенная, локте-колено-стояние, челом оземь черкесских активистов перед их непосредственным куратором – амер. Джеймстаунским фондом.

5. Попробовали бы подобные опусы «научные» и худ. лит-ры в Турции vs турок издать, как ныне в РФ vs русских… [...], осовременив перформансом. Первыми – доцентов с кандидатами по «черк. геноциду» из этих вузов.


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

18.02.2020 в 15:04Артур Рихардт
Интересно ,а амеры думают о своём народе?
18.02.2020 в 13:46Абоминог
Одна империя сохранила язык традиции ии культуру адыгов а другая полностью уничтожила вот такая разница
18.02.2020 в 14:09shura08.74@mail.ru
Бэн, к гадалке не ходи , мы с тобой, у нас же денег дохрелиарда. Они в очередной раз затеяли аферу, платит простой люд, а самое смешное (злой смех)  что все это преподносят как во благо нам простой черни, и мы еще должны быть благодарны. 
18.02.2020 в 15:03Артур Рихардт
Проснись сказочник. Россия сохранила адыгам государственность, свой язык, и свою культуру. А что дали турки, кроме обещаний, боли и лишений.
18.02.2020 в 14:03..Бэн Джойс.
Шура,слышал новость,Россию Гаагский суд обязал Россию выплатить акционерам Юкоса 50млрд$?Как ты думаешь Путин с Сечиным будут платить за блудни затеяные с преднамереным банкротством Юкоса,или мы с тобой?)
18.02.2020 в 15:33Артур Рихардт
Печеньку хочешь ? 
18.02.2020 в 13:24shura08.74@mail.ru
Бэн честно, положа руку на сердце, ни Российскую империю, ни Османскую империю судьба народов населявший сев.Кавказ вообще не интересовала. Клали они большой болт на местное население. Каждый пытался отодвинуть от себя границы и расширить империю. Россия вырезала и сжигала целыми селами черкесов, Османская империя тоже не с распростертыми руками принимали черкесов, погубила уйму людей. Как ты говоришь турки есть турки, сейчас одно говорят через пять минут переобуваются на лету. 
18.02.2020 в 15:24Артур Рихардт
Ну да, а Бошку забить либеральной лабудой, типа злой русский нагибал все народы, а они были былые и пушистые. Геббельс говорил, 200 раз соврёшь, народ и поверит. Учите историю, мой друг, и не гоните пургу по ушам. Вы, я дико извиняюсь, не безобидный славянин ? Тролята, вы тролята. По чём печеньки?
18.02.2020 в 15:56Артур Рихардт
А, что у народа Кавказа своей головы не было? Или денег хотелось? Эту пургу, рассказывай, кто Кавказ только на карте видел. Почему адыги не сохранили свою государственность, язык и культуру в Турции ? И не забывай, что Кабарда например добровольно присоединилась. Был выбор, лечь под турков, или войти в состав  великой империи, оставив свой язык и культуру. Наша царица выбрала будущее. Ну а кто ушёл, сам виноват. И завязывай сказки рассказывать.
18.02.2020 в 15:41Артур Рихардт
Радость моя, главное, что ты свободный и не в рабстве. 


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]

18.02.2020 в 15:20shura08.74@mail.ru
Язык и культуру сохранили ее носители. Великое благо уничтожить девять человек из десятерых и для одного "сохранить" язык и культуру. И где в моем тексте сказка? Простая истина из-за имперских амбиции России и Османской империи пострадали народы сев.Кавказа. 
18.02.2020 в 15:31Артур Рихардт
А тебе, [...], кто платит? Или ты,[...]?


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

18.02.2020 в 16:51Mokhmad_return
троль, так такие как ты внутри и разрушают всегда, что во времена Османской империи, что сейчас. басни про свое добровольное присоединение оставьте. в них не верите даже вы сами, сатрапы царя русского. Прийти, оккупировать, сжигать и уничтожать, а потом представить, что туземцы проявили мудрость, сами пришли с поклоном. Надо ж какой щедрый жест с вашей стороны, великодушные оккупанты
18.02.2020 в 17:10Артур Рихардт
Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности, оскорбления и нецензурная лексика запрещены Правилами
18.02.2020 в 17:49Артур Рихардт
Я за всех, и не говорю. Мои предки тоже разделились. У меня родственники в Турции , Иордании, и натерпелись не хило. Просто ,говорить историю как была, а не сказки рассказывать ,что звёзды не так расположены ,потому что Россия виновата.
18.02.2020 в 17:51..Бэн Джойс.
А это повестка дня,даже не дня и не десятилетий,а веков-Россия виновата во всем.
18.02.2020 в 17:34..Бэн Джойс.
Это уже другой вопрос,в чем она выражалась...Видимо больше фунтов пообещали,хотя не все же повелись,были и такие которые держали сторону России,да и не всех мухаджирство манило,и не всех туда выгоняли,если твои предки остались,Шуры,и многих других.
18.02.2020 в 16:42Артур Рихардт
Я и говорю ,что ты сказочник . Если бы,да ка бы. Сказочник,и как бы жил Северный Кавказ имея десятки народностей,которые между собой постоянно враждовали? Удивительный ты сказочник. Ты хочешь рассказать, мне, историю моего народа? Тролюшка,откуда такая забота о моём народе? Ты печеньки вкушаешь амэриканьские,или ча, эвропэйские? Какие печеньки слаще, мой друг?
18.02.2020 в 16:19shura08.74@mail.ru
Ты вообще умеешь читать? Если бы была голова, и единство, то ни России ни Турции не суждено было бы находиться на территории сев.Кавказа. Продавались все , у каждого была своя цена, кто не продавался того уничтожали. Повторяю для тех кто на бронепоезде, ни Россия ни Турция ничего хорошего не сулили в тот момент сев.Кавказу. Простой захват территории, расширение границ, путем подкупа , войн, уговоров, на войне все средства хороши. И если ты хочешь сказать что Россия белая и пушистая была на тот момент , ты глубоко ошибаешься. 
18.02.2020 в 17:35..Бэн Джойс.
Да?Не обращал внимания.
18.02.2020 в 17:15shura08.74@mail.ru
Как говориться « Родине нужны герои, страна рожает дураков» 
18.02.2020 в 17:10..Бэн Джойс.
Водички попей.)А если хочешь знать правду,то ищи ее где то посредине,еще древние об этом говорили...)
18.02.2020 в 17:12shura08.74@mail.ru
Просто оппонент не понял , того о чем я пишу. Но щедро одарил подозрениями о поедании мной американских и европейских печенек))))) 
18.02.2020 в 17:48..Бэн Джойс.
Периодически думают.Избиратель у них значимая фигура,не то что у нас...)
18.02.2020 в 17:22антип
Бен, а ты обратил внимание, что практически у всех угнетенных, местом жительства отмечена Москва? Бедные они, угнетенные.
18.02.2020 в 17:19..Бэн Джойс.
Бывает...Тем более в инете.
18.02.2020 в 16:54shura08.74@mail.ru
О каком твоем народе? Ты я смотрю диалог без оскорблений вести не можешь, так вот тебе совет , следи за своей метлой пока кто нибудь тебе ее не подрезал. Ты понятия не имеешь с кем общаешься, не важно со мной или нет, у тебя просто культуры такой нет. Ты сам позаботься о своем народе тем, чтобы хотя бы не позорить его, своими глупыми высказываниями и поведением в обществе. За сим откланиваюсь , и не имею больше желания с тобой общаться, так как считаю это контрпродуктивно,  и ведет к разжижению мозга. 
17.07.2020 в 11:11Артур Рихардт
Одни уже пугали,сейчас по норам щимятся,убежище просят. [...].


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]

18.02.2020 в 15:09Артур Рихардт
Внутренние разногласия, богато оплачивалось из вне. И всегда найдутся пара шайтанов, готовые не только маму родную продать, но и бросить в топку свой народ, ради плюшек цивилизованного мира.
18.02.2020 в 17:05..Бэн Джойс.
Так Шура и говорит,если бы среди народов Сев.Кавказа был мир-дружба-лакум(хычин),то и Империи бы немножко по другому себя вели...Служили бы своеобразным буфером.А так,ввиду постоянных непоняток между собой,произошло то,что произошло.Даже вроде объеденившись согласия не было,клятвы о верности раздавали и тем,и другим,в зависимости от ситуации...А шанс сначала встать на сторону России был упущен,и в этом заслуга турецкой дипломатии.Кстати,Шуру на Узле никто не может обвинить,что он печеньки чужие кушает...)
19.02.2020 в 07:13суровый
Или наоборот,чтобы не сказал политик,найдется негодяй историк,и обвинит в антинаучности.
19.02.2020 в 05:56..Бэн Джойс.
Оно конечно так,но почему то туда все стремятся...)Не по глупости же своей?)Лично мне,рожденному и воспитанному в СССР,куда бы и хотелось поехать в последнюю очередь,так это в США,и Саудию...)
19.02.2020 в 08:20Корней
Само обсуждение исторических вопросов - это зачастую межэтническая дискуссия. И приводит она, если не к разжиганию вражды, то к обострению «преданий старины глубокой» и взаимным коллизиям, недомолвкам по извечной схеме раздрая: «свой-чужой». А это всегда тупик, и каждый остается при своем «бубновом интересе». Здесь должен быть уровень, на котором уже надо тормозить в обсуждении этих вопросов.

    Кабарда выпустила столько учебников истории о якобы черк. геноциде царской Россией, что сходу отравляет молодое поколение. Ну а мне, что?, остается включить Гимн Кубани со строчкой "О тебе вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на басурманина мы идем на смертный бой".

   А это просто исторический символ, и не выбросить слово из песни, тем более гимна. Он совсем не настраивает меня vs современников, соседей, ну нисколько не заостряет. Острее воспринимаем мы вместе с соседями истинного неприятеля лишь в иной песне: «И врага ненавистного крепче бьет паренек За советскую Родину, за родной огонёк». Так что «брейк, дру́ги», а по правилам, это и обязательный шаг назад обоих боксеров.

19.02.2020 в 07:25суровый
История уже давно стала инструментом в руках политиков.
18.02.2020 в 22:35Игорь Сажин
Тут у нас недавно было собрание местной народности, и они приняли резолюцию о не допущении фальсификации истории. Судя по послу России в Турции скоро все будут мерятся фальсификациями. Одни фальсификаторы будут убеждать, что другие фальсификаторы более фальсификаторы. В такой ситуации остаться историком очень сложно. Что бы ты историк не сказал, всегда найдется политический негодяй, который обвинит ученого в фальсификации истории. 
18.02.2020 в 17:21Артур Рихардт
Вся турецкая дипломатия выражалась в английских фунтах. Вот и вся дипломатия. Можно подумать, что турки воевали с Россией всегда по своему желанию. В турецкие дипломатические уши всегда дул английский, немецкий ветер, поддержанный золотом. Я сам с Кабарды, и историю своего народа, знаю хорошо, да и мои родственники в Турции, мне много чего рассказали., как они выживали. Как говорится, поселили там, куда русский Макар, телят не гонял. А в истории нет, если бы.
18.02.2020 в 20:11Артур Рихардт
Я за это, и говорю. У истории заднего хода нет, что случилось, то случилось. Моя родина Кабарда, но Кабарда входит в состав России. И этой России, мои предки, и я сам, служили, и за чужими спинами не прятались. Поэтому если кто-то гонит пургу не по делу, и искажает факты, молчать не буду. И гривой махать не буду, подстраиваясь под другое мнение, у меня своё мнение есть. Говорить надо правду, как бы она горька, не была. [...]


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

19.02.2020 в 10:59Малик Эль-Джебена
Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".
19.02.2020 в 11:00Малик Эль-Джебена
Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.
18.02.2020 в 11:39shura08.74@mail.ru
А тем временем: 

.........Правительство КБР покупает за бюджетные деньги иномарки по 1,9 млн рублей.

........аутсайдер рейтинга по уровню безработицы Кабардино-Балкария оказалась на 79-м месте рейтинга

 

..........В Кабардино-Балкарии с июля 2020 года тарифы на жилищно коммунальные услуги вырастут на 5,4%. Более высокое значение индексации только в Чечне - 6,5%. Для сравнения, в Москве ожидается повышение на 5%

...........750 млн рублей на завершение строительства национального театрального центра «Дворец театров» в Нальчике ( даю перевод, сожрут бабки в размере 750 млн)

............Людям за просьбу выделить землю под сельское хозяйство, подбрасывают боеприпасы и сажают в тюрьму как экстремистов. 

А людям пудрят мозги всяческие историки и политики (недоучки, и недоумки)  , отвлекая внимание от насущных проблем. 250 лет назад какой нибудь чувак что-то увидел , через девять человек эта история обросла всякими апгрейдами, и одиннадцатый услышал ее уже абсолютно чипированую. Не стоит забывать , что каждый кулик хвалит свое болото, и так будет всегда. 

........ Наши предки (все народы)  населявшие сев.Кавказ, были великие , у всех народов, были и свои минусы и свои плюсы, у всех народов в семье не без уродов, Они прожили свою жизнь так , что мы гордимся ими сейчас, а мы сами ничего абсолютно не сделали , чтобы о нас говорили потомки. Обсуждаем и отвлекаемся на  высказывания того или иного недоумка разжигающего межнациональную рознь, а тем временем наши правители имеют нас вдоль и поперек. 

18.02.2020 в 10:57Sergey Karamyshev
пс обращаюсь не ко всему русскому населению а именно к нацикам  казачкам  и им подобным которые ищут оправдания ... Конечно они не признают геноцида на это мужество надо яица иметь .. В первую очередь надо выкинуть имперские амбиции из своей башки и заменить суровой реальностью , в которой ваши предки грабили убивали народы которые и близко их не трогали ... Конечно гораздо приятней жить с мифом что ты потомок неких "безобидных" славян коим видимо себя причисляет сей посол.. Да то только это все рано или поздно против вас же и сыграет.. Вы уже вымираете уже убыль русского населения рекордна а все изза ваших имперских замашек... Германия признала и показала что можно жить достойно и после , без империализма.. И жить с достоинством когда тебя уважают... Но у вас особый путь ...
19.02.2020 в 10:58Малик Эль-Джебена
 не спорь с ним он купленный бот
19.02.2020 в 11:06Малик Эль-Джебена
тебе факты показать где жил русский изначально и куда его занесло со временем... Круче русских разве что англосаксы да тюрки кочевые территории охватили .. Только у тех мозгов в основе хватило понять что это провальный способ развития хапать чужие земли а у вас все нет... ПС любой кто произносит слово либерал в подобных речах 1000000 процент бот .... и человек говорит о старых устоях те как раз наобарот либеральным течениям но ты чучело даже не понял этого все по методичка стряпаешь
19.02.2020 в 10:56Малик Эль-Джебена
[...] у тебя нет мужества ответить за свои слова а он привел все по факту ... то что есть пригожин и его боты доказано а то что есть какието еще которые с вами спорят я нигде доказательств не читал... [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]

19.02.2020 в 11:50Игорь Сажин
Но политик скорее всего антинаучен, потому что политик, ради политической мобилизации, любит красить исторические события в нужные ему краски, политик ищет в истории своих и чужих, плохих и хороших, историк не может себе это позволить, настоящий ученый-историк сродни математику, у которого цифра не может быть ни плохой, ни хорошей. История не имеет оценочных ориентиров, все оценочные ориентиры приносят в историю политики. 
19.02.2020 в 14:54Корней
И чтоб на меня, казака, собак не вешали карамышевы… Мои внучатые племянники (мой достойнейший кузен их дедушка) полукровки - черкес и даргинец. А моя прабабка полугречанка. А восхищаюсь я, по жизни, полу-табасаранкой Леной Исинбаевой. Все перечисленные наполовину русские, и казаки.
19.02.2020 в 14:50Корней
Вот ведь как -Sergey Karamyshev - в переводе, что, черная мышь- всех на ветке причислил к бото-фирме. Видно, сам готов обнародоваться «да, я был на Кенделене». То ли гордым всадником «в обход», то ли в 1-х рядах бузотеров уже пёхом. Что-то аксакал-балкарец приметил в одной из групп обкуренных. Зачисти ряды своих сторонников, Карамышев. Понимаю, что ты из активистов АдыгХабз. Тогда предложу молитву-перечислением горе-активистов «АХ»: Да не отсохтнет рука дающего, покочесокайте, где чешется, не шорманьте песнь унылую. Богус с вами. 
18.02.2020 в 17:37Артур Рихардт
Я хоть и с Кавказа, но Османская империя, мне по барабану. Мои предки Османскую империю, на шампуре вертели. Чей же ты, сатрап будешь? У кого на подсосе сидишь? Я родился в Кабарде, на своей родине, и своей родине служил. А ты от кого печеньки получаешь. [...] Отдыхай, борец с экологией, и любитель Османской империи. [...]


[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Призывы к насилию и переход на личности запрещены Правилами.]

19.02.2020 в 11:51Игорь Сажин
История как миф - это реально инструмент, а вот история как наука не может быть инструментом, как только история становится инструментом - она тут же кончается как наука и становится мифом, сказкой. 
18.02.2020 в 20:31Артур Рихардт
Амеры думают о народе? Вы серьёзно ? Поэтому в штатах 65 млн живут ниже плинтуса, хороша забота. Вы, мой друг, в штатах были ? Или вы судите по либеральной прессе ? Я вас, разочарую. Если вы, не приносите денег, то вы никто, и звать вас, никак. А изобретатель, везде значимая фигура. А вы изобретатель?
18.02.2020 в 12:13..Бэн Джойс.
Шура,когда все друг на друга оскорбляются,о каком единстве супротив властей можно говорить...Это во первых.А во вторых турки и есть турки,с испокон веков воду мутили и всегда находились подгавкиватели,что тогда,что сегодня,а эти оскорбленные типа тех,что Пастернака не читали,но осуждают,посол то говорил все через призму не очень хороших отношениях в российско-турецких отношениях,и что тогда они тоже приложили руку к развязыванию войны,и про черкесов было сказано в этом контексте...А тут еще Андрианапольский мир вспомнили де-юре,забывая что де-юре та же Кабарда и нынешняя Адыгея присоеденилась к России в 1711 году,на что есть докУмент за подписью семнадцати уроков,а вот на счет выхода из России,и практически перейдя под протекторат османов нет...Если уж искать виновновных,то среди всех участников войны,а не так,Россия виновна а остальные все жертвы.
07.03.2020 в 00:57Шмель
Ты поговори нам ещё тут про рабство.  Чаще его вспоминай, особенно так пренебрежительно  и хамски по отношению к русским. Считаешь это очень смешно было когда черкесы продавали русских детей на утеху Османам?
07.03.2020 в 01:01Шмель
А тебе факты показать где черкесы жили изначально и где они живут теперь на территории России? Посчитать тебе сколько черкесов и адыгов в Москве живут? Их что геноцид попутал? Может объяснишь это явление с позиции своей логики?
10.03.2020 в 22:54Rasul-Tur
Адыги  Черноморского побережья веками входили в Османскую империю и как жители империи переселялись туда и до Кавказской войны  Кавказская война была религиозной войной (Газават)в которой участвовали мюриды добровольно поклявшиеся на верность имаму Шамилю Шамиль создал государство Имамат с законами шариата Многие думали что ислам запретят на Кавказе и эмигрировали в Турцию добровольно В основном это были адыги аварцы и чеченцы 
19.02.2020 в 10:57Малик Эль-Джебена
причем тут америка ой я тебе же писал твой диагноз ясен зовите всю бригаду и минусуйте крысы... помните одно  за все вы ответите
18.02.2020 в 10:51Sergey Karamyshev
теперь для нацистов говорящих как не вспомни адыгский вопрос про какоето рабство и тп .. Не путайте адыгов и чеченцев , вторые всегда были боевым народом  и для них в те времена это норма да они до недавнего времени а может и сейчас этим занимались.. Адыги черкессы были мирные , наверное через чур , будь тут в то время больше чеченов а не адыгов вот тогда бы вы завыли  бы по настоящему ... теперь про рабство.. вы русские по сей день в нем  и ничего .... https://ria.ru/20200217/1564784954.html?utm_medium=referral&utm_source=lentainform.com&utm_campaign=ria.ru&utm_term=1275531&utm_content=8327351