17:35 / 29.02.2020Археологи добились приостановки стройработ в зоне Зильгинского городища

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Расширение автодороги Владикавказ-Моздок, из-за которого под угрозу поставлено существование памятника истории федерального значения - древнего города алан, именуемого учеными как Зильгинское городище, приостановлено после того, как ученые и активисты в Северной Осетии привлекли к ситуации внимание.

Работы по реконструкции дороги остановлены после требований археологов и активистов

Комитет по охране и использованию культурного наследия Северной Осетии выписал предписание комитету дорожного хозяйства провести работы по сохранению археологического наследия в Зильгинском городище, которое подвергли разрушению во время реконструкции автодороги в Моздок, сообщила 28 февраля зампредседателя комитета по охране и использованию культурного наследия республики Людмила Чехоева.

«Мы сначала выписали предписания подрядчику и заказчику. Подрядчику — чтобы прекратили работы, заказчику, чтобы провели работы по сохранению археологического наследия. По итогам выполнения предписаний будем решать, подавать на них в суд или нет», - рассказала Людмила Чехоева «КрыльямTV».

Дорога не должна была расширяться, однако строители внесли изменения в проект без согласования с археологами, сообщил ранее проекту «Rajdian» директор ООО "Археологический центр" Феликс Дзуцев.

В комментарии корреспонденту «Кавказского узла» сегодня Дзуцев сообщил, что в настоящий момент строительные работы приостановлены. «На сегодняшний день работы строителями не ведутся, и археологами - тоже. Для работы археологов надо заказать определенные лицензии, чтобы раскопать там все, что осталось. Как правило, работы археологов бывают до начала строек, безотносительно того, что строят - дорогу, тянут ЛЭП или газ. Первоначально археологами должны бывают быть освобождены площади, далее к работам приступают хозяйственники. В этом случае так не происходило», - рассказал Феликс Дзуцев.

Строительные работы были приостановлены благодаря тому, что активисты и археологи обратили внимание на разрушение памятников культурного наследия.

12 февраля на своей странице в Facebook председатель правления в Национальном историко-этнографическом обществе Алании "Уасамонга" Марат Цагараев написал о допущенных нарушениях при расширении дороги и безвозвратной потере объектов культурного наследия, если работы не будут приостановлены.

«Зильгинское городище хранит в себе много не открытых секретов древних алан, но работающая на нем тяжелая техника оставляет мало шансов на его планомерное изучение. Сохранение этого памятника дело чести не только наших охранных центров, прокуратур, МВД, не только администраций или научных организации, но и дело чести всех жителей республики», - написал Цагараев.

На видео, размещенном 26 февраля на странице «Rajdian» в Facebook Феликс Дзуцев рассказывает о нарушениях в ходе строительства трассы Владикавказ-Моздок. «Изначально речь шла о том, что дорога не будет вообще расширяться ни на йоту, что называется. Однако они расширились и углубились, и […] в результате были разрушены аланские катакомбы. Там [на поверхность] выходят сабли аланские, кости. То есть там были произведены значительные разрушения. На территории строительных работ обнажены катакомбы, и мы даже не имеем права их раскапывать, поскольку для этого лицензия нужна», - рассказывает Феликс Дзуцев. Он подчеркивает, что дорогу строить необходимо, но нужно найти компромисс. Археолог также сообщил, что указал строителям пять мест, где находятся археологические объекта, и где строительные работы необходимо приостановить.

Также в этом видео показаны строительные работы, которые ведутся на дороге – там работает бульдозер. На других кадрах в земле видны отверстия, ведущие в катакомбы, где расположены сами погребения. Эти отверстия в земле расположены по краям строящейся дороги.

Идет сбор подписей под петицией с требованием остановить разрушение «Зильгинского городища»

20 февраля Марат Цагараев на сайте Change.org создал петицию, в которой требует остановить разрушение памятников истории археологии в ходе реконструкции автодороги на Моздок.

««Зильгинское городище» — это крупный по всем меркам аланский город, возможно, одна из ранних аланских столиц. «Зильгинское городище» известно науке с 1969 года. Однако в большей своей части памятник является не исследованным. Площадь памятника около 1,5 км², культурный слой до 5 м. Цитадель, 3-частный «окольный город», окружённые рвами (первоначальная глубина более 10 м), остатки стен из сырцового кирпича с использованием речного булыжника; наземные постройки с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной на сырцовом фундаменте, многочисленные хозяйственные ямы», — говорится в петиции.

В петиции указано, что «на протяжении всей своей новейшей истории «Зильгинское городище» разрушалось в результате хозяйственной деятельности и продолжает умышленно и планомерно разрушаться». «В начале дорожниками, проложившими трассу прямо поперёк городища, потом кирпичными заводами, уничтожившими часть территории памятника вместе с находящимися там аланскими погребениями, и вот теперь вновь дорожными бюрократами, решившими для удобства расширить «дорогу на костях» […], за счет территории памятника федерального значения. Строителями осознанно и грубо нарушается целый ряд федеральных и республиканских законов и постановлений правительства РФ», — сказано в петиции.

Как заявляет ее автор, обращение составлено с целью привлечь внимание к проблеме руководства Северной Осетии, уполномоченных государственных структур и правоохранительных органов и «потребовать от них принятия безотлагательных и решительных мер, направленных на соблюдение законодательства РФ в части охраны и использования памятников истории и культуры».

Петиция, которая адресована главе Северной Осетии, председателю комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии и министру культуры России, к 17.30 мск 29 февраля, собрала 1 287 подписей.

Адвокат рассказал об ответственности за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия

Ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия предусмотрена Уголовным кодексом России, сообщил в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» управляющий партнер Адвокатского Бюро «Плиев, Лепшаков и партнеры» Муса Плиев.

«Согласно ст.243 УК РФ, за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей понесут ответственность лица, принявшие решение о проведении таких работ - Министерство, ведомство, то есть глава органа, принявшее такое решение. Но возможна ситуация, что есть экспертное заключение о целесообразности (возможности, допустимости и т.д.). При наличии ущерба с иском может обратиться прокурор в интересах субъекта РФ или самой РФ», - сообщил юрист.

Автор:Магомед Туаев