ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Участники митинга в защиту прав калмыцкого народа потребовали исполнения закона "О реабилитации репрессированных народов" в полной мере, отставки Бату Хасикова и Дмитрия Трапезникова, прямых выборов мэра и реакции властей на высказывание главы парламента Хакасии Владимира Штыгашева.
Как писал "Кавказский узел", 14 марта в Элисте состоялись согласованное шествие и митинг в защиту прав и интересов калмыцкого народа. У одной из участниц представители власти требовали убрать плакат, а также мешали протестующим во время шествия, рассказали активисты.
В ходе акции они планировали потребовать наказать главу парламента Хакасии Владимира Штыгашева за его высказывания о депортации калмыков. 29 января Владимир Штыгашев с трибуны парламента Хакасии заявил, что высылке во время Великой Отечественной войны подлежали те народы, где "большинство <...> воевали на стороне фашистов - мужское особенно население". Также Штыгашев отметил, что во время войны было выявлено массовое участие калмыков в вооруженных формированиях, воевавших на стороне Германии. В тот же день Штыгашев извинился за эти слова, указав, что "нет и не было никакого оправдания депортации калмыцкого народа, это трагедия". "Я искренне сожалею, если сказанное о войне мною задело чьи-то чувства", - сказал он. Видеозаписи с этими выступлениями были опубликованы на YouTube-канале ИА "Хакасия".
По словам соорганизатора митинга, общественного деятеля Валерия Бадмаева, митинг собрал "не так много людей - человек 400".
"А под конец и вовсе человек 200 осталось. Потому что, наверное, стало прохладно, и некоторые разошлись", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он признался, что "ожидал большей активности". "В соцсетях и личных разговорах, в том числе где-то в общественных местах, в транспорте - складывалось ощущение, что придут многие, потому что многие выражали такое желание. На предыдущих митингах, когда собиралось по несколько тысяч человек, такой реакции заметно не было, но люди все равно приходили. А сейчас вроде и реакция была широкой, а людей собралось немного", - отметил Бадмаев.
Он рассказал, что на митинге поднимались различные вопросы. "Очень многие выступали по заявлению (председателя парламента Хакасии Владимира) Штыгашева, говорили о том, что он должен быть привлечен к ответственности за свои слова (о калмыках). Назначение (исполняющего обязанности главы администрации Элисты Дмитрия) Трапезникова тоже было основной темой. Всё это давало отзвук на политику (главы республики) Бату Хасикова и Народного хурала по этим двум вопросам. Также выступающие говорили о поправках в Конституцию РФ и обнулении сроков Путина, о том, что проект Конституции, который предложил Путин, не должен быть поддержан. Потому что наш Народный хурал уже проголосовал за эти поправки, кроме депутата Намсыра Манджиева - он один выступил против, так теперь хотя бы люди не должны это одобрить", - сказал Бадмаев.
Депутаты Народного хурала Калмыкии 12 марта поддержали закон о поправках к Конституции, причем поправки были одобрены двумя третями голосов.
По словам принявшего участие в организации митинга активиста Бадмы Бюрчиева, основными темами митинга были "Трапезников, несогласие с его назначением, и Штыгашев, призыв осудить его по уголовной статье, а не так, чтобы он отделался предупреждением".
"Несколько человек выступили по Конституции, выразили возмущение ее изменением. Поэтому звучал и Хасиков - он пересекался со всеми этими темами. И Трапезников - его ставленник, и по заявлению Штыгашева он (Хасиков) не отреагировал, и по Конституции тоже, мол, именно эта власть приводит нам таких, как Хасиков", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Число участников митинга Бюрчиев оценил в 300-400 человек. "Это было предсказуемо. Во-первых, коронавирус. Есть в республике те, кого проверяют на него, и некоторые люди из числа наших сторонников говорили, что сейчас не стоит проводить митинг. И они в итоге не пришли. Во-вторых, есть общий спад, разочарование, потому что предыдущие митинги результата не принесли. Я рассчитывал на 1000 человек, хотя держал в уме, что коронавирус может оттолкнуть. Плюс, я думаю, повлияли организационные моменты. Мы подавали два уведомления - на 14 и 15 марта, в расчете на то, что, если откажут 14-го, выстрелит 15-е. Они по 15-му отказали, и мэрия вынесла предостережение, что митинг 15 марта не согласован. Это тоже сыграло роль, потому что многие подумали, что сегодняшний митинг - несогласованный. Приходилось всем объяснять, что было два уведомления. В общем, это совокупность факторов", - заявил он.
Активист, юрист Семен Атеев также отметил, что число участников митинга "было гораздо меньше, чем на предыдущих митингах".
"Но тут понятно - есть определенная усталость у людей. Плюс, конечно, сказались те карательные меры, которые были предприняты властью против активных участников митинга. Это людей не мотивирует выходить на публичные мероприятия. Но мы все равно будем проводить - доводить до общественности, до власти свое отношение к тем событиям, которые происходят в нашей республике и России", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Атеева, в начале митинга сотрудники правоохранительных органов попытались запретить один из плакатов, "потому что якобы его содержание не соответствовало теме митинга".
"Вплоть до того, что сотрудница мэрии заявила, что сейчас будет требовать прекратить митинг. Я спросил: "На каком основании? Что именно в этом плакате не соответствует повестке митинга?". Пришлось с ними поспорить. У их претензий не было никаких оснований. Они могли придраться, только если бы на митинге были лозунги экстремистского характера либо оскорбляющие честь и достоинство группы людей по национальному или расовому признаку. Никаких других оснований запрещать людям проносить транспаранты у них не было. Я их спросил: "Вы в каком качестве выступаете, в качестве лингвистов? Вы провели психолингвистическую экспертизу, может, и определили, что этот транспарант нарушает законы? Чтобы требовать его убрать?"- сказал Атеев.
По его словам, "требовать от организаторов митинга, чтобы те изменили повестку митинга, или указывать участникам, соответствуют ли их плакаты повестке или нет - это не дело сотрудников правоохранительных органов или мэрии".
"Если у вас есть подозрения, что текст плаката имеет экстремистское содержание, снимайте на камеру и подавайте в суд. Суд будет разбираться на основании проведенных экспертиз. А не они тут на месте будут принимать такие решения. После дискуссии они оставили нас в покое", - отметил юрист.
Он настаивает, что все, о чем говорилось на митинге, соответствует заданной теме. "Люди, кто что считает нужным, то и будет говорить", - заключил Атеев.
На митинге выдвинуто несколько требований
По итогам митинга была принята резолюция (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла"), в котором был выдвинут ряд требований. Это, в частности, отставка Дмитрия Трапезникова с поста главы администрации Элисты, Бату Хасикова - с поста главы республики, а также отозвать Алексея Орлова из Совета Федерации. Участники митинга потребовали вернуть прямые выборы мэра Элисты и глав районных муниципальных образований, Элистинская городская дума должна самораспуститься, после чего должны быть проведены новые выборы.
Митингующие потребовали от президента России Владимира Путина отреагировать на высказывания председателя парламента Хакасии Владимира Штыгашева, а также ввести уголовную ответственность за публичное оправдание депортаций народов в сталинские времена.
Также митингующие отметили, что льготы, предусмотренные законом "О реабилитации репрессированных народов", и компенсации жертвам политических репрессий должны быть возвращены с регионального на федеральный уровень.
Участники акции посетовали на отсутствие реакции властей на высказывание Штыгашева
Участники митинга рассказали корреспонденту "Кавказского узла", почему приняли решение прийти на мероприятие и чего требуют.
"Повестка митинга - за права и достоинство ойрат-калмыцкого народа. Я считаю, это долг каждого калмыка - прийти на такой митинг. Повестка обширная, но почему пришел именно я - из-за высказываний Штыгашева, из-за политической деятельности главы Республики Калмыкия, из-за незаконного назначения Дмитрия Трапезникова главой администрации города", - сказал участник митинга Борис Болеев.
Самым "болезненным для себя" он назвал "вопрос по Штыгашеву". "Это первый весенний митинг, людей было не так уж много. Скорее всего, из-за коронавируса, но я считаю, что протест будет нарастать, митинги еще будут проходить, и я буду принимать в них участие. Потому что и по Штыгашеву, и по Трапезникову - я это воспринимаю как личный вызов", - добавил он.
Участница митинга Александра призналась, что эта акция для нее первая. "Для меня это митинг в защиту калмыцкого народа, в защиту прав и свободы слова. Я восхищаюсь смелостью людей, которые выступали на сцене, высказывали свое мнение", - сказала она.
"Я посчитал необходимым выразить свое мнение по поводу наката, который идет на калмыцкий народ в последнее время. Это заявление Штыгашева, это внутренняя политика здесь, кадровые назначения", - сказал участник митинга Басан Захаров.
По его словам, больше всего его возмутило высказывание Штыгашева и отсутствие реакции властей на него. "Бездеятельность государства, федеральных и республиканских властей, невнятный ответ Хасикова. Если Штыгашев на официальном заседании парламента это говорил, то Хасиков ограничился вялым инстаграм-выступлением, и больше никакой реакции от наших властей не было", - пояснил он.
Участника митинга Улана Дорджиева также задело высказывание Штыгашева. "Мои предки воевали, получили тяжелые ранения, комиссованы были, пришли домой - и в Сибирь. Они всё это прошли, а Штыгашев такое заявляет, и наши власти молчат и ничего не делают", - возмущается он.
По мнению Санджи, на высказывания, подобные тем, которые допустил Штыгашев, необходимо реагировать. "У нас народ инертный, но высказывание-то из ряда вон выходящее, поэтому должна быть какая-то реакция от народа. Вообще этим должны заниматься властные органы. У нас глава есть, Хурал, депутаты разных уровней. Но поскольку они делают это крайне плохо, имитируют активность в этом поле, то хоть народ-то должен как-то реагировать", - сказал он.
Он также согласился с требованиями об отставке Хасикова и Трапезникова. По его мнению, власти, с одной стороны, "заставляют следовать законности, а с другой - постоянно эту законность сами же и нарушают". Кроме того, он выступил против поправок в Конституцию, в частности, против поправки про государствообразующий народ.