Плохо продуманная приватизация ряда объектов (в том числе продажа зарубежным компаниям системы связи и Ереванского коньячного завода), которая, по мнению очень многих в Армении, ущемляет интересы армянской стороны, сформировала у большинства населения страны недоверие к процессу приватизации вообще. Между тем, наряду с непопулярными у населения примерами приватизации имеются и удачные. Одним из них является приватизация малых гидроэлектростанций (мощность малых ГЭС, согласно международным стандартам, составляет до 10 мВт).
С 1997 года и по сей день в Армении было приватизировано 13 малых ГЭС из существующих 25. Из этих 13 ГЭС 12 отремонтированы и находятся в рабочем состоянии, тогда как некоторые из них до приватизации не действовали. По мнению специалистов, результаты приватизации малых ГЭС позволяют сделать вывод о том, что состояние приватизированных ГЭС, за небольшим исключением, значительно улучшилось по сравнению с доприватизационным периодом. В частности, на большинстве приватизированных ГЭС восстановлены гидротехнические сооружения и оборудование, что позволило улучшить параметры станций. Эти ГЭС стали вырабатывать на 10 млн кВтч электроэнергии больше, чем вырабатывали до приватизации. Кроме того, функционирование этих 12 станций создает рабочие места: в среднем, на каждой из этих ГЭС работает 20 человек. А в условиях Армении, где очень высок процент безработицы и в связи с этим большая миграция, каждое рабочее место играет большую роль. Процесс приватизации малых ГЭС будет продолжен. Наряду с приватизацией осуществляется и строительство малых ГЭС. За последний период были построены 4 малые ГЭС, столько же находится в процессе строительства.
В связи со всем вышеизложенным особое внимание занимает вопрос инвестиций. Определенные успехи в этом есть: из приватизированных 12 станций две приватизированы французами, а также выдана лицензия американской компании на строительство новой малой ГЭС.
Следует учитывать, что в годы энергетического кризиса 1992- 1995 гг. основным источником электроэнергии являлись ГЭС. Сегодня 40% вырабатываемой в стране электроэнергии выпадает на долю теплоэлектростанций (ТЭС), на АЭС вырабатывается 40% и 20% - это доля гидроэнергетики. Специалисты считают, что для обеспечения энергетической безопасности такой страны как Армения, небогатой энергоресурсами и расположенной в нестабильном регионе, развитие гидроэнергетики играет большую роль. Согласно официальным данным, теоретически гидропотенциал страны оценивается приблизительно в 21.8 млрд кВтч/в год. В стране имеется 200 рек, длина каждой не менее 10 км. Средние и крупные ГЭС Армении сосредоточены на двух каскадах ГЭС: Севано-Разданском и Воротанском.
Кроме того, так как вопрос закрытия ААЭС не снят с повестки дня, возникает необходимость создания замещающих мощностей. Таким образом, прежде чем закрыть ААЭС, необходимо знать, чем заменить ее выбывающие мощности. В основном, это два пути: диверсификация путей поставок топлива и в связи с этим строительство газопровода Иран-Армения и развитие собственных энергетических ресурсов, в первую очередь, гидроэнергетики. В пользу развития гидроэнергетики говорит тот факт, что на последнем Форуме по инвестициям в экономику Армении, проходившем в Нью-Йорке с участием президента РА, самым крупным из представленных армянской стороной проектов был проект по гидроэнергетике, в котором были представлены три крупные ГЭС, около 40 малых ГЭС и две средние ГЭС.
Несмотря на то, что некоторые армянские энергетики считают, что крупные инвестиции в гидроэнергетику, это "палка о двух концах", ибо, с одной стороны, большинство армянских ГЭС отработали в среднем по 25 лет (согласно данным Министерства энергетики, возраст 70% установленных мощностей ГЭС Армении составляет свыше 30 лет) и им нужны инвестиции, с другой - нет такой острой необходимости в инвестициях, потому что последние приведут к повышению тарифов. Тем не менее, вопрос привлечения инвестиций - как частных, так и зарубежных - является одним из важнейших направлений в развитии гидроэнергетики. Как было уже отмечено, вопрос закрытия ААЭС не снят с повестки дня, и в этом плане в Ереване считают, что не исключена возможность привлечения средств Евросоюза на развитие энергосектора, в том числе и гидроэнергетики. ПО мнению властей, кто ставит этот вопрос, тот должен в определенной степени делить ответственность за ту энергетическую ситуацию, в которой может оказаться Армения после закрытия ААЭС.
По подсчетам специалистов американской консалтинговой компании Hagler Bailly, для ремонта имеющегося и приобретения нового оборудования станций Воротанского каскада требуется порядка 32 млн. долларов, столько же - для Севан-Разданского каскада. В настоящее время на каждом из них проводятся ежегодные ремонтные работы, в основном, за счет собственных средств.
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, отметил, что, так как государство сегодня не имеет соответствующих финансовых возможностей для участия в строительстве ГЭС, особое значение приобретает задача привлечения частного капитала. Для этого создана и действует система лицензирования: лицензии на строительство и эксплуатацию ГЭС выдаются частным лицам регулирующей комиссией по энергетике. Следующим направлением развития гидроэнергетики является приватизация малых ГЭС. И третье направление - это привлечение инвесторов из-за рубежа. В этом плане ведутся многочисленные переговоры с международными организациями, с частными инвесторами, банками. Это делается, чтобы привлечь их к строительству не только малых, но и больших ГЭС в Армении. Примером такого успешного сотрудничества является предоставление правительством Германии 25 млн немецких марок на восстановление Канакерской ГЭС Севано-Разданского каскада.
В настоящее время одной из важнейших задач является привлечение инвестиций для строительства Мегринской ГЭС на пограничной с Ираном реке Аракс. В этом направлении ведется соответствующая работа. Мегринская ГЭС, по мнению некоторых специалистов, считается наиболее перспективной. В рассматриваемом варианте мощность станции составляет 78,9 мВт, выработка - 469 млн кВтчасов в год. Станцию предполагается построить примерно в 20 км от города Мегри. Строительство Мегринской ГЭС обойдется в пределах 100 млн долларов. В целях проектирования станции создано армяно-иранское СП. Строительство этой ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию как для Армении, так и для Ирана, играет, помимо экономической, и политическую роль: оно является одним из важных звеньев в общей цепочке стратегии развития армяно-иранских отношений и, в частности, приграничного района Мегри, имеющего большое геополитическое значение не только для двух соседей, но и для России. Последняя, по некоторым сведениям очень заинтересована в строительстве Мегринской ГЭС. Вопрос строительства этой станции, также как газопровода Иран-Армения, для ряда государств приобретает геополитическое значение.