23:59 / 03.08.2020Аналитики поспорили о результативности антикоррупционной кампании Васильева

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Арест руководителя Дербентского района Фуада Шихиева стоит рассматривать как продолжение начатой Васильевым антикоррупционной кампании в менее активной фазе, считают главред информагентства «Дербент» Милрад Фатуллаев и политолог Эдуард Уразаев. Дербентский район служит ареной постоянной политической борьбы и именно с ней нужно связывать арест Шихиева, а показательная кампания по борьбе с коррупцией в Дагестане не дала впечатляющих результатов, считают активисты Шамиль Хадулаев и Муслим Гасан-Гусейнов.

Как писал "Кавказский узел", 1 августа суд в Махачкале арестовал на два месяца и.о. главы Дербентского района Фуада Шихиева и еще семерых фигурантов дела о мошенничестве с земельными участками. Шихиев дважды был назначен на должность при Владимире Васильеве, указали политолог Альберт Эседов и журналист Магомед Магомедов.

По версии следствия, и.о. главы района создал преступную группу, которая по поддельным документам продавала или сдавала в аренду земельные участки. Они изготавливали фиктивные выписки из похозяйственных книг и постановления от имени глав поселений на свободный земельный участок, а затем регистрировали свое право на землю и распоряжались ею, полагают следователи. По оценке следствия, за два года было похищено более 500 участков, общая кадастровая стоимость которых превысила 38 миллионов рублей, а  рыночная - 200 миллионов рублей.

Антикоррупционная кампания, начатая Владимиром Васильевым с приходом на должность главы Дагестана, состояла из нескольких этапов, а уголовные дела в отношении и.о. главы Дербентского района Фуада Шихиева и других работников муниципалитета свидетельствуют о том, что она еще не закончена, считает главный редактор информагентства «Дербент» Милрад Фатуллаев.

«Первый этап коснулся чиновников правительственного звена, министерств, крупных хозяйственных объектов, мэра Махачкалы. На втором этапе уже пошли более низовые звенья представителей власти, а уже на третьем этапе активнее взялись за муниципалитеты. Эта кампания не завершилась, она продолжается, но уже не так громко и активно, без приглашения прокуроров и следователей из других регионов, как было на первых порах», - сказал Фатуллаев корреспонденту "Кавказского узла".

Фуад Шихиев пришел на должность главы Дербентского района как человек новой, «васильевской», формации, считает журналист. «Шихиев занял место Магомеда Джелилова, который лишился должности после обвинения в земельных махинациях. Но, несмотря на то, как Шихиев позиционировался республиканскими властями, он, возможно, оказался подвержен коррупционным тенденциям. Теперь уголовные дела возбуждены против него», - констатировал он.

Антикоррупционная кампания Васильева дала реальный положительный эффект, поэтому не следует сводить ее смысл к пиару, полагает Фатуллаев.

«В пользу того, что это был не просто пиар, говорит то, что объявленное очищение власти не ограничилось только несколькими громкими фигурами. Под пресс этой кампании попало и продолжает попадать большое количество чиновников. Мы видим, что уже есть эффект - порой чиновники даже боятся осваивать бюджетные деньги, опасаясь, что к ним возникнут какие-то вопросы у правоохранительных органов, боятся иной раз вообще прикасаться к государственным бюджетным деньгам. Но коррупцию полностью в республике, конечно, не победили. Мы живем в большой стране, где эти проблемы существуют и, скорее всего, будут существовать и дальше. Но уже можно сказать, что в Дагестане уровень коррупции снизился, - ее уже нет в тех масштабах, какие были при предыдущих руководителях (республики)», - заключил главред РИА «Дербент».

Задержание Фуада Шихиева формально является продолжением антикоррупционной кампании, но на практике может быть связано с деятельностью финансово-политических групп, которые заинтересованы в контроле над перспективным районом, предполагает политолог Эдуард Уразаев.

«Определять эффективность (антикоррупционной кампании) тем, что оказалось неудачным (отдельное) назначение или примитивно и необъективно. Конечно, если не менять систему управления и нормы взаимодействия чиновников с бизнесом и гражданами, а ограничиваться выборочными посадками, победить коррупцию невозможно, но и без посадок не обойдёшься. Ну а пиар - это естественное желание получить поддержку общества. Плохо только, когда он приобретает форму агрессивной пропаганды успехов власти», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Коррупция глубоко укоренилась в органах власти, а аресты и преследования некоторых чиновников нередко служат местью за их попытки навести порядок в земельной сфере, отмечает председатель Координационного совета НКО Шамиль Хадулаев.

«В каждом городе и районе есть свои заинтересованные лица, которые в своё время в нарушение всех законов захватили земельные участки и расставаться сейчас с ними не имеют никакого желания. Соответственно, просто так земли они не отдадут. Есть предположения, что дело Фуада Шихиева может быть именно таким случаем», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Представители правоохранительных органов на местах имеют достаточно влияния, чтобы поспособствовать преследованию тех или иных чиновников, неугодных им, отметил активист. «Некоторые силовики давно уже создали целый спрут из своих родственников, которые занимают различные должности в правоохранительных структурах. Бороться с ними, видимо, нет сил и желания ни у Владимира Васильева, ни у кого-то другого в руководстве республики», - добавил Хадулаев.

Дербентский район - один из самых привлекательных муниципалитетов в республике, он богат плодородными землями и имеет стратегическое значение благодаря своему приграничному местоположению, отмечает общественный деятель Муслим Гасан-Гусейнов.

«Поэтому вокруг кресла главы (Дербентского района) постоянно идет борьба различных сил. Очередные задержание и обвинения – это попытка снести главу, чтобы освободить занимаемый им пост. Данный случай, я считаю, не имеет никакого отношения к антикоррупционной кампании», - заявил он "Кавказскому узлу".

Вся борьба с коррупцией в республике носит избирательный характер, поэтому кампания по очищению власти в целом не дала очевидных результатов, считает Гасан-Гусейнов.

«Освоение бюджетных средств проконтролировать невозможно, госзаказы исполняются без аукционов. Каких-либо качественных изменений в этом направлении нет. Борьба с коррупцией не может происходить на словах, она должна быть предметной. Арестом человека или его обвинением такие проблемы не решаются. Это можно расценить просто как передел сфер влияния», - сказал он.

Главным борцом с коррупцией должен быть не руководитель региона, а «живой парламент», состоящий, в том числе, из оппозиционных сил, считает активист.

«В Народном собрании Дагестана должны быть разные партии, а не большинство мандатов у «Единой России». Тогда можно сказать, что законодательная власть отделена от исполнительной и не дублирует ее. Тогда народные избранники смогут поднимать вопросы о коррупции, а исполнительная власть должна будет реагировать на депутатские запросы. Но пока же мы слышим от депутатов «Единой России», что борьба с коррупцией может разрушить суверенитет государства. С такими политиками коррупцию не победишь», - добавил общественный деятель.

"Кавказский узел" собрал новости о задержаниях и арестах чиновников, а также кадровых чистках в республике на тематической странице "Кадровые зачистки в Дагестане". 

Автор:Расул Магомедов
04.08.2020 в 16:56Игорь Сажин
Это не борьба с коррупцией, это создание условий для того, что бы коррупция все опять и опять создавала возможности для борьбы с ней. Если власть хочет уничтожить коррупцию, то власть меняет правила игры, правила создаются такие, что воровать из бюджета и брать взятки становится просто не выгодно, здесь же обратная философия, создай условие и лови рыбку в мутной воде. Тот кто служит будут сидеть на поводке, те кто не служит будут вылавливаться и публично насаживаться на кукан, что показать, что борьба с коррупцией идет полным ходом.