ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Председатель ставропольского "Яблока" Виталий Зубенко потребовал реакции надзорного ведомства на задержания члена партии Рональда Айрапетяна и поступающие ему в связи с планируемыми акциями протеста анонимные угрозы.
Как сообщал "Кавказский узел", 27 июня активист Рональд Айрапетян вышел в Кисловодске на одиночный пикет против конституционных поправок. Он был задержан и предупрежден силовиками о возможном наказании. Позже активист заявил, что ему поступают анонимные угрозы "в связи с гражданской позицией" и написал жалобу в прокуратуру. 3 августа он планировал провести акцию в поддержку Алексея Навального, но получил отказ от чиновников Кисловодска, которые связали запрет с ограничениями в период пандемии коронавируса. По мнению Айрапетяна, власти боятся волнений в обществе. Он также планировал провести пикет в Ессентуках в поддержку участников протестов в Хабаровске, но накануне акции получил сообщение в мессенджере Telegram с угрозами.
Председатель ставропольского отделения «Яблока» Виталий Зубенко направил 11 августа в краевую прокуратуру обращение (копия имеется в распоряжении «Кавказского узла») с требованием отреагировать на систематические задержания члена регионального отделения партии Рональда Айрапетяна, а также анонимные угрозы в его адрес, говорится в сообщении на сайте партии.
8 августа в Ессентуках полицейские задержали активиста партии «Яблоко» Рональда Айрапетяна, который планировал провести одиночный пикет в поддержку жителей Хабаровска, напоминается в публикации. С собой у активиста был чистый плакат. Этого оказалось достаточно, чтобы полицейские доставили его в отдел полиции. По словам Айрапетяна, с него взяли объяснения и пригрозили в будущем составить протокол по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
В жалобе в хронологическом порядке рассказывается о преследовании Айрапетяна с момента выхода активиста 26 июня на одиночный пикет в Кисловодске, рассказал 12 августа корреспонденту «Кавказского узла» Виталий Зубенко.
Он напомнил, что во время акции Айрапетян был задержан и доставлен в отдел полиции, а затем отпущен без составления протокола. В связи с этим Айрапетян подал заявление о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». 8 июля активист получил записку с угрозами и написал по данному поводу заявление в прокуратуру Кисловодска и прокуратуру Ставропольского края, однако ответа по существу до сих пор не получил, несмотря на то, что 27 июля Айрапетяну пришло письмо из кисловодской прокуратуры, что ответ отправлен еще 10 июля.
29 июля, напомнил Зубенко, в своем Telegram-канале «Оппозиционер Ронни» Айрапетян опубликовал сообщение о намерении провести одиночное пикетирование в поддержку арестованного бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала у администрации Ессентуков, а уже 1 августа на его Telegram-аккаунт от неизвестного пользователя «пришло сообщение, содержащее угрозы и оскорбления в его адрес в связи с запланированным одиночным пикетом».
«Считаем, что поступающие в его адрес угрозы нарушают права на свободу и личную неприкосновенность, а также умаляют достоинство Р. А. Айрапетяна содержащимися в записке оскорблениями. Кроме того, такое поведение представителей правоохранительных органов и противоправное поведение неизвестных лиц, происходящее синхронно, создает угрозу свободе слова и свободе выражения своей политической позиции», - говорится в обращении.
«Просим разобраться в создавшейся ситуации, обратив внимание на бездействие органов прокуратуры по ранее направленному заявлению и приняв меры прокурорского реагирования, а также провести проверку и установить лиц, направляющих в адрес Р.А. Айрапетяна угрозы и оскорбления, и привлечь их к установленной законом ответственности», - указал Зубенко.
Обращение направлено на имя прокурора Ставропольского края Александра Лоренца. По словам Зубенко, идея обратиться в краевую прокуратуру была общей – и «Яблока», и Айрапетяна. Данный надзорный орган выбран потому, что «Кисловодская городская прокуратура, а также полиция бездействуют и никак не расследуют угрозы в адрес Айрапетяна».
Рональд Айрапетян рассказал «Кавказскому узлу», что инициатива подачи заявления в большей степени принадлежит все же «Яблоку».
«В связи с подачей заявления очень надеюсь, что начнется реальное расследование. Я по-настоящему боюсь за свою жизнь и здоровье из-за угроз. Их уже две», - рассказал Айрапетян и напомнил, что 8 августа в Ессентуках его задержали, а потом довезли до электричке до Кисловодска и заставили уехать. По мнению Айрапетяна, силовики знали о прибытии активиста и ждали его.
«Сказали, что если протокол составят, то мне нужно будет к ним приехать. В отделе было страшно. Трясло всего», - прокомментировал Айрапетян.
В прокуратуре Ставропольского края информацию о подаче заявления от Зубенко корреспонденту «Кавказского узла» комментировать отказались. Отвечать на вопрос о начале проверки в надзорном ведомстве также отказались.
Отписки правоохранителей можно оспорить в суде
Координатор Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа Валерий Ледовской предположил, что из прокуратуры придёт, как «обычно это бывает, отписка о том, что нет оснований для реагирования».
"Это адекватный шаг, но достаточно слабый. Тут больше работа для МВД и следственных органов. Я не знаю, например, почему Рональд Айрапетян не обращался в суд или в МВД по поводу работы. Даже если он не хочет там работать, то можно было бы хотя бы материальную компенсацию получить, если бы факты давления со стороны работодателя подтвердились. Можно было бы использовать факт идущей пандемии коронавируса, который можно использовать для пояснения, что новую работу сейчас найти непросто. При этом к тому, что те же органы полиции его доставляют в отделение с проводимых акций, Рональд относится вполне стоически и не подаёт жалобы по этому поводу, например, в Управление собственной безопасности МВД на незаконные действия сотрудников полиции в части угроз и необоснованных обвинений в организации незаконных акций при том, что одиночные пикеты заранее согласовывать не нужно", - прокомментировал он ситуацию с Айрапетяном корреспонденту "Кавказского узла".
Рональд Айрапетян заявил 23 июля, что ему пришлось уволиться по собственному желанию с работы после давления руководства, и связал увольнение с проведенной им акцией против изменения Конституции России.
Что касается угроз неизвестных, то, по словам Ледовского, "также можно было бы обратиться в органы обеспечения правопорядка".
"В МВД есть отдел "К", занимающийся преступлениями, которые совершаются с использованием средств обмена информацией. Понятно, что это всё может и не привести к результату, но это даст понять, что каждое незаконное действие будет иметь последствия в виде официальных жалоб и обращений. Будет видно, что человек сопротивляется законными методами. Если будут приходить отписки, их можно будет оспаривать через суд. Таким образом будет идти работа по защите собственной (как возможности для работы этому активисту), так и косвенно помогло бы в ситуации с противодействием другим активистам края. Мне кажется, стоит более активно использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы отстаивать своё право на распространение информации и, как следствие, влияние на общество. А влияние на общество - это одна из двух основных целей политики в нашей стране. Помимо участия в выборах, которое сейчас для представителей альтернативной политики возможно далеко не всегда», - сказал Ледовской.
Необходимо обратиться также в центральный аппарат МВД
Подача жалобы на бездействие органов следствия является верным шагом, считает московский адвокат Евгений Черноусов.
"В России так повелось, что правоохранительные органы лояльны власти. В психологии полицейского власти – это орган, который кормит, от которого финансово зависишь, как бюджетник. И даже есть власть не права, то на это чаще всего закрываются глаза. Другое дело, если речь идет о лице, которое порочит и критикует власть. Если ему угрожают, то правоохранители будут расследовать инцидент неохотно, затягивать дело. Разумеется, это компрометирует правоохранительные органы. Чтобы взбодрить их, необходимо писать заявления в самые разные ведомства и организации", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Обращение в краевую прокуратуру он назвал "верным". "Но необходимо также обратиться в центральный аппарат МВД. Да, оттуда дело будет спущено в Ставропольский край, но в компьютерах ЦА след все равно останется. И если с Айрапетяном что-то произойдет, Колокольцев (министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев - прим. "Кавказского узла") будет очень недоволен бездействием региональных полицейских. И они об этом знают. Также необходимо обратиться в правозащитные организации, например, в приемную уполномоченного по правам человека Татьяне Москальковой», - добавил Черноусов.
Материалы о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на странице "Преследование активистов".