23:22 / 17.08.2020Представители "Мемориала" отметили изменения в практике профучета

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сотрудники силовых структур в Дагестане собирают дополнительную информацию о людях, поставленных в разное время на профилактический учет, сообщил журналист Идрис Юсупов. Профучет продолжается, однако его меры стали менее навязчивыми, чем раньше, отметили представители "Мемориала".

Как сообщал "Кавказский узел", в Дагестане активно применялась практика постановки жителей республики на профилактический учет. На такой учет люди ставились необоснованно, а силовики объясняли свои действия тем, что человек носит бороду или ходит в мечеть. 11 августа правозащитный центр "Мемориал" направил запрос о профучете в МВД республики, так как ведомство еще в 2017 году заявляло о прекращении этой практики.

В марте 2017 года глава МВД по Дагестану Абдурашид Магомедов заявил об уничтожении приказов о профучете. "Профилактический учет по категории "экстремист" в МВД по Республике Дагестан не ведется", - говорится в официальном ответе ведомства. Прекращение профучета стало реакцией МВД на критику со стороны правозащитников, заявил в июне 2017 года член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. Профучет в измененном виде будет вестись и дальше, но позитивные изменения в практике работы правоохранителей очевидны, отметил тогда же член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. Отмену профучета в Дагестане правозащитники сочли победой гражданского общества.

В региональное отделение Правозащитного центра "Мемориал" за последний месяц  поступило лишь одно заявление  по факту постановки на профилактический учет, рассказал в комментарии "Кавказскому узлу" представитель регионального отделения организации.

По словам заявителя, силовики остановили его после посещения мечети в одном из пригородных поселков недалеко от Махачкалы. "Возле мечети после пятничного намаза его задержали и доставили в отдел полиции", - рассказал представитель ПЦ "Мемориал" корреспонденту "Кавказского узла".

Впоследствии мужчина узнал по своим каналам, что состоит на профилактическом учете. "Его вызывают в полицию, берут там отпечатки пальцев, один раз взяли мазок слюны", - сообщил правозащитник со слов заявителя.

Кроме того, представители правоохранительных органов регулярно звонят заявителю и интересуются, не уехал ли он куда-либо. При этом официально правоохранительные органы Дагестана продолжают утверждать, что профилактический учет не ведётся - такая позиция ведомства исключает возможность получить официальный ответ о постановке на профучет, рассказал представитель "Мемориала".

Уменьшение количества жалоб на профучет представитель правозащитной организации связывает с изменением механизма контроля: люди, находящиеся на учете, стали чувствовать меньше дискомфорта и реже сталкиваются с последствиями своего статуса, отметил сотрудник "Мемориала".

Дагестанские силовики ранее ставили людей на профучет из-за ношения ими бороды или посещения мечети. Профучет является одним из способов профилактики правонарушений и рецидива преступлений, отмечается в справке "Профучет в МВД РФ", подготовленной "Кавказским узлом".

Юридически доказать в суде факт постановки человека на профилактический учёт невозможно, так как правоохранительные органы ведут его неофициально, обратил внимание адвокат Шамиль Магомедов, сотрудничающий с правозащитным центром "Мемориал".

"Каких-либо юридических документов, которые свидетельствуют о том, что человек находится на профучете, нет. Ни одной справки [о том, что человек находится на профучете] ни МВД, ни ЦПЭ не предоставит", - отметил Магомедов. 

Раньше такой факт мог фиксироваться в материалах уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности - в материалах дела, в частности, в характеристиках от участковых, встречались указания, что человек "находился на профилактическом учете", отметил адвокат. По словам Магомедова, сейчас участковые в своих характеристиках этот критерий не упоминают.

Поскольку профучет на сегодняшний день ведется "подпольно", юридических инструментов снятия с него не существует - равно как не существует и эффективных правовых механизмов, чтобы доказать наличие профучета в суде. Доказать наличие профучета и оспорить факт постановки на него человек не может, так как правоохранительные органы отрицают наличие такого инструмента контроля за гражданами.

"Люди знают, что профучет есть, многие люди на нем находятся, но доказать это в суде для того, чтобы снять с профучета, практически нереально", - отметил Магомедов.

Снижение количества обращений к правозащитникам в связи с постановкой на профучет адвокат связал с тем, что региональная правоохранительная система изменила тактику контроля за поставленными на профучет людьми. "Людей не беспокоят как раньше: если людей раньше вызывали и таскали в отдел полиции, брали отпечатки пальцев, образцы слюны, сейчас этого практически нет. Зачастую человек даже не знает, что он находится на профучете", - сказал Шамиль Магомедов.

В феврале 2016 года Даниял Алхасов обратился в Правозащитный центр "Мемориал" с заявлением о систематическом давлении силовиков и незаконной постановке на оперативно-профилактический учет как приверженца салафизма. Представляющие интересы Алхасова юристы направили в суд иск с требованием снять его с учета. 31 октября 2016 года Буйнакский районный суд своим решением обязал ОМВД по Буйнакскому району снять с учета Данияла Алхасова и сообщить суду и истцу об исполнении этого решения. 24 января 2017 года Верховный суд Дагестана оставил это решение в силе. 

Журналист Идрис Юсупов получил информацию, что правоохранительные органы активизировали контроль над людьми, ранее поставленными на профучет. Он отметил, что с возобновлением пятничных молитв в мечети "Тангим" возобновились также рейды силовиков в окрестностях мечети.

"Начали поступать сигналы о том, что людей останавливают, выписывают данные, а потом звонят из райотделов. Также есть информация, что сотрудники полиции активизировались и начали активный обзвон ранее поставленных на учёт", - рассказал Юсупов "Кавказскому узлу". 

По данным журналиста, силовики активно ведут сбор дополнительной информации о людях, которые стоят на профучете. Источником этих данных журналист назвал в первую очередь посетителей мечети "Тангим".

Несколько десятков силовиков останавливали машины посетителей махачкалинской мечети "Тангим" после пятничной молитвы 14 августа и проверяли документы верующих. По словам посетителей мечети, для проверки силовики выбирают тех, кто носит бороду.

"Были люди, которые обращались к руководству мечети, были люди, которые обращались ко мне как к журналисту, потому что видели, что я занимаюсь освещением этой темы", - рассказал Юсупов. Активизация силовиков может быть связана или с определенным отчётным периодом, или с указанием вышестоящего начальства, предположил Юсупов.

Житель поселка Шамхал Расул Магомедов рассказал "Кавказскому узлу", что силовики несколько лет назад доставили его в отдел полиции после посещения местной мечети. По словам Магомедова, силовики забрали всех, кто посетил молитву, но людей, уже состоящих на профучете, отпустили сразу. Тех же, кто еще не состоял на учете, забрали в отдел полиции под предлогом проверки.

"Временами звонят, забирают, отпечатки берут", - рассказал житель Дагестана. В последний раз в отделе полиции мужчина был в 2018 году.

В июле 2019 года пассажирский автобус, в котором ехал Расул, был задержан на въезде в город Орел более чем на три часа из-за проверки документов. Мужчине пришлось написать объяснительную с указанием цели визита и конечного пункта назначения. Когда Магомедов приехал в Орел, к нему пришли местные силовики и также взяли объяснительную о цели визита. Мужчина пробыл в городе в течении месяца - все это время сотрудники силовых структур периодически звонили и уточняли, не собирается ли он покидать город.

В феврале 2020 года Магомедов выезжал в Хасавюрт за машиной. Его аналогичным образом остановили в городе Кизилюрт и заставили написать объяснительную, указав цель поездки и пункт конечного прибытия. "Машину остановили и пробили. Сказали, что на учёте, взяли данные", - рассказал мужчина.

Последний вызов от неизвестного человека, представившегося сотрудником правоохранительных органов, поступил Магомедову в июле 2020 года. Звонивший просил, чтобы Расул не покидал город.

Магомедов признался, что такие контрольно-ограничительные меры отрицательно сказываются на его жизни, так как мешают ему спокойно передвигаться. Мужчина обратился в региональное отделение Правозащитного центра "Мемориал" и направил письмо на имя начальника ОМВД по Кировскому району. В письме житель Дагестана просит разъяснить, ведётся ли  профилактический учёт, и находится ли он на профилактическом учёте, а если да, то по какой причине он на этот учёт поставлен.

Автор:Ильяс Капиев