ОТВЕТ: С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
В последние дни широкий резонанс получила тема женского обрезания. В интернете распространился видеоролик, где неверный ответ на данный вопрос всколыхнул общественное мнение. Но неправильная трактовка вопроса обусловлена неактуальностью данного явления в обществе и, соответственно, не исследованностью темы. В связи с этим Отдел фетв решил детально изучить вопрос о женском обрезании и дать ему компетентную оценку.
Необходимо указать на то, что женское обрезание, о котором говорят исламские богословы, не подразумевает ни клиторидэктомию¹, ни удаление больших или малых половых губ, и тем более инфибуляцию.[²] Относить вышеперечисленные процедуры к исламу неприемлемо. Напротив, все вышеперечисленное категорически запрещено в исламе, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим».
Ученые-богословы подразумевают под женским обрезанием совсем иное. Это удаление небольшой частички клиторального капюшона (крайняя плоть у женщин), который находится над клитором. Делается это в том случае, если у женщины есть лишняя кожа вокруг клитора, иначе женщина уже считается обрезанной. Эта процедура называется худэктомия (удаление лишней кожи вокруг клитора).
Часть ученых-богословов считают эту процедуру необязательной. Некоторые ученые прошлых столетий предполагали, что представительницы западных и восточных стран имеют некоторую анатомическую разницу в строении половых органов, а именно они считали что у западных женщин обычно не бывает лишней кожи вокруг клитора в отличие от восточных. Следовательно, делать им худэктомию нет необходимости. Это, конечно, в том случае, если излишков вокруг клитора на самом деле нет.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Худэктомия не предполагает даже частичного удаления клитора, надрезов или иных манипуляций на нем, и проводить её в полукустарных или кустарных условиях недопустимо. Такую операцию должен проводить компетентный специалист.
А Аллаh знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع الحواشي: (ختان) المرأة والرجل حيث لم يولدا مختونين ... ثم كيفيته في (المرأة بجزء) أي : بقطع جزء يقع عليه الاسم (من اللحمة) الموجودة (بأعلى الفرج) فوق ثقبة البول تشبه عرف الديك ويسمى البظر.[³]
عبارة فتح الباري شرح صحيح البخاري: قال الإمام والمستحق من ختان المرأة ما ينطلق عليه الاسم قال الماوردي ختانها قطع جلدة تكون في أعلى فرجها فوق مدخل الذكر كالنواة أو كعرف الديك والواجب قطع الجلدة المستعلية منه دون استئصاله.[⁴]
عبارة المدخل: واختلف في حقهن هل يخفضن مطلقا أو يفرق بين أهل المشرق وأهل المغرب، فأهل المشرق يؤمرون به لوجود الفضلة عندهن من أصل الخلقة، وأهل المغرب لا يؤمرون به لعدمها عندهن، وذلك راجع إلى مقتضى التعليل فيمن ولد مختونا فكذلك هنا سواء بسواء.[⁵]
عبارة شرح كفاية الطالب الرباني: (والخفاض في النساء) وهو إزالة ما بفرج المرأة من الزيادة (مكرمة) وكذا عبر في آخر الكتاب ع ع: يعني سنة كسنة ختان الذكور وإنما قال مكرمة تبعا للحديث د، وإنما كان مكرمة لأنه يرد ماء الوجه ويطيب الجماع للزوج والله أعلم.
[قوله: وهو إزالة ما بفرج المرأة إلخ] وقال ابن عمر: الخفاض أخذ شيء من الناتئ بين الشفرتين قال في التحقيق وهو في نساء المشرق لا نساء المغرب [قوله: مكرمة] بفتح الميم وضم الراء أي كرامة بمعنى مستحب. [قوله: يعني سنة إلخ] ضعيف والمعتمد أنه مستحب.[⁶]
عبارة حاشية العدوي: (والخفاض في النساء) وهو قطع الناتئ في أعلى فرج الأنثى كأنه عرف الديك (مكرمة) بفتح الميم وضم الراء أي كرامة بمعنى مستحب لأمره - صلى الله عليه وسلم - بذلك.[⁷]
عبارة المغني لابن قدامة: فأما الختان فواجب على الرجال، ومكرمة في حق النساء، وليس بواجب عليهن. هذا قول كثير من أهل العلم.[⁸]
_____
[¹] Клиторидэктомия (лат. clitorides (мн.ч. от clitoris) + эктомия) — операция по удалению клитора (частично или полностью). Может являться одной из составляющих процедуры женского обрезания. В редких случаях проводится также и по медицинским показаниям (например, в случае онкологических заболеваний).
[²] Инфибуля́ция (от лат. fibula — застёжка, фибула) — операция на гениталиях, создающая препятствия для полового акта. Женская инфибуляция представляет собой зашивание влагалища с целью обеспечения целомудрия женщины. При этом удаляются половые губы, остающаяся плоть сшивается, образуя отверстие для мочеиспускания.
[³] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширавани), т. 9, с. 198
[⁴] См.: Фатх аль-бари Шарх сахих аль-Бухари, т. 10, с. 340
[⁵] См.: Аль-мадхаль, т. 3, с. 296
[⁶] См.: Шарх Кифая ат-талиб (с субкомментариями имама аль-Адави), т. 1, с. 596
[⁷] См.: Хашия аль-Адави, т. 2, с. 444
[⁸] Аль-Мугни ли ибн Кудама, т. 1, с. 64
_____
Взято с сайта Духовного управления мусульман Дагестана - https://muftiyatrd.ru/fatawa/zhenskoe-obrezanie
АРГУМЕНТАЦИЯ (перевод "Кавказского узла"):
Книга Туфатуль-Мухтадж. Обрезание как для мужчины так и для женщины нужно, потому что они не являются обрезанными при рождении. Что касается женщины, то обрезается маленький кусочек, часть того, что находится на самом кончике клитора, возле отверстия для мочи. Эта часть, похожая на гребешок петуха, обрезается. По арабски это называется "базар".
Из книги Фатх-уль-Бари, толкование хадисов имама аль-Бухари. Сказал имам Мауарди, что обрезание касается женщины. Он описывает, что обрезывается крайний маленький кусочек плоти, который находится на самом кончике, возле того места, куда входит мужской половой член (клитор) и он обычно похож на петушиный гребешок или на маленькое ядрышко и оттуда нужно обрезать приподнятую кожицу, не касаясь самой плоти.
Разошлись во мнении на счет обрезания, нужно ли его делать всем или нет люди Востока и люди Запада. На Востоке у людей бывает повышенное артериальное давление и они бываю по своей природе более темпераментные, это их природа и им нужно делать эту процедуру. А для людей Запада это не обязательно, посколько по природе они не столь страстны и у них нет этого высокого артериального давления.
Из книги "Кифаяту-толиб-Роббани", где говорится, что обрезание проводится путем обрезания крайней плоти, кончика у женщины и это считается желательным, так же как и желательным считается обрезание мужчины. И это называется "макрума", в хадисе так пришло это название. В хадисе говорится, что женское обрезание является благородным, посколько придает благородный цвет лица женщине, если переводить дословно - возвращает ее лицу свежесть. И также оно добавляет ей удовольствие в сексе с мужем.
Высказывание ибн-Умара, который описывает процесс обрезания, предназначение которого "подавление страсти". На клитере обрезается кусочек кожицы между половыми губами и это делается для женщин, живущих на Востоке и это не касается женщин Запада и это "мустахаб" (желательное) и где-то говорится сунна (поощряемое). И он считает, что достоверным является версия, что это поощряемое.