ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уроженца села Нартан Хасанби Индреева во второй раз судят по обвинению в помощи боевикам несмотря на то, что наказание за это преступление он уже понес, утверждает защита. По первому уголовному делу силовики добились самооговора под угрозой пыток отца Индреева, говорится в материале издания "Медиазона".
Как писал "Кавказский узел", 24 августа 2018 года Хасанби Индреев был осужден за пособничество боевику Алиму Битокову. Учитывая время, проведенное под домашним арестом, Индреев вышел на свободу сразу после вступления приговора в законную силу. Но в ноябре 2019 года на него завели аналогичное дело - о помощи боевику Хизиру Лихову, который фигурировал и в первом деле. Второе уголовное дело Южный военный суд начал рассматривать 24 августа. Дело в отношении Индреева искусственно разделили на два, считает Правозащитный центр "Мемориал".
По словам адвоката Инны Голицыной, Индреев, будучи несовершеннолетним, по указанию своего отца купил продукты Битокову и Лихову, которые прятались от силовиков в Нартане. О том, что это боевики, юноша не знал, утверждает адвокат. На момент вынесения приговора в 2018 году и следствию, и суду было известно, что Индреев помогал сразу двум людям, однако дело искусственно было разделено на два, указала защита. Поскольку Лихов был членом запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство", на этот раз Индрееву грозит более тяжкое наказание.
Первое уголовное дело в отношении Хасанби Индреева касалось помощи боевику Алиму Битокову: по версии следствия, осужденный в 2016 году предоставил боевику жилье отца в селе Нартан, пока тот находился в заключении, и покупал продукты. Алим Битоков входил в группировку запрещенной в России судом террористической организации "Объединенный вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая» — структурного подразделения «Имарата Кавказ»*, говорится в материале «Медиазоны» «Арифметика подполья. В КБР второй раз судят юношу, купившего боевикам колбасу и майонез — теперь по статье о терроризме». В статье отмечается, что согласно рапорту начальника местного Центра «Э», Индреев «с сентября 2015 года по август 2016 года оказывал пособническую помощь» Хизиру Лихову — главарю «Вилаята Кавказ»*, входящего в террористическую группировку «Исламское государство»*, — и члену его группировки Алиму Битокову.
Второе уголовное дело, которое в настоящее время рассматривает Южный военный суд, касается той же покупки продуктов жившим в доме отца боевикам, только уже второму боевику – ИГ* Хизиру Лихову.
«Никаких новых преступлений (Хасанби Индреев) не совершал […] Хасанби уже один раз осудили за помощь боевикам Битокову и Лихову, но теперь следствие приписало их к двум разным исламистским группировкам, чтобы появилась формальная возможность посчитать покупку им продуктов двумя разными преступлениями. Адвокат Бычков считает, что таким образом следователи пытаются «искусственно создать показатели своей работы», хотя прекрасно понимают, что фактически второй раз судят человека за одни и те же действия — а это по закону невозможно», - отмечается в материале.
Ранее адвокат Инна Голицына назвала новое обвинение Индреева «полным правовым беспределом». «В качестве доказательной базы в нем используются документы, выделенные из старого дела. Мой подзащитный не понимает, почему одни и те же деяния, за которые он уже понес наказание, квалифицируются как разные преступления и снова вменяются ему спустя несколько лет. Ведь сведения о них были у следствия с самого начала. Ни в справке ФСБ, ни в приговоре нет ничего о том, что Лихов и Битоков входили в разные группы, не описана разница между ними. Права Индреева нарушаются грубейшим образом", - подчеркнула адвокат.
«На допросах Хасанби Индреев говорил, что догадывался, что знакомые отца — боевики-исламисты, поскольку Битоков в течение месяца вообще не выходил из дома и интересовался, где живут сотрудники полиции, а Лихов говорил, что он «стоит на священном пути». Но расспрашивать их или идти в полицию он боялся», - отмечается в материале издания со ссылкой на протоколы допроса Хасанби.
После задержания Хасанби находился под домашним арестом, потом в СИЗО. В отделе полиции его заставили подписать все, что скажут силовики, когда он увидел, как пытают его отца, утверждает издание. На заседании в Чегемском райсуде Хасанби признал вину частично.
Отца Хасанби Индреева ранее также осудили за помощь Лихову и Битокову, признав его виновным по статье "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", а затем возбудили новое дело по тем же обстоятельствам, но по другой статье, о пособничестве террористической организации, сказано в публикации.
В статье приводятся выдержки из протоколов допроса Хасанби Индреева, где он рассказывает об обстоятельствах дела. После развода родителей Хасанби уехал жить с матерью и сестрой в Нальчик, но постоянно навещал отца, проживающего в селе Нартан. В один из приездов в отцовский дом Индреев увидел, что во времянке во дворе живет неизвестный мужчина, который представился Алимом, пишет издание. Позже Хасанби узнал, что Алима на самом деле зовут Хизир Лихов, и он находится в розыске. Лихов несколько раз посылал парня в магазин за продуктами, а иногда давал деньги просто так, отмечается в материале.
В 2016 году отец Хасанби попал в СИЗО после пьяной ссоры с племянником. В это время время Хасанби, который продолжал приезжать в родительский дом, увидел, что во времянке живет не только Алим, но и другой мужчина, представившийся Рустамом. Пару раз, сказано в статье, он покупал им продукты и по просьбе Алима показал ему дом местного участкового.
«В материалах дела указано, что подросток покупал боевикам курицу, сгущенное молоко, хлеб, осетинские пироги, огурцы, помидоры, колбасу и майонез», - говорится в статье.
После того, как отца 17-летнего Хасанби отпустили, приговорив его к условному сроку, он вернулся домой и выгнал боевиков из времянки, а через пару недель подросток узнал, что Хизира Лихова убили во время нападения на полицейских. В тот же день Хасанби, согласно протоколам допроса, приехал в дом к отцу, где увидел одного из боевиков, последний спросил у него, где можно достать оружие. Хасанби ответил, что не знает, и больше этого мужчину не видел, сообщает издание. Через две недели стало известно об убийстве Алима Битокова. Настоящее имя Битокова Хасанби узнал из новостей, говорится в статье.
Алим Битоков был убит силовиками в поселке Нартан 27 августа 2016 года. По версии силовиков, Битоков укрывался в блиндаже вместе с еще одним боевиком, оба отказались сдаться и были убиты. По данным Национального антитеррористического комитета, Алим Битоков причастен к нападению на сотрудников ДПС 14 августа 2016 года, в ходе которого ответным огнем полицейских был убит один из лидеров вооруженного подполья Хизир Лихов.
"Кавказский узел" следит за развитием ситуации в Кабардино-Балкарии и ведет хронику вооруженных инцидентов на территории республики. "Кавказский узел" размещает новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* – террористическая организация, запрещенная в России судом.