ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Психологической реабилитации вывезенных из Сирии в Дагестан детей мешает то, что их матери остаются в зоне конфликта, указали родственники. Четверо из 15 эвакуированных в сентябре детей остаются в больнице.
"Кавказский узел" сообщал, что в ночь на 9 сентября 15 детей из Астраханской области, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Чечни были доставлены в Подмосковье из Сирии. Возраст детей - от года до 17 лет, среди них два парализованных ребенка и дети с осколочными ранениями, они госпитализированы, сообщила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. 13 сентября родственникам в Дагестан и Кабардино-Балкарию были переданы 11 возвращенных с Ближнего Востока детей. Еще четыре ребенка из Астраханской области, Дагестана и Чечни оставались в больнице.
На Ближнем Востоке все еще остаются 1300 дагестанских детей, уехавших с родителями или рожденных дагестанками в Сирии, указала в сентябре омбудсмен, сославшись на заявления их родственников. Их жизнь и здоровье находятся в особой опасности после того, как запрещенная в России судом террористическая организация "Исламское государство" начала терпеть масштабные поражения, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" материале "Дети халифата: что их ждет после ИГ*".
Четверо детей остаются в больнице, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в аппарате уполномоченного при президенте России по правам ребенка. Там уточнили, что трехлетний мальчик из Астраханской области получил травмы при обрушении металлического каркаса палатки в сирийском лагере беженцев Аль-Хой. 17-летний подросток и его 14-летняя сестра из Дагестана, а также 17-летний юноша из Чечни получили ранения при бомбардировках. "Прогнозы врачей и срок их дальнейшего пребывания в больнице будет зависеть от результатов обследования", — сказал сотрудник аппарата детского омбудсмена.
В Республиканской детской клинической больнице не дали корреспонденту "Кавказского узла" комментариев относительно состояния госпитализированных.
Бабушка одной из возвращенных в Дагестан девочек сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что ребенок попал на Ближний Восток вместе с родителями. "Туда уехала моя дочь с мужем. Сейчас они в дамасской тюрьме", — рассказала жительница Дагестана.
Она отметила, что найти информацию о местонахождении родных было непросто. "Я три с половиной года вообще ничего о них не знала, не знала, живы ли они вообще. Потом, когда появилась информация о них, никаких препятствий в вывозе детей не было", — добавила женщина.
Дедушка еще троих детей, возвращенных в Дагестан из Сирии, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что о местонахождении детей узнал только после гибели мужа своей дочери в 2015 году. Он считает, что его дочь в Сирию "завлекли обманом". Никаких препятствий к возвращению детей, по словам жителя Дагестана, не возникало.
"Аппарат уполномоченного по правам ребенка работает отлично. Мне даже кажется, что им не дают работать в полную силу. Единственная проблема — нужно вернуть маму. Она сейчас сидит в дамасской тюрьме. Хотя она ни в чем не участвовала, и ей с детьми чудом удалось вырваться из зоны, контролируемой "Исламским государством"*. Дети очень нуждаются в матери. 90% необходимой им психологической помощи — это присутствие мамы", — отметил мужчина.
Дагестанский адвокат Аида Касимова сообщила, что несколько лет занимается возвращением детей из Сирии. По ее словам, все началось с поисков собственной племянницы с детьми, от которых два с половиной года не приходило никаких вестей. "В связи с поисками я инициировала ряд жалоб и обращений. Ко мне обратился ряд родителей из Дагестана, Чечни, Астраханской области — всего более ста человек. Ряд детей удалось вернуть домой, в том числе и детей моей племянницы", — отметила адвокат.
По словам Касимовой, лагерь беженцев Аль-Хой, откуда недавно привезли 15 детей, находится в зоне, контролируемой курдами. "Из трех частей, на которые разделена Сирия, лучшие условия для этих детей в зоне, контролируемой войсками президента Асада, благодаря покровительству его супруги — там и одежда, и питание, и даже обучение. В других зонах сложнее. Некоторые дети после гибели родителей оказались в приемных семьях, и те не хотят их отдавать", — подчеркнула Касимова.
Она также указала на проблему возвращения из Сирии матерей тех детей, что уже находятся в России. "Я хочу, чтобы они получили возможность вернуться в Россию и здесь либо получили реабилитацию, либо наказание, если они действительно совершили что-то противозаконное", — сказала адвокат.
Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Дорога домой: на Кавказ после ИГ"*, "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) — террористическая организация, запрещенная в России по решению суда.