ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сослан Ситохов стал девятым обвиняемым по делу о смерти владикавказца Владимира Цкаева, отказавшимся от дачи показаний. Он также заявил, что материалы дела в отношении него сфальсифицированы с целью освободить от ответственности других силовиков.
Как сообщал "Кавказский узел", в январе 2019 года суд в Северной Осетии начал рассмотрение дела о смерти владикавказца Владимира Цкаева. Потерпевшие пожаловались на затягивание процесса. 14 сентября суд приступил к допросу обвиняемых, однако первый же из них, Азамат Цугкиев, отказался давать показания, пока не будут исследованы доказательства по делу. На заседании 17 сентября к нему присоединились другие подсудимые – Спартак Бузоев и Олег Дзампаев, причем последний отказался и от показаний, которые дал в ходе предварительного заключения. 18 сентября еще один обвиняемый, Ацамаз Датиев, отказался от прежних показаний, тогда как двое других - Олег Дзампаев и Владимир Валиев - признали их частично. На заседании суда 23 сентября от дачи показаний отказались обвиняемые Алан Хохоев и Алан Бигаев, они также отказались признать вину.
39-летний Владимир Цкаев, примерный семьянин и отец двоих детей, умер после допроса в отделе полиции Владикавказа в ночь на 1 ноября 2015 года. В причастности к его смерти обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не дали спустить дело на тормозах, говорится в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции". Четыре года следствие и суд не могут установить виновных в гибели Цкаева, а силовики, обвиненные в пытках владикавказца, пытаются снять с себя ответственность, рассказывается в анимационном ролике осетинской журналистки Алины Алихановой.
В Ленинском суде сегодня продолжился допрос обвиняемых по делу Цкаева, передал корреспондент "Кавказского узла".
Ситохов обвиняется по статьям о превышении должностных полномочий (п.п. а, б, в ч.3 ст.286 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ч.3. ст.285 УК РФ) и служебном подлоге (ч.2 ст.292 УК РФ). Отметим, максимальная санкция по этим статьям - до десяти лет лишения свободы.
Свою вину он не признал ни по одной статье и отказался давать показания на данном этапе. Также он заявил в суде, что материалы уголовного дела в отношении него сфальсифицированы.
Ситохов считает, что на него переложили вину других силовиков, освободив их от ответственности. "То, что я не виновен, могут подтвердить записи видеокамер, которые будут просмотрены", - сказал он.
После этого прокурор заявила ходатайство об оглашении его показаний, которые имеются в материалах уголовного дела. Первые показания, по словам Ситохова, он давал под давлением и при плохом самочувствии, другие показания он подтвердил частично. В понедельник 28 сентября оглашение показаний и очных ставок с участием Ситохова продолжится.
Другие обвиняемые по делу в своих предварительных показаниях указывали, что Ситохов избивал Цкаева, а также не разрешал вызывать ему скорую помощь.
Земфира Цкаева после заседания сказала корреспонденту "Кавказского узла", что не удовлетворена судебным процессом. "Они (обвиняемые) даже не понимают, что они сделали. Ни один из них вину не признает. Они сейчас действуют по принципу: один за всех и все за одного. Видимо, договорились, чтобы никто не давал показаний. Ждут просмотра видеокамер, чтобы потом подкорректировать их. Мы предвидели, что они так сделают", - отметила она.
То, что подсудимые не признают вину и отказываются от дачи показаний, не особо повлияет на ход дела, считает адвокат Цкаевой Анжелика Сикоева. "То, что они не признают вину, не говорит о том, что они не виновны. Суд будет оценивать их действия по совокупности прочих доказательств. В материалах дела есть доказательства виновности", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла". "В большинстве случаев обвиняемые свою вину не признают", - отметила адвокат. По словам Сикоевой, она ожидала, что подсудимые не признают вину и откажутся от дачи показаний.
"Это право подсудимых [...] Есть показания, которые даны на следствии, и будут показания, которые позже дадут в суде. В совещательной комнате судья даст им оценку. На мой взгляд, позиция подсудимых лишний раз подтверждает круговую поруку [в силовой структуре Северной Осетии]. «Заговор молчания», подсудимые рассчитывают, что это спасёт их приговора", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Цкаевой Андрей Сабинин. По его словам, отказ от показаний тормозит процесс, так как это означает двойную работу для суда.
По мнению Сабинина, окончания процесса пока не предвидится. "После просмотра видео станет ясен план подсудимых. Все зависит от дисциплинированности подсудимых и их адвокатов. Считаю, что судья должен организовать процесс так, чтобы выйти в приговор [и вынести его] до нового года", - сказал адвокат.
Уже четыре года вдова погибшего Земфира Цкаева продолжает бороться с системой, которая лишила её детей отца, говорится в видеосюжете "Кавказского узла" "Дело Цкаева: четыре года в борьбе за правосудие", опубликованном в годовщину смерти Цкаева.
К делу Цкаева сейчас приковано значительно меньше общественного внимания, чем даже два года назад, считает журналист "Коммерсанта" Заур Фарниев. Он подчеркнул, что резонанс от это дела проявился больше не в правовом, а в общественном поле. "Дело Цкаева произвело переворот, во-первых, в головах полицейских, во-вторых, - жителей республики", - сказал он.
Несмотря на то, что на заседания суда сейчас ходит гораздо меньше людей, в сознании людей многое изменилось, убежден журналист. "Если бы не она, то все происходило бы так же, как раньше... Все это благодаря Земфире Цкаевой", - считает Фарниев.
"Важно, чтобы люди, которые довели до смерти Цкаева, получили хоть какое-то наказание. Все зависит от решения суда", - заявил он.
То, что судебный процесс так затягивается, говорит о плохой работе следственных органов, считает Фарниев. "Адвокаты, которые сейчас защищают этих полицейских, не могли этим не воспользоваться", - сказал он.