03:19 / 14.11.2020Суд вызвал на допрос следователей по делу Цкаева

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

При исследовании в суде видеозаписей по делу о смерти владикавказца Владимира Цкаева выяснилось, что в материалах дела отсутствует диск с записью с камер наблюдения внутри здания Иристонского РОВД. Судья решил выяснить судьбу видеозаписи у бывших следователей Хугаева и Юдина, которые вели дело Цкаева.

Как сообщал "Кавказский узел", суд в Северной Осетии начал рассматривать дело об убийстве жителя Владикавказа Владимира Цкаева в январе 2019 года. 14 сентября начался допрос обвиняемых. 5 октября суд, удовлетворив ходатайство обвиняемого Сослана Ситохова, закрыл процесс для прессы на время исследования биллингов телефонных соединений. Однако затем заседания неоднократно переносились по причине болезни подсудимых или их близких. Процесс возобновился только 6 ноября. Вдова Цкаева насчитала 58 переносов заседаний. 12 ноября Ленинский суд Владикавказа вновь закрыл для прессы процесс, объяснив это решение карантинными мерами. Вдова Цкаева выразила возмущение этим решением.

39-летний примерный семьянин и отец двоих детей Владимир Цкаев скончался после допроса в отделе полиции Владикавказа в ночь на 1 ноября 2015 года. В причастности к его смерти обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не позволили спустить дело на тормозах, сказано в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции". Четыре года следствие и суд не могут установить виновных в гибели Цкаева, а силовики, обвиненные в пытках владикавказца, пытаются снять с себя ответственность, рассказывается в анимационном ролике осетинской журналистки Алины Алихановой.

В Ленинском суде Владикавказа 13 ноября продолжился просмотр видеозаписей из Иристонского РОВД. На заседании было продемонстрировано видео проверки показаний на месте с участием подсудимого Спартака Бузоева. На видеозаписи он говорит, что видел, как подсудимый Шота Майсурадзе наносил несколько ударов в голову и плечо Владимиру Цкаеву, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Земфиры Цкаевой Анжелика Сикоева.

На заседании выяснилось, что в материалах дела отсутствует диск с видеозаписью с камер внутри здания Иристонского РОВД. По ходатайству представителей подсудимых 16 ноября в суд для дачи показаний решили вызвать бывших следователей Хугаева и Юдина, которые вели дело Цкаева, чтобы они ответили за вопросы, где запись и почему она не приложена к материалам дела. Потерпевшая сторона оставила это решение на усмотрение суда, сказала Сикоева.

Расследовавший дело о смерти Владимира Цкаева Аслан Хугаев ранее рассказал в своем видеоинтервью, что силовики применяют физическое насилие к задержанным, если не удается добиться признаний с помощью психологического давления. Цкаева избивали, чтобы в кратчайшие сроки раскрыть дело о ранении полицейского, предположил он. Видеоинтервью было опубликовано 14 августа 2019 года на сайте "ОсНова". Хугаев был допрошен в суде в сентябре 2019 года, подсудимые и их адвокаты задавали вопросы о процессуальных ошибках в деле и нарушениях, допущенных, по их мнению, следователем, однако тот все отрицал

Также в ходе заседания была прослушала аудиозапись звонка в скорую помощь, которую вызвал кто-то из сотрудников полиции для Цкаева, отметила она.

Адвокат указала, что по видеозаписям, которые уже несколько заседаний демонстрируют в суде, можно восстановить хронологию событий, а также местонахождение всех фигурантов по делу. Возможно, это позволит выявить других участников избиения Цкаева либо руководителей, которые давали какие-либо указания, предположила она.

Сикоева считает, что к прениям суд приступит нескоро, так как подсудимые должны дать показания. "Если они от этого откажутся, это произойдет быстрее, так как суд уже озвучил их показания, которые были даны в ходе предварительного расследования", - сказала она.

Потерпевшая Земфира Цкаева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что они с адвокатом заявили ходатайство, чтобы журналистов допустили на заседания, однако судья отказал в этом, сославшись на внутренний приказ суда об ограничительных мерах в связи с пандемией. По просьбе потерпевших судья зачитал содержание документа от 16 октября, в котором говорится о приостановке личного приема граждан, а также о временном ограничении доступа в здание лиц, не являющихся участниками процесса, в том числе СМИ, сказала она. "Я не против журналистов, они же здесь присутствуют, но сейчас пандемия", - процитировала судью Цкаева. До какого времени действуют ограничения, судья не указала, отметила она.

"Никакой карантин в суде не соблюдается, никакой социальной дистанции между подсудимыми и адвокатами нет, нас тоже не рассадили. В масках в зале были лишь 15-20 процентов человек", - заявила Цкаева. Она считает, что все это сделано для того, чтобы снизить интерес к процессу. Вдова Владимира Цкаева добавила, что сегодня на заседании было около 30 человек.

Сикоева отметила, что сейчас во всех судах изданы такие приказы. Это "повод, которым воспользовались, чтобы не допустить журналистское сообщество к рассмотрению этого дела", указала она.

"Я считаю, что закрывать процесс от журналистов, прикрываясь карантинными мерами, это очень плохо и безответственно, и только подрывает доверие к тому, что суд идет объективно и беспристрастно. Естественно, сейчас важно соблюдать некие меры безопасности - можно рассаживать людей на расстоянии, выдавать маски, перчатки, проводить дезинфекцию. При желании все это можно организовать. Если зал маленький, то пусть заседания проходят в более вместительном помещении. Мы должны наблюдать, все видеть и слышать своими глазами и ушами и писать материалы", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" журналист агентства "Спутник"  Анна Кабисова.

Цкаева небезосновательно полагает, что процесс закрывается намеренно, так как скоро в суде начнутся допросы подсудимых, а затем прения сторон, и им (подсудимым) не хочется, чтобы журналисты при этом присутствовали, отметила она.

"Сила общественного мнения очень важна. Мы не должны отходить в сторону, а они не должны воспользоваться тем, что журналисты не ходят на процесс", - считает Кабисова.

Автор:Эмма Марзоева