ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Элистинский горсуд обязал Республиканскую детскую больницу компенсировать моральный вред в размере 700 тысяч рублей Александру Горобченко, сын которого был заражен ВИЧ-инфекцией в 1988 году и впоследствии умер от СПИДа. Выплачивать компенсацию должно государство, а не медучреждение, считает врач Борис Сангаджиев.
Как писал "Кавказский узел", 20 июля адвокат Александра Горобченко сообщил, что кассационный суд в Краснодаре отменил решения Элистинского городского суда и Верховного суда Калмыкии, отказавшихся компенсировать моральный вред отцу умершего от СПИДа ребенка. Дело было направлено в Элистинский горсуд на новое рассмотрение в ином составе судей. По словам адвоката истца, суд в Элисте должен был "только определить размер компенсации", поскольку кассационный суд "фактически указал на наличие оснований для взыскания морального вреда".
Семьи детей, зараженных ВИЧ-инфекцией, почти четверть века безрезультатно требовали компенсации за моральный ущерб, и в июне 2011 года они подали иск в Элистинский городской суд. В сентябре 2011 года было отменено постановление о прекращении уголовного дела по факту заражения детей СПИДом, а 9 ноября 2011 года суд вынес решение о взыскании с республиканской детской больницы в Калмыкии средств на выплату компенсаций в размере 100 тысяч рублей каждому из семерых истцов. Пострадавшие требовали по пять миллионов рублей компенсации. В июле 2012 года президиум Верховного суда Калмыкии увеличил размер компенсации каждому из пострадавших до 300 тысяч рублей. Истцы назвали эту сумму "насмешкой". Всего следствием признаны потерпевшими 74 человека.
Адвокат назвал низкой сумму назначенной компенсации
Иск Александра Горобченко к Республиканскому детскому медцентру был рассмотрен в Элистинском горсуде 14 октября, при этом текст постановления адвокат истца получил на руки 18 ноября, сообщил адвокат. Он отметил, что судебное решение еще не вступило в силу. "Стороны могут обжаловать решение в течение месяца после того, как получат на руки постановление. Судя по тому, что мы только получили текст решения, у ответчиков есть еще время. И, как показывает практика, бюджетные организации всегда обжалуют судебные решения в вышестоящих инстанциях", – рассказал 19 ноября адвокат корреспонденту "Кавказского узла", попросив не указывать его имени.
Ход судебного заседания он назвал "ожидаемым". "Как и предполагалось, суд лишь установил фактический размер компенсации. Горобченко просил удовлетворить иск в размере 1 млн рублей, судья назначил компенсацию в 700 тысяч рублей. Каких-то новых аргументов со стороны ответчиков мы не услышали. Они по-прежнему считают, что медики ни в чем не виноваты, ссылаются на то, что в ходе расследования уголовного дела не был установлен конкретный сотрудник, из-за действий которого произошло заражение детей. Но это никакого значения не имеет, поскольку заражение произошло в больнице. А уголовное дело был прекращено, потому что истек срок привлечения к ответственности. Но это не реабилитирующее основание", – отметил защитник.
Согласно постановлению суда (копия есть в распоряжении "Кавказского узла"), представитель ответчика не опроверг вину Республиканского детского медицинского центра в заражении сына истца ВИЧ-инфекцией. "Доводы представителя ответчика о том, что ранее матери Горобченко С.А. решением суда была присуждена сумма в счет компенсации морального вреда, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не исключает возможности удовлетворения аналогичных требований отца ребенка, также испытавшего нравственные страдания в связи со смертью ребенка. <… > Заражение ребенка истца ВИЧ-инфекцией произошло в лечебном учреждении, куда ребенок был помещен для излечения, в ходе лечебных процедур в результате нарушения работниками лечебного учреждения правил безопасной работы и игнорирования мер профилактики", – сказано в решении суда.
Размер компенсации адвокат назвал "мизерным". По его словам, "ничтожная" сумма была обусловлена как особенностями региональной судебной практики, так и несовершенством российского законодательства в целом. "Фактически присудили 10 тысяч долларов за смерть ребенка. Это ничтожно мало даже по российским меркам. Средняя компенсация в стране в таких случаях – 3-4 млн рублей. <…> Сам институт компенсации морального вреда в России – большая проблема. В других странах есть гораздо более четкие критерии для определения размера компенсации, система коэффициентов. В российском же законодательстве сумма компенсации всецело отдана на судейское усмотрение", – посетовал он.
Горобченко удовлетворен итогами судебного разбирательства, поскольку после проигранных ранее судов "уже потерял надежду хоть на какую-то толику справедливости", добавил защитник. "Термин "компенсация" здесь не совсем корректен, потому что компенсировать страдания Горобченко невозможно. Наверное, главная цель этого механизма – превентивная, чтобы не допустить повторения подобных случаев. Медицинские учреждения должны нести ответственность за то, что в них происходит", – добавил адвокат.
Сам Александра Горобченко заявил, что сумма компенсации его не устроила. "Мы требовали выплатить миллион рублей. Конечно, рассчитывал на большее", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он пока не определился, будет ли он обжаловать решение. "Постановление суда мне обещали выдать на руки 24 ноября. После этого мы созвонимся с адвокатом и решим, как поступать дальше", – сказал Горобченко.
Врач призвал власти Калмыкии поднять вопрос о выплатах зараженным ВИЧ
Заслуженный врач Калмыкии Борис Сангаджиев, проработавший детским хирургом в Республиканской детской больнице с 1974 по 2010 год, считает, что законодательная и исполнительная власть Калмыкии "должны вывести проблему выплат пострадавшим в результате заражения ВИЧ-инфекцией на федеральный уровень". "Сумма 700 тысяч только на первый взгляд выглядит солидной. Но человек потерял ребенка, работу, долгое время был изгоем в обществе, подорвал здоровье. Я считаю, что все пострадавшие от заражения ВИЧ-инфекцией должны получить компенсацию в полном объеме. И если нет закона, устанавливающего соответствующие выплаты, его нужно принять", – сказал Сангаджиев корреспонденту "Кавказского узла".
Выплачивать компенсации должны федеральные власти, а не детская больница, убежден он. "Вспышка ВИЧ-инфекции была не только в Элисте. Впоследствии выяснилось, что детей заразили по всему югу России: в Ростове-на-Дону, Шахтах, Волгограде, Ставрополе, Астрахани и даже в Грозном. И неизвестно, как развивались бы события, если бы не калмыцкие медики. В СССР ведь была установка, что у нас нет секса, наркомании, а значит, не может быть СПИДа. Чтобы даже просто заподозрить ВИЧ-инфекцию у ребенка, нужно было набраться мужества. Наши медики высунулись – и за это получили "по шапке". Хотя проблема была общегосударственная. Впервые СПИД у человека был обнаружен в 1982 году, при этом Советский Союз не уделял этой инфекции должного внимания вплоть до событий в Элисте", – отметил Сангаджиев.
Он отметил, что, в частности, до 1988 года, медучреждения не обеспечивались одноразовыми шприцами, системами для внутривенного введения препаратов и прочим стерильным инструментарием. Кроме того, Сангаджиев считает, что заражение ВИЧ-инфекцией в Элисте и других южных городах было связано с поступлением зараженного иммуноглобулина. "К такому выводу я пришел путем простой логики. Как объяснить, что одномоментно был заражен почти весь юг России? Почему заразились дети до трех лет, которые находились в тяжелом состоянии? Дело в том, что как раз накануне вспышки ВИЧ-инфекции в больницы поступила экспериментальная партия иммуноглобулина. Для его производства использовалась плацентарная кровь рожениц. Сама по себе идея была хорошая. Но, видимо, доноров не обследовали должным образом. В результате ВИЧ-инфицированными оказались тяжелобольные дети, которые как раз по медицинским показаниям получали этот препарат", – заявил бывший врач.
"Вадим Покровский, сын главного эпидемиолога СССР Валентина Покровского и руководитель Центра по борьбе со СПИДом, утверждает, что ему удалось обнаружить нулевого пациента — человека, от которого в Калмыкии распространился вирус иммунодефицита. По словам ученого, это был военный, который заразился половым путем, находясь в командировке в Африке. "Он вернулся к себе на родину в Элисту, женился. Жена, видимо, не сразу заразилась. И их первый ребенок, слава богу, оказался не заражен", – процитировала Покровского "Медиазона".
Отец умершего от ВИЧ ребенка пригрозил акциями протеста
Элистинец Очир Шовгуров, чей ребенок также умер в результате заражения ВИЧ-инфекцией в 1988 году, сообщил, что намерен провести очередной пикет возле Дома правительства с требованием к властям республики принести официальные извинения и назначить ежемесячное пособие родителям, потерявшим детей по вине системы здравоохранения. С датой пикета он пока не определился.
31 января четверо жителей Калмыкии, чьи дети были заражены ВИЧ в 1988 году и впоследствии умерли от СПИДа, провели одиночные пикеты в Элисте. Пикетчики потребовали от властей республики принести им официальные извинения и назначить ежемесячные выплаты.
Очир Шовгуров рассказал, что власти отказались назначать выплаты. "После январских пикетов нам ответил письмом руководитель администрации главы Калмыкии Чингис Бериков. Написал, что "установление пожизненной пенсии родителям умерших от ВИЧ детей законом не предусмотрено". Но федеральный закон как раз говорит, что региональные власти вправе принимать дополнительные меры для поддержки жертв СПИДа. Калмыкия пострадала от вспышки ВИЧ-инфекции больше других регионов. Поэтому мы должны быть первопроходцами в плане законодательства. Если нет законных оснований, значит, наши депутаты должны принять соответствующие законы", – сказал Шовгуров корреспонденту "Кавказского узла".
В администрации главы Калмыкии Шовгурова заверили, что родителям умерших от ВИЧ-инфекции меры социальной поддержки "органами исполнительной власти республики предоставлены в полном объеме" (копия письма от 6 февраля есть в распоряжении "Кавказского узла").
Начальник отдела организации обеспечения социальных гарантий министерства социального развития, труда и занятости Калмыкии Екатерина Потолдыкова уточнила, что к 20 ноября компенсацию получили "15 семей на общую сумму 6 млн 770 тысяч рублей", а денежную выплату в размере 100 тысяч рублей получили уже "28 родителей умерших ВИЧ-инфицированных".
30 человек, зараженных ВИЧ-инфекцией, получают пожизненное ежемесячное пособие, добавила она. "Пособие индексируется. В 2020 году его размер составил 32 тысячи 747 рублей. Еще 15 человек получают ежемесячное пособие в размере 600 рублей по уходу за ВИЧ-инфицированным", – сказала представитель Минсоцразвития республики корреспонденту "Кавказского узла".