ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Задержанный по обвинению в причастности к терактам в московском метро глава районного отдела полиции Гази Исаев дружил с Сагидом Муртазалиевым, но после того, как его объявили в розыск, смог сохранить место, отметил заместитель главреда "Черновика" Магомед Магомедов. В Кизлярской зоне Дагестана переплелись интересы нескольких групп влияния, она длительное время находилась под контролем Муртазалиева, отметил главред "Дербента" Милрад Фатуллаев.
Как сообщал «Кавказский узел», источники в силовых ведомствах сообщили 22 ноября о задержании начальника отдела полиции Кизлярского района Дагестана, заподозренного в пособничестве терроризму и организации убийства. 23 ноября Следственный комитет России заявил, что Гази Исаев в 2010 году помог смертнице доехать до Москвы и устроить там взрыв в метро. Ему предъявлено обвинение по статьям об участии в преступном сообществе с использованием служебного положения, о бандитизме и теракте. Суд в Москве арестовал Исаева до 4 января 2021 года. Арест произошел на фоне изменений в руководстве района, которым после ареста Александра Погорелова временно руководит Аким Микиров, Исаев же вскоре ожидал повышения по службе.
Взрывы на двух станциях метро в Москве произошли 29 марта 2010 года. В результате 40 человек погибли, свыше 100 получили ранения. По данным спецслужб, теракты совершили уроженка Дагестана Марьям Шарипова, жена одного из лидеров дагестанских боевиков Магомедали Вагабова, и 17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, который был убит в конце декабря 2009 года, сообщается в справочном материале "Террористические акты, совершенные террористами-смертниками на территории РФ", опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". Организатором теракта следствие считает Гусена Магомедова, который, по информации Национального антитеррористического комитета, был убит в 2013 году. Скрыться после теракта Магомедову помог еще один житель Дагестана, Магомед Нуров, полагают следователи.
В поле зрения спецслужб Гази Исаев мог попасть сразу после теракта в московском метро, и все это время по нему отрабатывался материал, считает главный редактор информагентства «Дербент» Милрад Фатуллаев.
«Скорее всего, его дело вели следователи ФСБ, хотя формально расследованием теракта занимается Следственный комитет. Возможно, поэтому Исаев, возглавивший райотдел полиции в 2010 году, оставался столь долгое время на своей должности без ротации», - сказал он 23 ноября корреспонденту "Кавказского узла".
У следователей имеется серьезное основание для предъявления обвинения Исаеву, а привлечение его к ответственности затянулось из-за сложности дела, считает он. «Дела по преступлениям о терроризме достаточно сложные, а тем более те, которые проходят в северной, Кизлярской зоне Дагестана. Там пересекаются интересы нескольких групп влияния. Это и выходцы из высокогорного района, которые в свое время переселились на территории Кизляра, Кизилюрта и частично Хасавюрта. Сама зона долгое время была под контролем Сагида Муртазалиева, и через него отслеживаются связи с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. В этой зоне была достаточно высокая активность боевиков, связанных с запрещенной в России террористической организацией «Имарат Кавказ»*. Были и боевики, которые имели тесные связи с некоторыми республиканскими и муниципальными чиновниками. То есть тут достаточно сложный клубок. И нужно было долго вести расследование, чтобы выявлять все их связи, контакты, собирать оперативный материал не только в отношении ныне подследственного Гази Исаева, но и выходить на других лиц. Поэтому процесс и длился так долго», - предположил он.
Бывший глава дагестанского отделения ПФР Сагид Муртазалиев с 2015 года арестован заочно и находится в международном розыске. Следователи считают, что Муртазалиев в 2010 году передал через своего родственника, бывшего главу Кизлярского района Дагестана Андрея Виноградова деньги боевикам, которые впоследствии застрелили замначальника ЦПЭ Дагестана Шевкета Куджаева и совершили покушение на вице-мэра Кизляра Василия Наумочкина. Сагид Муртазалиев, скрывшийся от следствия за рубежом, сохраняет ограниченное влияние в Дагестане, считают опрошенные "Кавказским узлом" журналисты. "Кавказский узел" подготовил биографическую справку о Сагиде Муртазалиеве.
При этом, добавил он, задержание Исаева едва ли связано с какими-либо определенными датами или событиями. «Я бы не связывал это с назначением врио главы Дагестана Сергея Меликова или другими событиями, настоящими или будущими. Просто уже необходимый материал собран, отработан, и сейчас дело уже за судом», - отметил он.
В Дагестане многие говорили, что Гази Исаев дружил с бывшим главой района Сагидом Муртазалиевым, отмечает заместитель главного редактора газеты «Черновик» Магомед Магомедов.
«Был ли он близок к какому-то дагестанскому клану - неизвестно. Но, судя по тому, что начальник райотдела полиции сохранил свою должность после того, как Муртазалиев был объявлен в розыск, можно сделать вывод, что претензий к Исаеву, в первую очередь у правоохранительных органов, не было. Гази Исаев возглавлял Кизлярское РОВД с 2010 года, и этот отдел был на передовой в борьбе с терроризмом. В Кизлярском районе много переселенцев из Цумадинского и Цунтинского районов и так получилось, что некоторые жители этих высокогорных районов примыкали к подполью, в частности, к запрещенному «Имарат Кавказ»*. И в Кизлярском районе регулярно проходили спецоперации и задержания подозреваемых», - сказал Магомедов корреспонденту "Кавказского узла".
У правоохранительных органов могла быть оперативная информация о возможных связях Исаева с боевиками, но этот вопрос не разрабатывался, считает он. «У разных служб своя специфика работы. И, возможно, у оперативников были предположения или подозрения о связях начальника райотдела с боевиками, но по каким-то причинам эту версию не разрабатывали. Вполне возможно, что его не трогали в силу того, что он был близок к руководству МВД Дагестана или других силовых структур», - полагает журналист.
Почему именно сейчас объявлено о причастности Исаева к громкому, резонансному преступлению, пока не ясно, но это может быть одним из первых шагов в борьбе за должность министра внутренних дел республики, предположил он.
* террористическая организация, запрещенная в России судом.