18:08 / 26.11.2020Правозащитники раскритиковали приговор по делу об убийстве Кардашова

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Вина жителя Чечни Саид-Магомеда Омарова, приговоренного к девяти годам колонии за убийство хасавюртовца Алексея Кардашова, не доказана, заявил "Комитет против пыток". Дело Омарова надо объединить с делом против чеченских силовиков, чтобы выяснить степень их причастности к преступлению, настаивают правозащитники.

"Кавказский узел" писал, что житель Хасавюрта Алексей Кардашов пропал в сентябре 2017 года. Сторона потерпевшей выступала против расследования дела об убийстве, поскольку тело Кардашова не найдено. Представитель матери Кардашова также не исключил, что Омаров сознался под давлением со стороны силовиков. Юрист "Комитета против пыток" указал, что дело было искусственно разделено на два и рассматривалось судом слишком медленно.

По версии обвинения, силовики задержали Кардашова, который владел аптекой в Хасавюрте, на встрече с Омаровым. Они подозревали, что предприниматель продает наркотики, но ничего запрещенного у него не нашли и уехали. После этого Омаров убил Кардашова, а тело сбросил в Терек, говорится в обвинительном заключении. Представители матери Кардашова не добились возвращения дела об убийстве на доследование.

Гудермесский городской суд 23 ноября приговорил Саид-Магомеда Омарова к девяти годам колонии строгого режима, признав его виновным в убийстве Кардашова и краже у предпринимателя машины, сообщил сегодня "Комитет против пыток".

По словам матери Кардашова Цили Якубовой, которая присутствовала на оглашении приговора, ее шокировало решение суда. "Я в шоке, потому что он не совершал этого преступления. Я это проанализировала сама, все просчитала по минутам, где он находился. Это все неправда", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла". 

По словам Якубовой, родные Омарова и он сам также не ожидали такого приговора: "Мать была в шоке, плакала. Отец просто не мог встать с места. <...> к такому сроку, девять лет строгого режима, они явно не были готовы. Мать разрыдалась и упала на стул, она стоять не могла. Сначала подошла к сыну, обняла его, а потом даже стоять не могла - села. И у него глаза были полные слез", - рассказала Циля Якубова.

Ранее родные Омарова неоднократно отказывались комментировать дело сына корреспонденту "Кавказского узла". "Сейчас мы будем подавать апелляционную жалобу", - добавила Якубова.

Правозащитники заявили, что обжалуют приговор и потребуют объединить дело Омарова с делами против двух чеченских силовиков. "Чтобы доказательства вины всех участников того дня рассматривались в одном судебном процессе", - пояснил руководитель северокавказского филиала "Комитета против пыток" Дмитрий Пискунов.

В марте 2019 года по подозрению в похищении Кардашова были арестованы двое чеченских силовиков. Им предъявлено обвинение в превышении полномочий. По окончании следствия обоих силовиков отпустили из СИЗО под домашний арест. Судья Верховного суда Чечни, которому было поручено рассматривать жалобу на слишком мягкую, по мнению стороны потерпевших, меру пресечения, в феврале 2020 года взял самоотвод из-за конфликта интересов.

По мнению "Комитета против пыток", версия событий, которую изложил Омаров, когда взял вину на себя, "не подкрепляется никакими объективными доказательствами - ни биллингом телефонных соединений, ни сведениями с транспортных камер". Дело об убийстве Кардашова было возбуждено на основании показаний Омарова, который заявил о причастности к этому чеченских силовиков. Однако после передачи дела из Дагестана в Чечню Омаров внезапно подписал явку с повинной - "так он из свидетеля превратился в обвиняемого", отмечается в пресс-релизе "Комитета против пыток".

Дело Омарова отделили от дела силовиков для того, чтобы сокрыть реальные обстоятельства убийства Кардашова, полагает Дмитрий Пискунов. "Большую часть доказательств вины <чеченских силовиков> просто перенесли в отдельное уголовное дело в отношении Омарова, чтобы мы не могли ссылаться на эти доказательства в судебном процессе <...>. Дело дошло до смешного: в деле Омарова сейчас 20 томов, а в деле <силовиков> - всего шесть. Да, Омаров причастен к преступлению, но не к тому, в котором он был признан виновным судом", - указал Пискунов корреспонденту "Кавказского узла".

В апелляционной жалобе правозащитники укажут, что суд не учел всех обстоятельств дела, а именно - возможную причастность Омарова к превышению силовиками должностных полномочий, пояснил Дмитрий Пискунов. "Мы хотим, чтобы приговор был отменен, дело отправили на дополнительное следствие, то есть оно вернулось не просто в суд первой инстанции, в Гудермес, но в Следственный комитет, и было объединено, и чтобы все трое проходили по одному уголовному делу", - сказал он.

Пискунов указал на признаки оказанного на Омарова давления. "Его показания, которые он давал в сентябре 2018 года в Хасавюрте, до явки с повинной - там все довольно стройно, и они подтверждались биллингами, записями с камер и т.д. Но все изменилось, когда дело передали в Чечню. Вполне вероятно, что Саид-Магомеда и его семью каким-то образом запугали. Это проявлялось прежде всего в том, что он не предпринимал никаких попыток защитить себя в уголовном процессе, он ни разу не комментировал ничего, не давал никаких показаний, всегда молча со всем соглашался. И вполне вероятно, что это связано с тем, что либо ему, либо его семье могли угрожать те, кто заинтересован в таком исходе уголовного дела", - полагает Пискунов.

На сайте Гудермесского горсуда по состоянию на 17.55 мск 26 ноября нет информации о приговоре Омарову.

Автор:Алена Садовская