ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дети из сел Бюрукутан и Ибрагимотар вынуждены учиться в неприспособленных помещениях, так как новые, полностью оборудованные школы построены на землях отгонного животноводства, не предназначенных для строительства капитальных объектов. Закон об отгонных землях устарел, на их территории построены другие социальные учреждения, пояснил глава организации-заказчика строительства новых школ.
Отгонное животноводство - исторически сложившаяся система ведения овцеводства, базирующаяся на посезонном использовании зимних и летних пастбищ для выпаса скота. К землям отгонного животноводства относятся в том числе участки, выделенные для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. Земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется правительством Дагестана, говорится в законе "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан".
Жители сел Бюрукутан Ботлихского района и Ибрагимотар Тляратинского района Дагестана в течение двух лет не могут добиться разрешения на эксплуатацию новых школ на сто и триста мест, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в региональном отделении ОНФ, куда поступило обращение от сельчан. Территориально учреждения располагаются в Бабаюртовском районе, но административно принадлежат четырем горным районам. На все запросы жителям сел, по их словам, поступал ответ, что школы построены "на сельскохозяйственных землях отгонного животноводства и не имеют законных документов по отводу территорий".
Всего на территории Бабаюртовского района к 2018 году по федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий" было построено четыре школы, но ни одна из них не получила лицензию, уточнили в отделении организации.
В настоящее время дети из села Ибрагимотар учатся в старом саманном помещении, тогда как рядом находится новая, полностью оборудованная школа на 300 мест, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" сельские учителя.
"У нас обучаются 255 школьников. Мест не хватает, приходится приставлять к партам самодельные столы. Чтобы обеспечить детей горячим питанием, оборудовали столовую в небольшом помещении библиотеки, где школьники едят в несколько смен. Дети постоянно спрашивают: когда перейдем в новую школу? Не знаем, что им ответить", - заявили педагоги.
В старой школе в селе Бюрукутан нет возможности организовать нормальный учебный процесс, пожаловалась учитель школы Зухра Патхулаева. "Использовать современное оборудование нет возможности. Дети учатся в тесных кабинетах, физкультура проводится на улице, потому что в старой школе нет спортзала, а в новую перейти не позволяют", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Ввиду нерешенности статуса земель отгонного животноводства, на которых построены новые сельские школы, "их функционирование не представляется возможным, так как они возведены без выделения земельного участка", пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Дагестана.
Заказчиком строительства этих школ является ГКУ "Дагсельхозстрой". Исполняющий обязанности руководителя госучреждения Магомед Юсупов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что возглавляет организацию с мая 2018 года, и когда его назначили, строительство школ уже завершалось. "Сроки поджимали - надо было сдать их до конца года, поэтому у меня не было возможности проверить всю документацию, да никто тогда и не говорил, что имеются какие-то проблемы", - пояснил Юсупов.
Он уточнил, что на первоначальном этапе строительства школ на землях отгонного животноводства вопрос несоответствия земельных участков не поднимался, а перед ним была поставлена задача - завершить строительство школ к сроку, до конца 2018 года. "Только когда готовили школы к вводу в эксплуатацию, возник вопрос о статусе земель. Нас проинформировали, что земля отгонного животноводства не предназначена для строительства объектов. Я поднял эту тему в правительстве республики, но, как мне кажется, никто не захотел брать на себя ответственность", - заявил Юсупов.
По его словам, в настоящее время документация на школы находится в Минимущества Дагестана, где проинформировали, что зарегистрировать образовательные учреждения и передать в Минобрнауки республики для получения школами лицензии невозможно.
"В Минимущества говорят, что это не просто земля муниципалитета, а республиканская земля - зона отгонного животноводства, чей правовой статус регулируется отдельным законом. Строить на этих землях по закону нельзя. Но закон от реалий текущих устарел. На этих землях вместо временных стоянок зимнего проживания животноводов, давно построены объекты здравоохранения, соцкультбыта, имеются старые школы", - указал Юсупов.
По его словам, на строительство школ из федерального бюджета потрачено около 600 миллионов рублей. Наступила зима, объекты не отапливаются, за дорогостоящим оборудованием надо следить - для всего этого нужны средства, пожаловался руководитель ГКУ. Он отметил, что существует два вариант развития событии: первый - подготовить предложения о внесении изменений в закон отгонного животноводства, где предусмотреть строительство хотя бы социальных объектов, в том числе школ, другой вариант – узаконить все уже построенные объекты.
"Прецеденты есть. В конце 1990-х – начале 2000-х годов нескольким селам в зоне отгонного животноводства была отведена земля и определен статус поселений", - рассказал Юсупов.
Отметим, что вопрос о передаче земель отгонного животноводства в собственность Ногайского района ранее поднимали ногайцы. Ранее жители района потребовали главы республики отменить закон "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан". Земли отгонного животноводства площадью почти 600 тысяч гектаров - это пастбища отгонного животноводства, которые находятся на территории Ногайского района, но в собственности у правительства Дагестана и в аренде у фермеров из других районов, пояснил в апреле 2019 года занимающийся частной практикой юрист по земельным спорам Темирлан Картакаев. "Непрозрачная система предоставления этих земель вкупе с минимальными ставками аренды по сравнению с муниципальными землями, их варварское использование порождают то недовольство жителей муниципалитета, в границах которого находятся эти пастбища отгонного животноводства", - сказал Картакаев.