НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В конце 2024 года Абхазия столкнулась с энергетическим кризисом, связанным с бурным развитием майнинга криптовалют, который приобрел массовый характер и сопровождался коррупцией. Хотя власти рассматривали майнинг как возможность укрепления экономики, все обернулось жесткими запретами и, в конечном итоге, трагическими последствиям. Подробности - в справке "Кавказского узла".
В декабре 2024 года жители Абхазии столкнулись с энергетическим кризисом из-за дефицита электроэнергии. С 7 декабря 2024 года электричество в Абхазии отключалось ежесуточно на шесть часов. С 9 декабря свет включали без ограничений с 21.00 до 07.00, в остальное время - два раза по 2 часа и 20 минут. 11 декабря работа ИнгурГЭС была приостановлена из-за критически низкого уровня воды, и подача электричества в дневное время была сокращена до 2 часов и 48 минут. По мнению аналитиков, к кризису привел майнинг криптовалюты, который стал проблемой в Абхазии из-за его массовости и коррупции.
18 декабря 2024 года стало известно, что власти Абхазии решили попросить электроэнергию у Грузии. Эксперты, опрошенные “Кавказским узлом”, отметили, что Грузия вряд ли согласится, так как “все полученное электричество пойдет на майнинг". Также они сообщили, что 19 декабря оппозиционеры Леван Микаа и Илия Гуния "ездили на Ингури ГЭС искать там главных майнеров, хотя их имена все знают".
23 декабря 2024 года Россия начала гуманитарные поставки электричества в Абхазию, после просьбы и. о. президента Абхазии Бадры Гунбы. Возобновление электричества хотя обрадовало жителей Абхазии, но вызвало вопросы о том, что Москва потребует взамен предоставленного электричества, и беспокойство об эффективности борьбы с майнингом.
26 декабря 2024 года власти Абхазии продлили на два года ограничения на майнинг криптовалют. Запрет на ввоз в республику оборудования для майнинга и использование этого оборудования запрещены до конца декабря 2026 года. Решением связано "с ограничением незаконного потребления электроэнергии", - заявил и.о. первого вице-премьера, министра энергетики и транспорта Джансуха Нанбы 1.
В начале декабря 2024 года на заседании штаба по обеспечению энергетической безопасности и борьбе с незаконным присоединением к электрическим сетям правительство озвучило цифры ущерба нанесенного майнерами 2.
В сюжете телекомпании "Абаза-ТВ" "Режим ЧС придется вводить в Абхазии, если не снизить потребление электричества", журналист Марианна Котова рассказалв, что на совещании и.о. премьер-министра республики Валерий Бганба привел данные по раходу электричества, чтобы нагладно продемонтрировать рост потребления. Он сравнил расход электричества до и после легализации добычи криптовалюты. Так, по данным Бганбы, в 2016 году расход электроэнергии составил 1 млрд 924 млн кВт, в 2017 году – 1 млрд 999 млн кВт, в 2018 году – 1 млрд 909 млн кВт, в 2019 году – 1 млрд 959 млн кВт. С 2020 года Бганба отметил резкий рост потребление электроэнергии: в 2020 году – 2 млрд 500 млн кВт, в 2021 году – 2 млрд 913 млн кВт, в 2022 году – 2 млрд 946 млн кВт, в 2023 год – 2 млрд 643 млн кВт. Если сравнивать с предыдущими годами это практически на 1 млрд кВт рост потребления, -- уточнил Валерий Бганба.
И.о. министра энергетики и транспорта Джансух Нанба сообщил данные, полученные в результате операции по выявлению незаконного потребления электричества. По его словам, ведомством были выявлены предположительный объем электроэнергии составляет порядка 40 мегаватт. Эти данные сопоставимы с результатом, полученным в марте 2024 года в результате такой же операции. По словам Нанбы, 40 мегаватт электроэнергии потребляемые майнерами, это порядка 1 млн киловатт/часов в сутки, что обходится от 4 до 5 млн рублей.
Для сокращения потребления электричества необходимо эффективно подходить к обесточиванию майнинговых ферм. Но, по словам главы РУП “Черномоэнегро” Тимура Джинджолия, крупных майнинговых ферм на территории Абхазии нет, большая часть аппаратов рассредоточена по жилым помещениям. 97-98 процентов аппаратов стоят в домах, куда доступ ограничен. Обнаружение и изъятие такого майнинга намного сложнее, чем изъятие “ферм”. Суммарно, по словам Джинджолия, потребление бытовых майнеров составляет 60% от дефицита электроэнергии в республике.
19 декабря 2024 года парламентский комитет по экономической политике и реформам Абхазии обсуждал запрет майнинга, и во время обсуждения произошел конфликт между Каном Кварчией и Адгуром Харазией.
Ранения получили депутаты Вахтанг Голандзия и Кан Кварчия. В тот же день Голандзия скончался. Подозреваемый, депутат Адгур Харазия, скрылся. 20 декабря 2024 года Верховный суд Абхазии направил в парламент запрос о лишении Харазии депутатской неприкосновенности, чтобы прокуратура могла возбудить уголовное дело в отношении депутата.
Причиной конфликта между Кварчией и Харазией эксперты, опрошенные “Кавказским узлом”, назвали вопрос о запрете майнига в Абхазии. В частности, один из аналитик отметил, что Харазия выступал за полный запрет майнинга, а Кварчия, у которого есть своя майнинговая ферма, выступал за то, чтобы сделать некоторые исключения из этого правила.
Парламент Абхазии 16 декабря 2024 года принял в первом чтении законопроекты, запрещающие майнинг и предусматривающие уголовную ответственность за добычу криптовалют. Согласно законопроектам, суммарный объем потребления энергии оборудованием для добычи криптовалюты, превышающий 30 кВт-ч, будет расцениваться как большой объем незаконного потребления, что грозит майнерам лишением свободы до трех лет с конфискацией оборудования. Ввоз оборудования для добычи криптовалюты в Абхазию также может грозить лишением свободы до трех лет и конфискацией устройств.
При этом 16 декабря жители Абхазии потребовали эффективной работы правоохранителей для борьбы с энергокризисом. Недовольные результатами МВД в борьбе против майнинга жители страны создали дружины для ликвидации майнинг-ферм, а также призывают в соцсетях сообщать о их местонахождении.
Вместе с тем предпринятые ранее властями Абхазии меры по борьбе с майнерами результата не принесли. Так, 31 марта 2021 года парламент Абхазии в окончательном чтении принял законопроекты, предусматривающие административную и уголовную ответственность за незаконный майнинг криптовалюты. Согласно принятому закону, незаконное потребление электроэнергии влечет за собой наложение административного штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за каждый киловатт мощности подключенного к электросетям оборудования, а на должностных лиц — в размере одной тысячи МРОТ.
В настоящее время 1 МРОТ в Республике Абхазия составляет 60 рублей. Под видом МРОТ в размере 60 рублей в Абхазии происходит исчисление налоговых платежей и штрафов. 3При этом МРОТ в размере 60 рублей, использующийся для начисления штрафов, не следует путать с минимальным размером месячной заработной платы. Постановлением кабинета министров Абхазии от 29 декабря 2023 года минимальный размер месячной заработной платы установлен в размере 15 тысяч рублей. 4
Присоединение к сетям, находящимся в ведении единого оператора передающих и распределительных сетей, то есть потребление с нарушением закона, если действия не содержат уголовного наказания, влечет наложение административного штрафа для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 40 МРОТ. На должностных лиц — в размере трех тысяч МРОТ. За повторное совершение подобного правонарушения грозит штраф для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан в размере 50 МРОТ за каждый киловатт мощности подключенного оборудования для майнинга и его конфискация, а для должностных лиц — штраф в размере пяти тысяч МРОТ. Присоединение же к электрическим сетям в большом объеме для добычи криптовалюты наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет с конфискацией используемого для майнинга оборудования.
Также в марте 2021 года правительство Абхазии продлило запрет на деятельность по добыче криптовалюты до 31 марта 2022 года. Ранее такой запрет действовал до 1 июня 2021 года. Еще в январе 2021 года президент Абхазии заявил, что деятельность по добыче криптовалюты должна быть полностью свернута. "Нынешние объемы добычи и (такое) потребление электроэнергии... в таком чрезвычайном положении в энергетике — это невозможно. Как только мы создадим определенные правила и законы, сумев обеспечить их неукоснительное исполнение, добыча криптовалюты может иметь место", — заявил Аслан Бжания в интервью гендиректору Абхазского телевидения Ирине Агрба.
С 15 ноября 2020 года компания "Черноморэнерго" ввела график отключений электроэнергии в Абхазии. Жителям разных районов отключали свет трижды в день по два часа. 21 ноября ограничения были сокращены до четырех часов в день, а 26-го — до двух. По словам гендиректора "Черноморэнерго" Михаила Логуа, энергетики связывают проблему с массовой установкой оборудования для майнинга. При этом данные, опубликованные компанией, об этом однозначно судить не позволяют.
Вот как предыдущий гендиректор Аслан Басария описывал динамику роста потребления электричества: "в 2015 году прирост потребления в сравнении с 2014 годом составил 12,34%, в 2016 — 6,47%, в 2017 — 4,04%, в 2018 — минус 4,06%, в 2019 году потребление выросло на 7,47%. За пять лет прирост потребления электроэнергии составил 28,31%" 5. В ноябре 2020 года, говоря об отключениях нелегально работающих майнинговых предприятий, Логуа назвал цифру в 46 мегаватт, то есть 3,5% от мощности Ингурской ГЭС 6.
Проблемы со снабжением электричеством появились не сегодня. Однако до 2018 года, когда руководство республики объявило о планах создания собственной криптовалюты 7, причины отключений связывались с низким уровнем воды в системе Ингурской ГЭС 8 или с изношенностью энергосетей 9, но не с майнингом.
По данным на 2017 год, из-за износа сетей республика теряла пятую часть всей потребляемой электроэнергии 10. В 2015 году потери составили 21,8% 11. И только в конце 2018 года правительство Абхазии приняло решение о запрете на территории республики деятельности по майнингу криптовалюты с использованием мощностей электроэнергетической системы Ингурской ГЭС "в связи с необходимостью приоритетного обеспечения электроснабжения населения Абхазии, социальных и производственных объектов в условиях ограниченных ресурсов электроэнергетической системы" 12.
Рассказывая о проблемах энергоотрасли, Аслан Бжания выделял три основных. Во-первых, это общая изношенность распределительных сетей. По его словам, в ремонт и модернизацию необходимо вложить 20,5 миллиарда рублей в ценах 2016 года. При том, что за последние три года инвестировано в среднем в год 215 млн, а всего — 862 млн. А чтобы наладить хотя бы "безаварийный режим", нужно 4,7 млрд.
Вторая проблема — тарифы и неплатежи. Самые низкие на Кавказе тарифы сопровождаются колоссальными неплатежами. В том числе и из-за отсутствия приборов учета, на обеспечение которыми для всей страны необходимо почти 2 млрд рублей.
Тариф на электроэнергию в Абхазии для населения составляет 40 копеек за 1 кВт*ч. Для сравнения, в Южной Осетии – 2,6 рубля 13, а в Грузии – более 4 рублей 14. Для майнеров 21 сентября 2020 года в Абхазии был введен специальный тариф – 1,5 рубля 15.
В-третьих, это "плачевное" состояние высоковольтной линии "Ачгуара". На ее ремонт требуется 110 млн рублей, — отметил Бжания 16.
Одним из решений президент назвал восстановление газификации республики, которая "намного разгрузит энергетику страны". Однако даже план-проект следует ожидать, по его словам, к концу 2021 года 17.
Доля ответственности майнеров за перегрузку энергосистемы Абхазии так и остается под вопросом. Корреспондент "Кавказского узла" направил запрос в "Черноморэнерго", чтобы получить данные о росте потребления электроэнергии в Абхазии за последние 10 лет и потерях из-за изношенности сетей, но ответа не получил. Вопрос о степени вины майнинговых ферм в абхазском блэкауте остается открытым.
Криптовалюта – это зашифрованный цифровой актив, использующийся в качестве аналога валюты в обменных операциях. Криптовалюта не имеет физической формы, она существует только в электронной сети в виде данных (числа). Обмен криптовалютой происходит примерно так же, как обмен электронными письмами, отсюда гораздо меньшее время обработки операции, чем через банк, минимальные комиссии и отсутствие посредника 18.
Майнинг (англ. mining - добыча) — это процесс записи действий (транзакций) с криптовалютой в блокчейн (выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков информации) и внесение в общедоступную базу данных по всем операциям с этой валютой, которое отвечает за подтверждение данной транзакции.
Узлы сети используют блокчейн, чтобы отличить реальные транзакции от попыток потратить одни и те же средства дважды, так как вся цепочка блоков хранится у каждого пользователя целиком. При этом блокчейн основан на криптографии, а еще глубже — на сложных математических расчетах. Майнинг — единственный способ эмиссии любой криптовалюты — по сути, оказывается решением определенных математических задач с помощью компьютерного оборудования 19.
Майнинговая ферма (майнер) — комплект оборудования с программным обеспечением для майнинга. Оборудованием может служить мощная видеокарта (или набор из них), а также специально созданное оборудование типа ASIC. Майнинговой фермой может служить аренда мощностей дата-центра или облачного вычислительного сервиса 20.
Одиночный майнер типа Antminer T9 потребляет до 1 690 Вт энергии в час 21. За сутки — 40,56 кВт*ч. Майнер на основе видеокарты — около 30 кВт*ч в сутки 22. Однако таких майнеров очень много. Например, вся сеть самой распространенной криптовалюты биткойна расходовала в 2017 году 9 636 ГВт*ч или 1/16000 долю от всего мирового потребления 23. А математик Моритц Штрубе подсчитал, что по всему миру майнинг-оборудование потребляет 1,17 тераватт-часов электричества в месяц (примерно соответствует месячному потреблению электричества такой страны как Словения) 24.
Ингурская ГЭС — крупнейшая гидроэлектростанция Грузии, на долю которой приходится большая часть энергоснабжения Абхазии. Плотина находится на контролируемой властями Грузии территории, а четыре перепадные ГЭС на реке Эрисцкали, Гальское водохранилище и пульт управления контролируются властями Абхазии. Мощность ГЭС — 1300 МВт, среднегодовая выработка — 4430 млн кВт*ч 25.
По неформальной договоренности между Тбилиси и Сухуми, 40 процентов вырабатываемого станцией электричества потребляет Абхазия, а 60 процентов — Грузия 26. В то же время в последние годы Абхазия получает гораздо больше, так как ее потребление увеличилось примерно в десять раз 27.
Работающие малые гидроэлектростанции (а их осталось три) обеспечивают очень незначительную долю в общем количестве потребляемой энергии. На остальных 21 ГЭС, построенных еще в советское время, не осталось даже гидросооружений 28.
В республике действует одна перегруженная высоковольтная линия "Ачгуара". Для строительства новой линии по всей территории требуется от 3,5 до 4 млрд рублей, которых у Абхазии нет. Осенью 2018 года заработала СухумГЭС. На ее восстановление ушло шесть лет, а финансировали работы российские инвесторы. После капитального ремонта мощность СухумГЭС составляет 19,6 мегаватта, что на общую ситуацию в энергосистеме не влияет 29.