22:38 / 30.11.2020Родные троих дербентцев заявили о недоверии следователю по делу о пытках

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Проверку нового заявления о пытках троих жителей Дербента, обвиненных в терроризме, проводит следователь, который уже пять раз отказывал в возбуждении дела. Родственники обвиняемых добиваются отвода следователя, считая его заинтересованным лицом.

Как писал "Кавказский узел", житель Дербента Ислам Барзукаев, а также задержанные с ним Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев (в СМИ его имя указывалось также как Миразали Мизаралиев) заявили в марте, что их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания по делу о терроризме. Родственники задержанных неоднократно проводили акции протеста с требованием остановить "беспредел" в республике. В июле адвокат заявил, что Барзукаева без объяснения причин помещают в карцер и не оказывают медпомощь. Адвокат Барзукаева и Курбанова Тагир Шамсутдинов сообщил в октябре, что защита готовит обращение в Европейский суд по правам человека, так как российские правоохранительные органы отказываются расследовать заявление обвиняемых о пытках. 29 ноября стало известно, что Следком возобновил проверку по заявлению о пытках.

Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев были задержаны 15 июня 2019 года по подозрению в незаконном обороте оружия и боеприпасов. Родственники заявили, что до задержания они были похищены, и их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания. Позже им предъявили обвинение в участии в незаконном вооруженном формировании. По версии следствия, трое молодых людей организовали вооруженную группу и собирались поселиться в лесном массиве для "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". В январе в отношении  Барзукаева, Курбанова и Мирзалиева также было возбуждено уголовное дело по статье о создании террористического сообщества.  Все трое находятся под стражей.

Родственники арестованных добиваются беспристрастного рассмотрения их заявления о пытках

Возобновление проверки по сообщению о пытках Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзаали Мирзалиева адвокат Барзукаева и Гасанова Тагир Шамсутдинов связал с активной деятельностью их родственников.

"Следственные органы возобновили проверку по сообщению о пытках моих подзащитных. Возможно, это связано с активной деятельностью родственников, которые проводили акции протеста и писали жалобы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Тагир Шамсутдинов.

Он уточнил, что следственные органы до этого пять раз выносили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по пыткам, и сейчас готовится жалоба в Европейский суд по правам человека. "Нами было обжаловано четвертое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Суд не принял наши доводы. Таким образом, на национальном уровне наши возможности были исчерпаны, и поэтому началась подготовка к подаче жалобы в ЕСПЧ", - рассказал Тагир Шамсутдинов.

Возобновление проверки по материалам о пытках никак не повлияет на подготовку жалобы и передачи дела в Европейский суд, пояснил он. "Жалоба пока не подана, но мы не ждем результатов начавшейся проверки следствия", - добавил адвокат.

Новую проверку по заявлению о пытках проводит следователь, который до этого уже пять раз выносил постановление об отказе в возбуждения дела, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Елена Барзукаева.

По словам женщины, она и тетя Курбанова Зайнаб Рабаданова считают этого следователя заинтересованным, и поэтому подали заявление на имя руководителя Дербентского межрайонного следственного отдела об отводе следователя от дела. 25 ноября Елена Барзукаева получила уведомление от исполняющего обязанности руководителя следственного отдела о том, что в отводе следователя отказано.

Сегодня Елена Барзукаева и Зайнаб Рабаданова подали жалобу в Дербентский городской суд, в которой просят признать незаконным и необоснованным отказ в отводе следователя. Жалоба была зарегистрирована в суде, сообщила Елена Барзукаева.

Следствие по делу дербентцев подходит к завершению

Сторона защиты, по словам адвоката Шамсутдинова, завершила ознакомление с материалами дела, оно готовится к передаче в прокуратуру для утверждения обвинения.

"Мы ознакомились со всеми материалами дела. Теперь следствие должно направить его в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд", - рассказал Тагир Шамсутдинов.

По его словам, само обвинительное заключение сторона защиты еще не видела. "Пока еще рано говорить об окончательном обвинении. После того как мы получим обвинительное заключение, мы увидим, что предъявлено в последней редакции", - отметил он.

Следствие уже закончено, и жалоб на попытки оказать давление на обвиняемых нет, сказал адвокат. Ислам Барзукаев, добавил Тагир Шамсутдинов, находится в лазарете после операции на колене, он был допрошен по заявлению о пытках.

Мать Барзукаева собрала документы, чтобы доказать пытки сына

После проведенного Исламу Барзукаеву полного медицинского обследования, которого его мать добивалась с февраля этого года, он был прооперирован 12 ноября. "С февраля я билась и все-таки добилась, чтобы сына прооперировали", - заявила Елена Барзукаева. Женщина отметила, что теперь у нее есть заключения врачей и доказательства его пыток. "Мой сын был похищен и избит сотрудниками [силовой структуры], и я это доказала, хотя все это время следствие упорно защищало тех, кто избивал", - отметила Барзукаева.

МРТ-обследование показало у Ислама Барзукаева признаки разрыва мениска, лор-врач зафиксировал повреждение ушных перепонок и поставил диагноз "хронический отит", а невролог выписал лекарства, которые молодому человеку придется периодически принимать всю жизнь из-за сильного сотрясения головного мозга и частых головных болей, рассказала она.

По словам женщины, сразу после операции, которая была проведена под общим наркозом, Ислама Барзукаева отвезли обратно в камеру СИЗО. "Я ждала, пока Ислам выйдет из больницы, и увидела, что он после наркоза ходит сам, без костылей, опираясь на сотрудника полиции. В сопровождении конвоя его отвезли обратно в СИЗО, хотя должны были поместить в лазарет, чтобы он прошел реабилитацию. Я сразу написала жалобы, обратилась к начальнику СИЗО. Они начали оправдываться, что якобы врач не указал в выписке о курсе реабилитации. Ночью Исламу в СИЗО вызывали скорую помощь. Только после того, как я начала поднимать шум, его все же перевели в лазарет в Шамхале, и сейчас он находится там", - рассказала Елена Барзукаева.

Когда сын находился в больнице, матери позвонили из Дербентского межрайонного отдела Следственного комитета и пригласили к себе. "Попасть к следователю я смогла только через три дня. Причем вызывали только меня одну. Но я об этом рассказала и тете Гасана Курбанова Зайнаб, потому что все заявления мы пишем вместе. И поэтому мы к следователю пошли вместе. Следователь попросил нас повторно написать заявление о пытках. Мы уже писали в августе прошлого года, но в этот раз он предложил приложить и все медицинские документы. Мы подготовили заявление, передали его. В ходе допроса дали подробные объяснения. С наших слов следователь все записал, что в результате пыток сотрудниками [силовой структуры] у моего сына лопнула ушная перепонка, повреждено колено, понадобилась операция", - рассказала Елена Барзукаева.

Однако в последующем ей позвонил следователь Самурханов, который до этого пять раз выносил постановление об отказе в возбуждения дела на ее заявление о пытках. "Заявление принял и допрос проводил другой следователь, но потом оказалось, что наше заявление передали Самурханову. Он уже занимался проверкой нашего сообщения о пытках и не провел, как мы считаем, элементарных действий, в частности, не опросил ни Гасана, ни Ислама. Пять раз он выносил постановление об отказе. Возможно, он как-то заинтересован в исходе этого дела", - отметила Елена Барзукаева.

Автор:Расул Магомедов